Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения
Оценка 4.8

Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения

Оценка 4.8
doc
03.03.2020
Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения
Лекция _ИПК1111.doc

Лекция

Тема: Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения

Задачи:

- ознакомить слушателей с особенностями педагогического процесса и основными принципами обучения;
- сформировать представление об активных формах и методах производственного обучения;

- раскрыть требования к личности мастера п/о;

- дать представление о педагогических технологиях на уроках производственного обучении;

Педагогическая технология:

а) это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели;

б) это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств.

            Форма – (от лат. forma — внешний вид, оболочка) - это способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

            Метод (от лат. metodos — путь, способ) - это путь достижения (реализации) цели и задач обучения; это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и педагога в процессе обучения

.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».

Когда ученик занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Вопрос 1: Как вы думаете, почему учащийся не хочет учиться?

(не сформирован познавательный интерес; низкое качество урока: шаблон, однообразие, формализм, скука).

На ум сразу приходит традиционный урок с опросом, объяснением нового материала и его закреплением.

Понятно, что активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.

Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

          Многие преподаватели, мастера п/о ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения и закрепления нового материала.

           

            Вопрос 2: Есть ли что-то общее между уроком теоретического обучения и уроком п/о? Чем отличается урок производственного обучения от урока теоретического обучения?

 

Для урока производственного обучения характерны общие закономерности учебного процесса (организационный момент, актуализация опорных, теоретических знаний, мотивация, опрос, организация самоконтроля и контроля, подведение итогов урока, рефлексия и т.д.).

Специфика проведения урока производственного обучения заключается в следующем:

- в отличие от уроков теоретического обучения урок п/о продолжается 3-6 часов;

- обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе создания ими материальных ценностей;

- преобладающую часть времени на уроке производственного обучения учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична;

- мастер осуществляет лишь общее руководство деятельностью учащихся.;

- на уроке производственного обучения необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим;

- формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы как с сильными, так и со слабыми учащимися.

 

В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между педагогом и учащимися с целью приобщения учащихся к определенным знаниям и ценностям; формирования у них предметных и профессиональных компетенций.

            С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы (или 3 метода) взаимодействия педагогов и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

 

Схема 1 Пассивная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 2 Активная форма                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Схема 3 Интерактивная форма

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         (Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Связь участников образовательного процесса осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы:  

- относительно легкая подготовка к уроку;

- возможность преподнести довольно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие педагоги предпочитают пассивный метод остальным методам.

Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Если на схеме 1 основным действующим лицом и менеджером урока был педагог, то здесь участники образовательного процесса находятся в равных правах. Уроки по схеме 1 предполагают авторитарный стиль взаимодействия.  Активные уроки опираются на демократический стиль.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод (схема 3) («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогм, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Педагог также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых учащийся изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

 

Методы производственного обучения

 

В профессиональной педагогике существуют две точки зрения на методы производственного обучения.

Одни ученые утвержда­ют, что формирование теоретических знаний и производствен­ных умений и навыков — сходные процессы. Вследствие этого в теоретическом и производственном обучении применяются одни и те же методы, специфика лишь в форме их реализации.

Другие указывают на специфику процесса формирования производствен­ных умений и навыков. Причем подчеркивают, что для производ­ственного обучения характерна репродуктивная деятельность. Уча­щиеся вынуждены повторить несколько раз одну и ту же опера­цию, чтобы закрепить формируемое умение.

Согласно данной точке зрения, для производственного обучения характерны практиче­ские методы: лабораторные работы, упражнения и т.д.

Для объяснения сущности методов производственного обуче­ния необходимо рассмотреть связь содержания с характером дея­тельности обучаемых.

 

 

Теоретическое обучение

Производственное обучение

1. Характер деятельности учащихся

Результат деятельности учащихся

1. Характер деятельности учащихся

Результат деятельности учащихся

Познавательный

Формирование понятий, развитие технического мышления

Преобразующий

Матери­альные объекты (собранные механизмы, блоки радиоаппарату­ры, приготовленные блюда и др.)

2. Внешняя сторон учебно-по­знавательной деятельности учащихся

Знаковая деятель­ность (деятельность учащихся носит преимущественно познавательный ха­рактер. Результатом ее является формирование понятий, развитие технического мышления. Каждому понятию соответствует опреде­ленный знак (символ)

 

Самостоятель­ная работа — основная форма учебно-производственной деятель­ности учащихся (самостоятельное решение хотя бы небольших производственных задач на каждом этапе урока).

3. Преобладающие методы обучения

Все имеющиеся, кроме метода показа трудовых действий и тренировочного.

- Метод показа трудовых действий

- Диалогический метод (беседа, эвристическая беседа)

- Тренировочный метод, органи­зующий процесс формирования производственных умений с по­мощью имитационных упражнений

- С широким внедрением тренажеров в производственное обуче­ние особую роль в процессе формирования профессиональных умений приобретает алгоритмический метод. Роль этого метода велика в процессе обучения учащихся тех­нической диагностике. Он помогает решать задачу обучения уст­ранению неисправностей того или иного технического объекта.

 


Продуктивные технологии на уроках производственного обучения

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности.

В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.

 

Технология

Призвана обеспечить

Особенности

Личностно ориентированное обучение

 

Необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого

1. Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
3. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
4. Оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
5. Поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
6. Создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

7. Создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

Коллективный способ обучения

Обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. Особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

1.   Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

2.   Актуализируются полученные опыт и знания;

3.   Каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

4.   Повышается ответственность за результат коллективной работы;

5.   Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

 

Игровая форма занятий

Создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность;

2. Творческий, очень активный характер этой деятельности;

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; 

4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

 

Метод проектов

Позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся; дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

1.   Развитие познавательных, творческих интересов учащихся;

2.   Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

3.   Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

4.   Развитие критического мышления.

Информационные технологии

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень.

Психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Наиболее яркое средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.

Технология обучения в сотрудничестве

Может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств.

Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся

1. Участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
2. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами; в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.
3. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Технология развивающего обучения

Обеспечивает кроме знаний, умений и навыков способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного обучения.

1. Развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

2. Обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности.
3. Формирование творческого отношения к практической деятельности;

4. Формирование профессиональных умений; овладение способами  критического мышления;

5. Развитие воображения, внимания, памяти, воли;

6. Формирование культуры общения.

Проблемное обучение

В ходе проблемного обучения преподаватель (мастер п/о) широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. Изложение осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия.

Проблемное изложение может опираться на научные достижения, передовые производственные технологии или на путь доказательного раскрытия способа решения поставленной проблемы.

Непосредственный результат проблемного обучения – усвоение способа и логики решения данной проблемы или даже группы проблем, но еще без умения их применять самостоятельно.

В проблемном обучении часто используется проблемно-поисковая или эвристическая беседа. По ходу этой беседы перед учащимися ставится ряд логически связанных вопросов, при ответах на которые учащиеся должны высказывать свои предположения и пытаться доказать правоту своих слов (в том числе, и выполнением практического задания) таким образом проявляя самостоятельность в освоении знаний и практических умений и навыков.

Наглядные пособия приобретают несколько другое назначение при проблемном обучении. Они используются не для облегчения запоминания нового материала, а для постановки учебных задач и создания каких-либо проблемных ситуаций на уроке.

В целях приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям мастера организуют проведение производственного обучения таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл: приготовление раствора, выбора вида кладки до готового фрагмента строительного объекта с практическим применением на производстве

 

1. Способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности; 2. Повышает интерес и мотивацию к учению;

3. Развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому и прочному усвоению изученного материала.

 

 

 

1.1              Формы организации учебной работы на занятии

 

  Типы уроков производственного обучения:

§  вводные уроки (первичное практическое ознакомление с  новой областью в профессиональной деятельности);

§  уроки освоения новых профессиональных умений;

§  уроки упражнений (используются в тренировочный период; преобладающим элементом на них является повторное выполнение учащимися упражнений в производственных действиях и  операциях);

§  уроки формирования навыков (по выполнению комплексных работ);

§  уроки формирования сложных умений (выполнение работ по методу новатора);

§  уроки развития творческих умений, навыков (профессиональных компетенций);

§  уроки самостоятельного выполнение учебно-производственных заданий;

§  контрольно-проверяющие уроки;

§  уроки по изучению типовых приемов и операций

§  уроки по выполнению простых комплексных работ

§  уроки по выполнению сложных комплексных работ

§  совмещенный (бинарный урок)

 

Виды уроков теоретического и производственного обучения

 

1.  Урок – викторина. Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач,  законов, норм, правил, дат, фамилий, биографических сведений. Вопросы могут быть розданы заранее или держатся втайне.

2.   Урок – лекция.

3.   Урок – поиск. В начале урока педагог ставит проблему, знакомит учащихся, если это необходимо с известными образцами и решениями, идет поиск новых идей, в конце урока проходит анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

4.   Урок- экскурсия

5.   Урок – экспедиция

  6.    Урок взаимообучения. Учащиеся и преподаватель во время беседы или круглого стола делятся своими знаниями по предложенной теме.

7.   Урок пресс- конференция.

8.  Проблемно-обучающий зачет как форма урока.

9.  Конкурс знаний, умений и навыков.

9.  Деловые, ролевые, ситуационные игры. Важно при проведении этих уроков применять активный поиск знаний, умение анализировать, принимать решения, общаться.

10.  Урок – документальный практикум. Каждому учащемуся дается строго сформулированное задание, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Задача учащихся – на основе изучения материалов провести глубокий анализ этих материалов, разработать технологи решения проблемы.

11.  Урок – игра. Игра со всеми атрибутами, переодеваниями, костюмами. Фантазированием, актерством.

12.  Урок – конференция. За месяц до урока учащиеся получают для обдумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл преподавателя – познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Докладчики должны отвечать на поставленные перед ними вопросы. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений.

13.  Урок-поход. В классе или мастерской моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции.

14.  Урок самостоятельного поиска знаний. Во всех случаях проведения  урока самостоятельного поиска знаний рассматривается не только поиск знаний, но и активное применение их.

15.  Урок творчества

16.  Урок – переговоры. Этот урок проводится в форме имитационной игры с целью выяснения сложных обстоятельств и причин, породивших то или иное явление

17.   Урок – соревнование. За несколько дней до урока группа делится на две команды. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается 30 секунд на обсуждение.

18.   Урок – экзамен

19.   Урок – тестирование. Проводится с помощью компьютера или обычным способом. Каждый учащийся получает задачи или иные задания с вариантами решений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор.

20.   Урок – отчет.  Учащийся объясняет, как он выполнял задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, какая была поставлена задача.

21.   Урок-семинар. Учащиеся ищут после изучения темы доказательства и опровержения по предложенным педагогом проблемам и выписывают интересные и необходимые цитаты. Необходимо определить проблемно-поисковый характер, создать научную ученическую группу, чтобы все учащиеся были охвачены учебной деятельностью.

22.   Инструктивный урок.

23.   Урок изучения рационализаторских предложений Учащиеся, предварительно изучив опыт передовиков производства, практически анализируют рационализаторские предложения, определяют обусловленность выбора способов решения, эффективность реализации.

24.      Зачет

25.      Контрольная, практическая, лабораторная работа

 Неурочные формы обучения:

§  Урок-экскурсия

§  Выполнение учащимися домашних заданий

§  Учебная конференция

§  Консультации, групповые и индивидуальные занятия

§  Факультативные занятия

§  Кружки технического творчества

§  Практические зачеты

§  Олимпиады, конкурсы

§  Диспуты

§  Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим

§  Обучение учащихся в составе ученических бригад

§  Обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих

§  Обучение учащихся на штатных рабочих местах и др.

 

Постановка целей урока

 

Наиболее важнейшим элементом при составлении плана урока, при проведении самого урока является правильная постановка целей урока:

Цели – это    контролирующая сила урока, направляющая деятельность педагога и учащихся на конечный результат урока.

Если цели урока определены правильно и восприняты каждым учащимся, то они способствуют активизации мыслительной деятельности, обусловливают организацию учебной работы в строго определенном русле, т.е. цели урока  служат опорной точкой для  отбора содержания форм, методов и средств обучения.

Предложенные варианты формулировок помогут мастеру п/о правильно сформулировать такую цель урока, которая будет полностью соответствовать его содержанию и задачам.

При составлении плана урока необходимо определять три цели урока: обучающую, развивающую, воспитательную.

 

Таблица примерных формулировок целей урока п/о

 

 

Обучающая цель

 

Развивающая цель

Воспитательная цель

- Овладеть знаниями по …,

- Обобщить …,

- Формировать… ,

- Закрепить …,

- Рассмотреть …., 

- Формирование системы умений и навыков в изучаемой области профессиональной деятельности,

- Формирование умений применения теоретических знаний на практике, 

- Создание психологической основы для качественной работы на …..  оборудовании,

- Закрепление и углубление знаний о типах и видах….,      

- Формирование репродуктивных умений применения знаний на практике,

- Формирование системы специальных профессиональных умений…,

- Дать представление учащимся о ...

- Сформировать у учащихся понятие (представление) о ...

- Подвести к выводу о ...

- Научить применять знания по теме “..............” на практике и в повседневной жизни,

- Устранить пробелы в знаниях по теме.....

- Обучить новому способу действия...

- Сформировать умение находить связь между понятиями .....

- Научить учащихся  выполнять задания по образцу,

- Формирование умений применять полученные знания на практике,

- Формирование умений применять полученные знания для решения учебно-производственных задач.

 

- Развитие творческого мышления, памяти, внимания,  наблюдательности, воли

- Содействовать развитию …..,

- Формирование навыков профессионального ориентированного (логического, абстрактно – логического) мышления,

- Развитие зрительно – моторных умений и свойств,

- Развитие эстетического вкуса,

- Развитие умений выделять существенные признаки и свойства...

- Развитие абстрактного мышления...

- Формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде...

- Формирование способности выделять главное, составлять план, тезисы,

- Развитие познавательной активности, самостоятельности.

- Развитие внимания, наблюдательности, настойчивости в достижении целей,

- Развитие конструкторско-технических умений, способности нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач,

- Формирование и развитие культуры труда,

- Развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности,

- Развитие умений самостоятельно приобретать знания, привычек самообразования и совершенствования в избранной профессии.

 

 

- Воспитание интереса к выполнению…,

- Воспитание потребности в качественном выполне­нии….работ….,

- Воспитание чувства от­ветственности в работе, чувства уверенности в себе при выполнении ---- работ,

- Воспитание навыков са­моконтроля,

- Воспитание трудолюбия и аккуратности при вы­полнении….,

- Воспитание уважения к труду,

- Воспитание бережного отношения к учебному оборудованию и инструментам,

- Воспитание уважения к избранной профессии,

- Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, взаимоуважения, коллективизма,

- Воспитание самостоятельности и ответственности в принятии решений,

- Воспитание патриотизма и любви к Родине,

- Воспитание усидчивости, умения выполнять однообразную монотонную работу,

- Воспитание культуры труда, культуры речи.

 

 

 

 Методы обучения, используемые в работе мастера производственного обучения:

1.            Словесные методы

à        Устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция)

à        Работа с технической литературой

à        Учебная дискуссия

à        Инструктаж

à        Письменное инструктирование

à        Аудио-, видеозаписи

 

2.            Письменное инструктирование

à        Инструкционные карты

à        Инструкционно-технологические карты

à        Учебные алгоритмы

à        Карточки-задания

 

3.            Наглядно-демонстрационные

à        Демонстрация наглядных пособий

à        Показ трудовых приемов и операций

à        Самостоятельное наблюдение учащихся

à        Использование технических средств обучения

 

4.       Практические методы

à        Упражнения

à        Лабораторно-практические работы

à        Графические работы

à        Упражнения на тренажерах

à        Упражнения на учебном оборудовании и технике

à        Учебно-производственные экскурсии

 

 

Виды самостоятельной работы на уроке

   Для заполнения этой графы перспективно-тематического плана и плана урока необходимо перечислить те виды самостоятельной  работы, которые планируется использовать на данном уроке:

Ø  Решение задач творческого характера

Ø  Упражнения

Ø  Работа с технической, справочной и др. литературой

Ø  Разработка технологической схемы

Ø  Разработка инструкционных или инструкционно-технологических карт

Ø  Работа с текстом, первоисточниками, словарем

Ø  Сборка, разборка узлов или агрегатов

Ø  Составление отчета

Ø  Выполнение схем, чертежей, эскизов, рисунков

Ø  Самостоятельная работа по выявлению неисправностей оборудования

Ø  Анализ (самоанализ) ошибок в выполненной работе

Ø  Работа с раздаточным материалом и др.

 

Вводный инструктаж 

 

                      Содержание вводного инструктажа мастера может быть примерно следующим:

  • ознакомление учащихся с темой и целью предстоящего занятия,
  • ознакомление учащихся с содержанием учебного задания предстоящей работы, с чертежами, технологическими картами и техническими требованиями;
  • показ необходимых материалов, инструмента и приспособлений,
  • показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания, готовых изделий;
  • объяснения методов контроля качества работы,
  • объяснение правил техники безопасности,
  • проведение пробного выполнения учащимися показанных новых приемов, повторные показы и объяснения приемов работы, в выполнении которых большинство учащихся допускает ошибки;
  • проверка усвоения учащимися изложенного материала путем привлечения нескольких учащихся для демонстрации приемов работы и объяснения способов выполнения задания.

На некоторых занятиях (например, по вождению тракторов, комбайнов и автомобилей) следует объяснить и место занятия, маршрут движения.

          

Текущий инструктаж

 

           После окончания вводного инструктажа, получив задание, учащиеся приступают к самостоятельному выполнению запланированных работ.

           Эта часть урока является основной. Цель текущего инструктажа – контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащихся. 

 

Примерные цели обходов:

·         проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности;

·         проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов и технологического процесса выполнения работы;

·         проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и технологическими картами;

·         оказание помощи учащимся при наладке и пуске оборудования;

·         проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание помощи учащимся;

·         проведение индивидуальных инструктажей, если учащийся начал допускать ошибки;

·         проверка умения пользоваться технической и справочной литературой;

 

Заключительный инструктаж

 

           Каждый урок в производственном обучении заканчивается заключительным инструктажем.

Основная цель заключительного инструктажа – подведение итогов урока. На заключительном инструктаже проводится:

·         сообщение и достижение цели урока;

·         разбор совместно с учащимися типичных ошибок и характерных недостатков, допущенных при выполнении работ, организации рабочих мест, указание путей их предупреждения и устранения, рабочих мест, указание путей их предупреждения и устранения, анализ соблюдения правил техники безопасности;

·         рассмотрение случаев потерь рабочего времени, допущения брака и анализ их причин;

·         сообщение оценок за выполнение работы;

·         показ лучших учебно-производственных работ учащихся и анализ их работы;

·         сообщение учащимися темы следующего урока и выдача домашнего задания.

Домашнее задание

 

Домашнее задание мастер ведет в зависимости от содержания предстоящего учебного материала, и вида, и периода обучения.

           Во время изучения операционных тем домашнее задания могут включать следующие моменты:

- изучение предстоящего учебного материала по учебнику, конспекту и другим пособиям;

- выполнение рабочего чертежа той детали, которую предстоит учащемуся изготовить на очередном уроке;

- составление операционной карты и т.д.

В период выполнения комплексных работ тематика домашних заданий может быть такой:

- выполнение рабочего чертежа изделия, которое предстоит изготовить на очередных занятиях;

- составление технологии выполнения работы;

- дополнение недостающих данных в технологической карте и т.д.

 


 Критерии оценки комплексной работы:

 

Показатели оценки

Баллы

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

1. Качество работы (выполнение технических требований).

Отличное, в соответствии с установленными техническими условиями.

Хорошее, в соответствии с техническими условиями.

Удовлетворительное выполнение работы в пределах технических условий, но после исправлений по указанию мастера.

Нарушения основных технических условий (брак в работе).

2.Выполнение нормы времени.

Выполнение и перевыполнение установленной нормы.

Выполнение установленной нормы.

Выполнение установленной нормы.

Выполнение установленной нормы.

3.Организация труда и рабочего места.

Правильная организация труда и рабочего места; твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций и безошибочное применение их в разнообразных видах работ; полная самостоятельность в планировании и выполнении задания.

Самостоятельное планирование и выполнение задания при несущественной помощи мастера, достаточно прочное усвоение приемов выполнения производственных работ и использование их в разнообразных условиях; правильная организация труда и рабочего места.

Отдельные нарушения в организации труда или рабочего места; усвоение основных приемов выполнения производственных операций или работ и применение их в разнообразных условиях; недостаточная самостоятельность в планировании и выполнении работы

Слабое усвоение основных приемов, систематическое нарушение организации труда и рабочего места; неумение самостоятельно планировать и выполнять работу; нарушение правил техники безопасности.

 


Лекция Тема: Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения

Лекция Тема: Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения

Специфика проведения урока производственного обучения заключается в следующем: - в отличие от уроков теоретического обучения урок п/о продолжается 3-6 часов; - обучение проводится, как правило,…

Специфика проведения урока производственного обучения заключается в следующем: - в отличие от уроков теоретического обучения урок п/о продолжается 3-6 часов; - обучение проводится, как правило,…

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают…

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают…

Для объяснения сущности методов производственного обуче­ния необходимо рассмотреть связь содержания с характером дея­тельности обучаемых

Для объяснения сущности методов производственного обуче­ния необходимо рассмотреть связь содержания с характером дея­тельности обучаемых

Продуктивные технологии на уроках производственного обучения

Продуктивные технологии на уроках производственного обучения

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры

Наиболее яркое средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Наиболее яркое средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Проблемное изложение может опираться на научные достижения, передовые производственные технологии или на путь доказательного раскрытия способа решения поставленной проблемы

Проблемное изложение может опираться на научные достижения, передовые производственные технологии или на путь доказательного раскрытия способа решения поставленной проблемы

Проблемное обучение В ходе проблемного обучения преподаватель (мастер п/о) широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения

Проблемное обучение В ходе проблемного обучения преподаватель (мастер п/о) широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения

Урок – документальный практикум

Урок – документальный практикум

Диспуты § Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим §

Диспуты § Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим §

Овладеть знаниями по …, - Обобщить …, -

Овладеть знаниями по …, - Обобщить …, -

Упражнения à Лабораторно-практические работы à

Упражнения à Лабораторно-практические работы à

Эта часть урока является основной

Эта часть урока является основной

Критерии оценки комплексной работы:

Критерии оценки комплексной работы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020