ТЕМА: «Активные формы и методы работы с детьми «группы риска».
Вовлечение их в социально-значимую деятельность»
(выступление на ШМО классных руководителей)
В последнее десятилетие мы все чаще сталкиваемся с понятием дети «группы риска». Что же оно означает?
Под «группой риска» мы предполагаем детей, поведение которых отклоняется от общепринятых норм и правил поведения в обществе. Иными словами – это девиантное поведение. Согласно словарю Ожигова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и правил общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения:
- антисоциальное поведение
- асоциальное поведение
- аутодеструктивное поведение
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих (насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство; мелкое хулиганство; вандализм; порча чужого имущества; торговля наркотиками.
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений (побеги из дома; систематические пропуски в школе; агрессивное поведение; ложь; настенные надписи и рисунки непристойного характера; ненормативная лексика.
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности (курение; токсикомания; наркомания; вскрытие вен; алкоголизм; суицид; беспорядочные половые связи).
Основные факторы, которые подталкивают детей на отклоняющееся поведение: семья, наследственность, проблемы в подростковом возрасте, отсутствие прочных социальных связей.
К сожалению, часто, мы – взрослые не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми. Зачастую не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.
Какова же роль педагогов и родителей в профилактической работе? Профилактика заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.
Формы и методы работы с детьми «группы риска».
1. Оказание учителями индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь мы используем диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.
2. Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.
При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.
3. Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:
Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.
4. Создание комфортных условий ребенку в коллективе:
Чаще всего совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.
5. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.
Это может быть включение ребенка в школьное самоуправление, кружки доп. Образования и внеурочную деятельность. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.
6. Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.
7. Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.
В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.
«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.
В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних.
Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории.
Алгоритм действий:
- групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, на основе личных наблюдений, анкетирования, беседы;
- диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;
- анализ полученных данных;
- выявление причин отклонений;
- определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
- планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;
- реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;
- анализ динамики развития; корректировка программы развития.
Любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.