Активные методы обучения
Оценка 5

Активные методы обучения

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
география
6 кл—11 кл
11.06.2017
Активные методы обучения
Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач . Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности. Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Документ Microsoft Office Word.docx
Организация  групповой работы при применении активных методов обучения Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся   высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс,  активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении  поставленных задач.  Отличительными особенностями АМО являются:   целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый  вынужден быть активным независимо от его желания;   достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс,  поскольку их активность должна быть не кратковременной или  эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной ;   самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень  мотивации и эмоциональности обучаемых;   интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е.  постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и  преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен  мнениями о путях разрешения той или иной проблемы Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в  разных аспектах:  ­формирование положительной учебной мотивации,  ­повышение познавательной активности учащихся,  ­активное вовлечение  учащихся  в образовательный процесс, ­ стимулирование самостоятельной деятельности,  ­развитие познавательных процессов ­ речи, памяти, мышления, ­ эффективное усвоение большого объема учебной информации,  ­развитие творческих способностей и нестандартности мышления,  ­развитие коммуникативно­эмоциональной сферы личности  учащегося ­раскрытие личностно­индивидуальных возможностей каждого учащегося и  определение условий для их проявления и развития,  ­развитие навыков самостоятельного умственного труда,  развитие универсальных навыков.  В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и  содержание. По содержанию входящие в технологию методы представляют  упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и  разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся  на  протяжении всего образовательного мероприятия. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ В основе Стандарта нового поколения  лежит системно­деятельностный  подход,  базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности  обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу  концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение:  усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его  собственной деятельности. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить»  учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им  самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую,  исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится  внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы  формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и  самостоятельно. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что  обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на  уроке учителем групповая работа. Технология групповой работы – это достаточно серьезный с методической  точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам, способам  организации групп и методом работы внутри них. Для каждого состава групп обучаемых следует стремиться к оптимальному  активному общению в совместной групповой деятельности, которое создает  сильную мотивацию обучения, благоприятный эмоциональный климат в группе,  повышает активность мышления и действий обучающихся, содействует  творческому характеру их учебной работы, обеспечивает хорошее управление учебно­познавательной деятельностью обучаемых со стороны преподавателя,  позволяет наилучшим образом использовать личностные качества участников  общения. Групповая форма организации обучения должна одновременно решать  три основные задачи:  конкретно­познавательную, связанную с непосредственной учебной  ситуацией;  коммуникативно­развивающую, в процессе которой вырабатываются  основные навыки общения в середине и за пределами данной группы;  социально ориентированную, воспитывающая гражданские качества,  необходимые для адекватной социализации индивида в обществе. При организации групповой работы должны осуществляться две основные  функции, необходимые для успешной учебной деятельности:  решение поставленных задач (учебных, поведенческих и др.);  оказание поддержки членам группы в процессе общей работы. Способы организации группы Группа – это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации  между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания.  Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою  цель:  собрание – дискуссия или групповое интервью. Это средство, с помощью  которого выявляется мнение группы по определенному вопросу;  собрание исследователей и изобретателей – это метод, позволяющий группе  дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;  собрание – принятие решения. Это собрание, где группа принимает решение по  данной проблеме. Эффективность групповой работы во многом зависит от того, как она  подготовлена и проведена.   к     друг   лицом   В   качестве   примеров   можно   привести   следующие   способы формирования групп:           1. Самый простой способ для образования микро­группы – объединить учащихся,  сидящих за двумя соседними партами, детям просто необходимо развернуться другу.        2.  Называется  «лидер» и количественный состав группы,  дается  две ­ три минуты на сбор групп, «лидер» формирует группу самостоятельно.        3. Педагог формирует группу на свое  усмотрение, решая определенные педагогические задачи,   объединяя учеников с близкими интеллектуальными возможностями,   со   схожим   темпом   работы,   или   создает   равные   по   силе группы.        4. Учащиеся при входе в кабинет  берут карточки разного цвета (формы), определяющие группе.        5. Учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" ­ более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.      место в     их     При формировании групп учитываю психологическую совместимость  учащихся, их личные симпатии. Нельзя принуждать к общей работе детей,  которые не хотят вместе работать. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы,  от 3 до 5 чел. Опыт работы показывает, что в более многочисленных группах  невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. Следующая практическая проблема – внутригрупповой распорядок работы.  Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который  распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и  принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы. Использую групповую работу двух видов: единую и  дифференцированную. При единой групповой работе все группы учащихся  выполняют одинаковые задания в рамках общей темы,  дифференцированная  же групповая  работа  предполагает выполнение группами различных заданий. Дифференцированно­групповая форма обучения имеет ту особенность, что  как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с  одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности  учебных умений и навыков. Групповую форму работы на уроках географии организую поэтапно: 1. Деление класса на группы для решения конкретных учебных задач. 2. Формирование заданий для каждой группы, которые могут быть  одинаковыми для всех либо дифференцированными. 3. Краткий инструктаж учителя по выполнению заданий. 4. Раздача дидактического материала по группам. 5. Самостоятельная групповая работа учащихся: обсуждение и  составление плана выполнения заданий в группе, определение способов  его решения, распределение обязанностей. Работа по выполнению  учебного задания. 6. Наблюдения учителя и корректировка работы группы. 7. Сообщения учащихся о результатах работы в группах. Общий вывод  преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы. Таким образом, во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы,  регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости  оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При отборе учебного материала для групповой работы необходимо  уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для  совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические  знания, оценочные знания и т.д.).  Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой  работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:  по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было  расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;  содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно  проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение  позиций. Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо  для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие  между участниками группы. Групповую работу успешно применяю при изучении объемного материала, а  также на обобщающих уроках: урок­игра, урок­конференция, в проектно­ исследовательской деятельности. Формы групповой учебной деятельности. Для познавательной деятельности необходимо использовать разные  формы групповой деятельности на каждом этапе урока. Наверно меньше всего мы используем групповые формы на этапе проверкм домашнего задания. Но тем не менее: 1. При проверке домашнего задания. Приём «Стенка на стенку». Класс делится на несколько групп. Одна группа садится напротив другой и по очереди друг другу задают вопросы. Рядом находится арбитр,  подсчитывающий результаты. В процессе «боя» капитан наблюдает за командой и в конце выставляет  отметки или распределяет заработанные баллы. Игра «Кто больше знает?» Соревнуются две команды, по три­пять  учащихся в каждой. Учитель объявляет тему, например «Евразия». Нужно  записать как можно больше названий равнин, гор, рек, озёр, городов,  стран и других географических объектов за очень ограниченное время.  Выигрывает та команда, которая запишет наибольшее количество  географических названий. Можно предложить учащимся другую игру. Учитель называет какую­то  букву, например «Д», и предлагает назвать географические объекты,  начинающиеся с этой буквы. На этапе изучения нового материала можно использовать много  интересных и эффективных приёмов группового обучения:  «Ажурная пилка», «Обучаясь – учусь», «Карусель», «Анализ ситуации»,  «Дерево решений», «Аквариум». Например: «Аквариум» ­ форма диалога, когда учащимся предлагается обсудить проблему «перед лицом  общественности». Малая группа выбирает того, кому она доверяет вести  диалог. Иногда это может быть несколько желающих. Другие члены  группы выступают в роли зрителей. После решения одной проблемы место  в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривают новую ситуацию.  Все группы по очереди должны побывать в «Аквариуме», и деятельность  каждой из них должна быть оценена классом. Эта форма деятельности  учащихся в малых группах направлена на развитие навыков общения в  группах, совершенствование умений дискутировать и аргументировать  свои мысли. Мозговой штурм  Используется для генерации идей  Соблюдается жесткий регламент  Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря,  хронометриста)  После выработки коллективного решения внутри группы  делаются доклады/сообщения от разных групп Игра «Продолжи»  Основана на выполнении  заданий разного рода  группой «по цепочке».  Mожно использовать на уроках по разным предметам  (например, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком­либо животном,  при составлении обзора   экономических событий .  Дискуссии ­ один из методов групповой работы. Цель дискуссии –  выявить отличия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить  истину, дойти до общей мысли. Дискуссия предвидит организованный обмен мыслями и взглядами участников группы по поводу определённой  темы.  Приём «Творческая лаборатория» можно использовать во время  изучения тем «Охрана природы», когда каждая группа предлагает свою  программу охраны природных ресурсов. Приём «Деловые (или ролевые) игры». Игра для детей – это обучение, и  работа, и серьёзная форма воспитания. Игровые задания дают  возможность выделить из всего изучаемого материала те явления и  факты, которые могут быть сохранены памятью как наиболее жизненно  важные и интересные в плане познания. Игра учит ученика  сосредоточиться, развивать внимание, думать самостоятельно. Создавая  игровую ситуацию, необходимо чётко планировать деятельность учащихся, направлять их на достижение цели. Приём «Кейс – методы». Учащимся даётся описание реальной ситуации и  предлагается проанализировать причины успешности или неудачи этой  ситуации. На этапе закрепления знаний можно попробовать предложить такой  интерактивный приём, как «Картографическая лаборатория», где  группы будут выполнять задания по картам или на контурных картах. 1 задание. Контуры континентов Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать  континенты (в конверте помещены два континента). 2 задание. Географические объекты Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами.  Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков. 3 задание. Знаешь ли ты карту? Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все  географические объекты изображенные на картосхеме. 4 задание. Ты уверен! Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты.  В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать  правильное решение. При изучении экономической географии в 9­10­х классах необходимо знание расположения стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно  принимают участие при работе в группах. 5 задание. Расположение субъектов РФ на политической карте (9­й кла Бытовой опыт (9­й класс) За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание, составить  список продуктов, которые использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их  производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой и легкой  промышленности. Групповую работу успешно применяю при изучении объемного  материала, а также на обобщающих уроках: урок­игра, урок­ конференция, в проектно­исследовательской деятельности. Опыт моей работы показывает, что командные игры также является  также эффективным способом обучения географии. Класс делится на  команды. Выбирается капитан или руководитель. Команды соревнуются  между собой, зарабатывают баллы за выполненные задания либо ответы на  вопросы. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество  баллов.  Например, при проведении игры «Экспедиция в Африку» класс делится на 4  экспедиционных отряда. Выбирается руководители отряда. Каждый отряд  исследует определенную область – географическое положение, климат,  население Африки и.т.д. Уроки в форме пресс­конференции организую следующим образом. За  несколько дней до такого урока класс разбивается на группы. Одна их часть  превращается в представителей прессы ­ сотрудников различных газет; другая ­ в специалистов: например климатологов, гидрологов, геологов.  Представители прессы тоже делятся на аналогичные специальностям профили и в соответствии с ними готовят вопросы. Непосредственно на самом уроке  специалисты отвечают на вопросы представителей газет и журналов. На этапе обобщения знаний учащихся уместно использование проектной  технологии.  Например    При изучении природных комплексов учащимся каждой  группы предлагается создать свой проект природоохранного комплекса: придумать  название, место расположения, объяснить, почему именно здесь они решили сделать  свой комплекс, создают задания, режим охраны, правила поведения на территории  комплекса и т. д. Особенности групповых проектов: 1. Тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами. 2. Формируется чувство коллективной ответственности. 3. Согласованность по срокам выполнения отдельных частей проекта 4. Навык в выполнении отдельного вида работы, например, только  подготовка визуального ряда проекта. 5. Формируются навыки сотрудничества. 6. Мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся  приобретают уверенность в себе. 7. Возникает феномен группового влияния на личность 8. Создаются условия для проявления и формирования основных черт  творческой личности. 9. Деятельность носит социальную направленность. 10.Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне Как оценивать групповую работу и подводить итоги.            Выставление  оценок  при групповой работе   это особый этап.  Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в  целом, по каким показателям будет производиться оценка, это оговаривается  учителем  в начале урока.   Учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как  участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают  возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования  между группами.  Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе  должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой  вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения  которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь  важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных  задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную  консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.           При оценке работы группы следует подчеркивать не столько  ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость,  доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных  оценок.             В конце занятия, выработанные каждой группой решения,  обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с  подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей)  выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп.  А еще важен элемент самооценки работы в группе. Я в команде Баллы Предлагал идеи, используемые  группой Выступал от группы Имел интересные идеи Брал участие в групповой работе и принёс пользу группе Брал участие в дискуссии Был толерантным Работал с учебником, атласом Был ведущим в группе ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Рекомендации преподавателям по подготовке к групповой работе Для качественного применения АМО в группе необходимо подготовиться и подготовить  участников предстоящего занятия к следующему. 1. Главнейшая задача – подготовить себя к активному общению в совместной групповой  деятельности. 2. Быть самим собой, быстро привыкнуть к другим, не заговаривать коллег, соблюдать  паритетность в общении, ценить разнообразие мнений и мыслей: каждый должен быть  услышан. 3. Активно принимать участие в системе коммуникации в группе, уметь ставить вопросы,  переадресовывать их другим, а также остроумно отвечать на них, давая понять, что  ответственность общая. Управлять незаметно, отказаться от внешних, обычно  авторитарных методов воздействия. 4. Возникающие межгрупповые напряжения снимаются при общих целях совместными  действиями, без применения давления. 5. Учитывать потребности и интересы личностей и групп во время дискуссий. Иметь в  запасе приемы, вызывающие интерес, острые вопросы и ответы. 6. Активно участвовать в подведении итогов, обсуждении и оценке пережитого и понятого. 7. Добейтесь внимания и сотрудничества членов группы, добейтесь контроля за  соблюдением регламента.  Постепенное овладение учащимися организационно – деятельным  компонентом даёт возможность создать более качественную образовательную  продукцию когнитивного и креативного уровней.  Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты  учебной деятельности учащихся. Труд ученика, сидящего годами молча,  только слушая учителя и стараясь запомнить то, что ему говорят, не может  обеспечить ни полноценного формирования личности, ни успехов в работе.  В связи с этим для повышения эффективности самого процесса обучения и  лучшего запоминания учебного материала особенно необходимым является  применение активных методов и приёмов обучения, одним из которых  является метод групповой работы.

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения
Скачать файл