Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ДВОРОВЫЕ ЗАБАВЫ
«Пекарь»
Правила игры
Играть лучше в теплое время года в ограниченном, но достаточно широком
коридоре (только не на проезжей части!). (Желательно использовать школьные
баскетбольные площадки под открытым небом.) Для игры потребуются пустые
консервные банки (2), один кусок мела или кирпича, палки длиною около 80 см
для каждого игрока.
П о д г о т о в к а игровой территории. На расстоянии 40 см друг от друга
нужно нарисовать семь полос. Каждая полоса помечается буквами: С – солдат,
Л – лейтенант, К – капитан, Г – генерал, М – маршал, П – принц, К – король.
Примерно на расстоянии 3 м от последней «королевской» полосы посередине
игрового поля рисуют круг диаметром 30 см, куда устанавливаются консервные
банки.
В ы б о р п е к а р я . Все игроки становятся за дальней «солдатской» чертой,
один конец палки держат в руках, другой устанавливают на носок. Задача –
размахнувшись ногой, толкнуть палку как можно дальше. Тот, чья палка
окажется ближе всех, будет пекарем.
1й этап. Сначала все игроки по очереди бросают палки от дальней черты,
стараясь сбить банку. Тот, кому это удается, переходит в следующее звание. В
следующий раз он будет кидать палку с более близкого расстояния. Пекарь пока
стоит в стороне и, если нужно, поправляет сбитые банки.
2й этап. Итак, все палки брошены. Территория пекаря начинается за
последней «королевской» чертой. Игроки в безопасности (их нельзя осалить),
пока они не пересекают эту черту.
З а д а ч а и г р о к о в . Подобрать свою палку и сбить банку. Банка считается
сбитой, когда полностью покидает круг.
З а д а ч а п е к а р я . Дотронуться до игрока, успевшего пересечь последнюю
черту, и сбить банку, крикнув его имя – имя нового пекаря.
Пекарь не меняется, если банку удается сбить комуто из игроков.
Игра становится интереснее, когда ктото из игроков достигает маршальского
звания – его нельзя осалить на поле, пока он не взял в руки палку.
Если игрок становится пекарем, он теряет все звания. В следующий раз ему
придется двигаться по иерархической лестнице сначала.Если ваша палка упала крестом с другой палкой, то вы можете взять этот
«крест» и вернуться за линию. При этом пекарь не может вас осалить, но вам
нельзя размыкать палки. Если палки разомкнулись, то вы теряете защиту от
пекаря.
П р и м е ч а н и я .
1. Банка считается сбитой, если верхняя банка коснулась земли.
2. Можно использовать одну банку и ставить её на кирпич. Это усложнит
процесс сбивания.
3. Также для перехода от звания к званию можно установить количество
сбиваний, отличных от 1.
«Казакиразбойники»
Все ребята делятся на две команды: казаков и разбойников. Перед игрой
каждый должен запастись кусочком мела или кирпича. Каждая команда
выбирает себе вид стрелок, которыми будет указывать путь.
Задача разбойников – спрятаться самим, помечая свой путь стрелками.
Задача казаков – следуя по стрелкам, найти разбойников, зачеркнув все
стрелки. Перед началом игры надо договориться о допустимом количестве
пропущенных стрелок и о времени, которое дается разбойникам, чтобы
спрятаться. Казаки дают разбойникам возможность оторваться. Сначала
разбойники действуют все вместе, помечают путь стрелками, стараясь спрятать
как можно больше стрелок в потаенные места или замаскировать их на
местности.
Например, прятать можно в водосточных трубах, под камнями, маскировать
ветками деревьев. В удобном месте, где можно спрятаться всем разбойникам,
рисуется круг с надписью «Ищите нас здесь», от круга во все направления
указывают стрелки. Здесь каждый разбойник прячется самостоятельно. Когда
казаки находят всех разбойников, обе команды проверяют, все ли стрелки
зачеркнуты. Казакам придется водить еще раз, если им не удалось найти когото
из разбойников (или если количество пропущенных стрелок окажется больше
оговоренного числа). Иначе команды меняются ролями.
«Города»
Играть лучше в теплое время года на открытом пространстве. Для игры
потребуется кусок мела, палка длиною около 80 см.
Подготовка игры.Рисуют большой круг, используя самого длиннорукого участника в роли
циркуля. Круг делится на одинаковые сегменты по количеству участников.
Каждый выбирает себе название города и пишет его в центре своего сегмента.
Обязательно среди городов должна быть Москва, так как именно с нее
начинается игра. В центр круга кладется палка, все игроки стоят одной ногой на
«своей земле», приготовившись бежать. Игрок«москвич» начинает: «Говорит
город Москва, вызывает город…». Все игроки разбегаются в разные стороны, а
тот, чей город назван, должен схватить палку из центра круга и крикнуть:
«Стоп». Все обязаны остановиться. Ведущий оценивает расстояние от границы
круга до ближайшего игрока, называет предполагаемое количество шагов.
Сделав названное количество шагов, с помощью палки он должен дотянуться до
игрока. Это означает, что ведущий его «завоевал» и может отрезать от его
территории себе кусок земли, равный двум своим ступням. Если между
городами была граница, она стирается, иначе на участке пишется название
городазавоевателя. Если расстояние угадано неверно, ведущий проигрывает две
ступни своей земли. Следующий кон начинает проигравший город: «Говорит
город…, вызывает город…». При желании любой игрок может начинать забег с
любого участка своей земли.
«Конный бой»
В эту игру школьники часто играли на переменах в школьных холлах. Игроки
разбиваются на пары. Более крупный мальчик «конь» сажает себе на закорки
«всадника». Пары сближаются и совместными усилиями коня и всадника
стараются заставить другого «всадника» спешиться или опрокинуть всю пару
соперников, лишив их равновесия. Всадникам запрещается бить друг друга
руками, а коням – ставить друг другу подножки. Можно играть пара на пару или
устраивать турниры из нескольких пар сразу.