Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении»
Цель: отработка навыков постановки знаков препинания при обращении, выявление особенностей обращения.
Задачи:
1. Образовательные: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложений с обращением; показать способы использования обращений в различных стилях речи.
2. Развивающие: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.
3. Воспитательные: воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
Оборудование: электронная презентация, интерактивная доска, компьютеры, бумага формата А-3, фломастеры, маркеры, магниты
Тип урока: практическое занятие
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: на доске схема - «Кластер», мультимедиапроектор, раздаточный материал, опорная схема, презентация.
Этапы урока:
Постановка проблемной ситуации:
Прочитайте языковой материал, Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1. Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай (3) с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай (4) Джим (5) на счастье лапу мне. Пожалуйста (6) голубчик (7) не лижись. Пойми со мной хоть (8) самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое (9) жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. (С. Есенин)
2. Простите (1) верные (2) дубравы! Прости (3) беспечный мир (4) полей (5) И легкокрылые забавы (6) Столь быстро улетевших дней! Прости (7) Тригорское (8) где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!)(9) Я к вашим возвращусь полям… (А.С. Пушкин)
3. Шуми (1) шуми (2) послушное ветрило (3) волнуйся подо мной (4) угрюмый океан. (А.С. Пушкин) 4. Здравствуй (1) Ветер! Ветер(2) здравствуй(3) ты куда летишь(4) вихрастый (5) что поднялся до зари? (И. Толмакова) 5. Мети(1) метель (2) мороз (3) морозь(4) Дуй (5) ветер(6) как назло,- Солдатам холодно поврозь А сообща- тепло. ( Н. Старшинов) 6. Пока свободою горим (1) Пока сердца для чести живы(2) Мой друг (3) отчизне посвятим (4) Души прекрасные порывы! Товарищ (5) верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна (6) И на обломках самовластья Напишут наши имена! (А.С.Пушкин) 7. Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная (1) вечерняя звезда (2) Твой луч осеребрил увядшие равнины (3) И дремлющий залив (4) и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет (5) в небесной вышине: Он думы разбудил (6) уснувшие во мне. (А.С.Пушкин) 8. До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья. Милый мой (3) ты у меня в груди. Предназначенное расставанье (4) Обещает встречу впереди. До свиданья (5) друг мой (6) без руки (7) без слова Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить (8) конечно (9) не новей. (С.А.Есенин) 9. Князь Гвидон тогда вскочил (1) Громогласно возопил: «Матушка моя родная (2) Ты (3) княгиня молодая! Посмотрите (4) вы (5) туда: Едет (6) батюшка (7) сюда». (А.С.Пушкин) 10. Прощай (1) немытая Россия(2) Страна рабов ,страна господ, И (3) вы(4) мундиры голубые(5) И (6) ты (7) им преданный народ. ( М.Ю. Лермонтов)
11. Ты (1) письмо(2) моё (3) милый (4) не комкай, До конца его (5) друг (6) прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть (7) чужой (8) на твоём пути. ( А.А. Ахматова)
12. Кто б ни был ты (1) печальный мой сосед(2) Люблю тебя (3) как друга юных лет(4) Тебя (5) товарищ мой случайный(6) Хотя судьбы коварною игрой Навеки мы разлучены с тобой Стеной теперь- а после тайной. ( М.Ю. Лермонтов)
13. Прочь(1) прочь (2) слеза позорная(3) Кипи (4) душа моя! Твоя измена чёрная Понятна мне (5) змея! Я знаю, чем утешенный По звонкой мостовой Вчера скакал как бешеный (6) Татарин молодой. ( М.Ю. Лермонтов)
14. Князю лебедь отвечает: «Вот что (1) князь(2) тебя смущает? Не тужи (3) душа моя(4) Это чудо знаю я. Эти (5) витязи морские(6) Мне ведь(7) братья (8) все родные. Не печалься же ,ступай, В гости братьев поджидай.» (А.С.Пушкин) 15. Ты видишь (1) добрый мой читатель(2) Тут злобы чёрную печать! Скажи (2) Зоил(3) скажи (4) предатель(5) Ну как и что мне отвечать? Красней (6) несчастный (7) бог с тобою! Красней (8) я спорить не хочу; Довольный тем, что прав душою, В смиренной кротости молчу. Но ты поймёшь меня (9) Климена ( 10) Потупишь томные глаза…. (А.С.Пушкин) 16. «Месяц (1) месяц (2) мой дружок (3) Позолоченный рожок! Ты встаешь (4) во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды (5) смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты (6) царевны (7) молодой? Я (8 )жених (9) ей». (А.С.Пушкин)
|
17. «Как (1) милый (2) Петушок (3) поёшь ты громко , важно!»- «А (4) ты(5) Кукушечка (6) мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всём лесу у нас такой певицы нет!»- «Тебя (7) мой куманёк (8) век слушать я готова».- «А ты(9) красавица(10) божусь, Лишь только замолчишь , то жду я не дождусь<…>» «Спасибо (11) кум; зато по совести моей Поёшь ты лучше (12) райской птички». ( И.А. Крылов)
18. « Ах (1) няня(2) няня(3) я тоскую, Мне тошно(4) милая моя: Я плакать, я рыдать готова!..»- « Дитя моё (5) ты (6) нездорова; Господь (7) помилуй и спаси! Чего ты хочешь , попроси… Дай(8) окроплю святой водою, Ты вся горишь…»- «Я не больна: Я…знаешь (9) няня…влюблена».- «Дитя (10) моё (11) господь(12) с тобою!»- И (13) няня (14) девушку с мольбой Крестила дряхлою рукой. (А.С.Пушкин) 19. Уж (1) вы (2) девицы (3) вы (4) затейницы(5) Вы (6) головушки (7) неразумные (8) Что вы шутите над невестою? (В. К. Кюхельбекер)
20. Раззудись (1) плечо! Размахнись (2) рука! Ты (3) пахни (4) в лицо, Ветер (5) с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи (6) коса, Как пчелиный рой! Молоньей (7) коса (8) Засверкай кругом! Зашуми (9) трава(10) Подкошонная; Поклонись(11) цветы(11) Головой земле! ( А. Кольцов)
21. Вставая с первыми лучами ( 1) Теперь она в поля спешит И (2) умиленными очами Их озирая ( 3) говорит: «Простите ( 4) мирные долины (5) И вы (6) знакомых гор вершины(7) И вы (8) знакомые леса; Прости (9) небесная краса (10) Прости (11) веселая природа; Меняю милый ( 12) тихий свет На шум блистательных сует... Прости ж и ты (13) моя свобода! Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит( 14) судьба моя?» (А.С.Пушкин)
22. Я никому не мог сказать (1) Священных слов «отец» и «мать». Конечно (2) ты хотел (3) старик (4) Чтоб я в обители отвык (5) От этих сладостных имен – Напрасно: звук их был рождён Со мной. (М.Ю.Лермонтов) 23. Прощай( 1) мой (2) товарищ (3) мой верный слуга(4) Расстаться настало на м время… Вы(5) отроки-други (6) возьмите коня. (А.С.Пушкин)
24. Отец( 1) отец (2)оставь угрозы(3) Свою(4) Тамару (5) не брани. О(6) не брани (7)отец(8) меня. Я (9)гибну (10) сжалься надо мною! (М.Ю.Лермонтов)
25. Ах (1) ты(2) степь (3) моя, Степь привольная, Широко(4) ты (5) степь(6) Пораскинулась, К морю Черному Понадвинулась! ( А. Кольцов)
26. Капли жемчужные (1) капли прекрасные (2) Как хороши (3) вы (4) в лучах золотых (5) И как печальны (6) вы (7) капли ненастные (8) Осенью черной на окнах сырых. (С. Есенин) 27. До свидания (1) мальчики! Мальчики(2) постарайтесь вернуться назад. Нет(3) не прячьтесь(4) вы(5) будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите (6)вы... И все-таки постарайтесь вернуться назад. До свидания (7)девочки! Девочки(8) Постарайтесь вернуться назад. (Б. Окуджава)
28. Чуть горит зари полоска узкая, Золотая, тихая струя… Ой (1)ты(2) мать-земля родная(3) русская(4) Дорогая родина моя! Ты гори(5) зари полоска узкая! По земле ползёт пожара дым… Мы тебя(6) земля родная(7) русская(8) Никогда в обиду не дадим! (И. Молчанов)
29. …Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая (1) шути (2) улыбайся (3) Не буди только память во мне (4) Про волнистую рожь при луне. Шаганэ(5) ты моя (6) Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может (7) думает обо мне... Шаганэ (8) ты моя (9) Шаганэ. (С. Есенин)
30. И (1) будто оживлённый (2) Тростник заговорил- То голос человека И голос ветра был. И пел тростник печально: « Оставь (3) оставь (4) меня! Рыбак (5) рыбак (6) прекрасный (7) Терзаешь (8) ты (9) меня!» (М.Ю. Лермонтов)
|
Объясните, какую закономерность вы можете выявить при расстановке знаков препинания? Что это за явление?
Открытие нового знания.
Прочитайте теоретический материал, заполните таблицу. (на слайде)
1. Понятие об обращении |
|
2. Способы выражения обращения 3. Позиция обращения в предложении и знаки препинания в предложениях с обращениями |
|
4. Обращения в древнерусском языке. |
|
5. Обращения в разговорной речи, фольклорных произведениях и художественной литературе |
|
|
|
1. Обращение – слово или сочетание слов, которые называют адресата речи, то есть того, к кому обращается говорящий.
2. Чаще всего в роли обращений выступают собственные имена; реже клички животных или названия неодушевленных предметов. Например: Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. Дай, Джим, на счастье лапу мне.Куда ты, тропинка, меня завела?
3. В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа существительного или другой частью речи в роли существительного. Например: Я помню о тебе,мама. Я помню о тебе, родная.
4. Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте: в начале предложения, в середине, в конце. Отец! Отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани. Бабушка, почитай мне. Почитай мне, бабушка.
5. Обращение не является членом предложения, в какой бы позиции оно ни стояло. После обращения, не входящего в состав предложения, ставится, как правило, восклицательный знак. Обращение, входящее в состав предложения, выделяется запятыми. Друзья! Я рад вас видеть. Друзья, я рад вас видеть. Я рад вас видеть, друзья. Вы знаете, друзья, я всегда рад вас видеть.
6. Для выражения обращений в древнерусском языке существовала особая форма звательного падежа. Следы его можно встретить в литературе XIX в., например: Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин). Такие формы сохранились частично в современном русском языке: господи, боже, отче.
7. В разговорной речи для выражения обращений часто используются усеченные формы имен существительных, например: Тань! Мам!
8. В фольклорных произведениях встречаются особые типы обращений, представляющие собой тавтологические повторы: путь-дороженька, друзья-товарищи, грусть-тоска.
9. Для художественных произведений характерны распространенные обращения. Обычно это существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями и приложениями. Эти обращения характеризуют предмет или лицо, передают отношение к нему. Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С.А. Есенин)
Отработка полученных знаний и умений:
Объяснительный диктант.
Проставить знаки препинания. Обращения подчеркнуть.
1. Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама- республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми лопата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом опальный о Пушкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! Дитя моё ты нездорова (А.С.Пушкин). П.Да ты красавица готова? (А. С. Пушкин).
Творческое задание (по выбору):
1) Дописать текст, вводя обращение к ветру, солнцу, луне (на выбор) в стиле древней повести.
О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу!
2) Составьте текст рекламы, используя обращение.
3) Составьте предложения, в которых обращение стоит:
а) вне предложения: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов); б) в начале предложения: Соседка, перестань срамиться! (И. А. Крылов); в) в середине предложения: Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А. Кольцов); г) в конце предложения: О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф. Тютчев).
Составление таблицы. Заполните таблицу примерами, из приведенных ниже.
Запятая при обращении
1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая. |
|
2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон. |
|
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком. |
|
4. Однородные обращения, соединенные союзом и или да, запятой не разделяются. |
|
5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющимися обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. |
1. Друг Дельвиг, мой парнасский брат, твоей я прозой был утешен. (А. Пушкин.) 2. Начинай серенаду, скворец! (Н. Заболоцкий.) |
3. Простите, мирные долины, И вы, знакомых гор вершины, И вы, знакомые леса. Прости, небесная краса, Прости, веселая природа. (А. Пушкин.) |
4. Опять я ваш, о юные друзья. (А. Пушкин.) 5. О Волга, колыбель моя! (Н. Некрасов.) 6. О, Даша, посмотри, как здесь красиво! |
7. Здравствуй, солнце да утро веселое! (И. Никитин.) |
8. Петька, да Петька же, куда ты запропастился? 9. Мам, а мам, когда поедем? |
Составьте алгоритм-схему «Постановка знаков препинания при обращении».(на слайде)
Домашнее задание.
Задание №1
Найдите обращения и расставьте знаки препинания в следующих предложениях.
Друзья мои прекрасен наш союз!
Проходите дорогие гости.
Здравствуй Маша!
Что делаешь Алеша в столь поздний час?
Куда ты мчишься Русь?
Уважаемые школьники не забудьте поставить запятую после обращения.
Я еще раз хочу вам напомнить мои дорогие слушатели что обращение выделяется запятыми.
Задание №2.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.
Список литературы
1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Литневская Е.И. и другие. Русский язык.
2. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
3. Licey.net(Источник).
4. Evartist.narod.ru(Источник)
5. Все об осложненных предложениях (Источник).
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Розенталь Д.Э. и др. Справочник (Источник).
2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.