Формирование терминологической грамотности на уроках географии
Оценка 4.8

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
география
6 кл—11 кл
04.03.2018
Формирование терминологической грамотности на уроках географии
Усвоение основ науки означает, прежде всего, овладение понятийным аппаратом этой науки. Без него нельзя сформировать у обучающихся научное мировоззрение, развить их мышление, подвести к осознанию ведущих идей каждого курса географии. Понятие это стержень, ядро теоретических знаний. В школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Экспериментальным путём я отобрала наиболее эффективные педагогические приемы, используемые при формировании терминологической грамотности. Среди них следующие: • ведение словарь географических терминов в 5 - 7 классах в тетради: обязательная запись каждого нового термина, раскрытие этимологии слова, приведение ряда однокоренных слов из различных областей знаний; • предоставление учащимся 8 - 11 классов в начале учебного года полного списка терминов на год, распределенных по темам; • систематическое проведение терминологических опросов и диктантов, зачетных уроков; • составление кроссвордов, задач, минисочинений с заранее оговариваемым кругом терминов; • привлечение учащихся-консультантов для разъяснения новых и проверки изученных терминов (работа в парах и группах); • составление индивидуальных электронных словарей по тексту учебника и электронных методических пособий в старших классах; • подготовка краткого изложения научного и научно-популярного текста, адаптированного для своего класса (8 – 11 классы) с использованием изученных терминов.
Формирование терминологической грамотности в процессе обучения географии.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ      Усвоение основ науки означает, прежде всего,  овладение понятийным аппаратом этой  науки. Без него нельзя сформировать у обучающихся научное мировоззрение, развить их  мышление, подвести к осознанию ведущих идей каждого курса географии. Понятие это  стержень, ядро теоретических знаний. В школьной географии – это единицы усвоения,  наиболее важная часть содержания дисциплины. Понятие определяют следующим образом: ­это форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и  отношения предметов и явлений;  ­ это обобщенное знание о действительности, ее отражение, т.е.  совокупность  существенных признаков объектов и явлений ­ это мысленное сочетание в единое целое признаков, каждый из которых необходим, а все  вместе взятые достаточны, чтобы отделить один предмет от другого. Роль понятий в познании состоит в том, что они помогают ориентироваться в море знаний,  служат «опорными точками» познания. Умения давать определения понятиям или терминам – это логическая операция, которая  направлена на раскрытие сущности понятия, либо установления значения термина. При выборе приоритетного направления своей работы по подготовке учащихся к ГИА я  столкнулась с рядом противоречий: с одной стороны, для эффективного освоения  географии  необходимо знание общих и частных географических  понятий, с другой  стороны, в любой возрастной группе школьников наблюдаются затруднения в запоминании  научной терминологии. В процессе работы мне  удалось выявить ряд причин  возникновения  затруднений  воспроизведения учебной  информации у учащихся: ∙     снижение общего уровня речевой культуры учащихся; ∙      недостаточный тренинг умений и навыков устной и письменной речи практически по  всем школьным предметам; ∙      существующая методика развития речи понимает ее не как высшую психическую  функцию, а как чисто технический навык. По своей значимости, изучение языка науки можно сравнить со знанием алфавита или  таблицы умножения. Без свободного владения терминологией невозможно  ориентироваться в многообразии теоретического материала, понимать содержание учебной и научной литературы. Одна из основных задач педагогов заключается в создании такой  языковой среды на уроке и во внеурочной деятельности по предмету, которая  способствовала бы формированию предметной речевой культуры, а, следовательно,  мышления ребенка и возможности его дальнейшего обучения основам наук.  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ В настоящее время учащихся на уроках географии   обучают по разным программам и  направлениям:           расширенное, разноуровневое, интегрированное и    прочее, но любое  направление предусматривает       обязательное знание в рамках Государственного образовательного стандарта. Это тот минимум    знаний, который обучающиеся обязаны  иметь, иначе    ни углубления, ни расширения не получится. Известно, что свободный хороший рассказ по теме  возможен только по мере накопления географических знаний и словарного запаса. В связи с этим, большое внимание должно  уделяться формированию понятийного аппарата. Понятия отражают обобщенные свойства и    существенные связи предметов и явлений,  поэтому  овладение любой научной дисциплиной  осуществляется на основе освоения  специфичного   для нее понятийного аппарата. Каждое понятие не   изолировано, а  находится в известной  связи с   остальными. Главным условием формирования мышления   является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями,   расположенными в определенной    последовательности. Поэтому большое значение   предается овладению понятийным  аппаратом в   курсе начальной физической географии. Для полноценного усвоение учащимися учебного   материала необходимо, чтобы система  понятий    образовала структурный скелет знаний по тем или    иным темам, а так же по  учебной дисциплине в   целом. Владеть понятием – это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в   учебном познании. Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня: Усвоение информации – ответ на вопрос “Что такое?”  Применение понятий в знакомой ситуации.  Творческое применение знаний в новой учебной деятельности. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Я приведу в пример некоторые методики работы с терминами по курсу  географии. Первая методика основана на подборе фактов (объектов, примеров, явлений, событий),  позволяющих осмыслить вводимый термин . Рассмотрим алгоритм работы на примере понятия «рекультивация». Первый этап предполагает фиксирование термина, вычленение его ведущих признаков. Рекультивация – полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного хозяйственной деятельностью человека, включающее два этапа: технический и биологический. Существенные признаки: нарушение ландшафта в результате хозяйственная деятельность человека, технический и биологический этапы восстановления ландшафта. Второй этап заключается в подборе фактов (объектов, примеров, явлений, событий), позволяющих осмыслить изучаемый термин. В нашем примере географическими объектами, позволяющими осмыслить понятие «рекультивация» являются: овраг, террикон, карьер. Таблица 3. Алгоритм работы по изучению термина Термин: Рекультивация от лат. cultivo – обрабатываю, возделываю Существенные признаки: 1. Нарушение ландшафта в результате хозяйственная деятельность человека. 2. Технический и биологический этапы восстановления ландшафта. Объекты           Проявление признаков Овраг – форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных  временными водотоками. Террикон – отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых. Карьер – совокупность горных выработок, оборудованных для добывания полезных ископаемых открытым способом. 1. Одной из причин роста оврагов является хозяйственная деятельность человека (вырубка лесов, нарушения агротехники). 2. Овраги засыпают, бетонируют вершины и стенки, проводят облесение и залужение склонов и дна. 1. Возникают в результате добычи полезных ископаемых. 2. Технический этап восстановления ландшафта предполагает: планировку отвалов, придание откосам нужной формы, покрытие их плодородными грунтами и т. п. Биологический – озеленение и облесение территории. 1. Возникают в результате добычи полезных ископаемых открытым способом. 2. Восстановление ландшафта включает: планирование откосов, распределение на откосах и   дне растительного грунта, возможно устройство водоемов. Третий этап предполагает на основе анализа таблицы полное осмысление термина, и включение его в существующую терминологическую систему учащегося. Например,  задание    « Предложите свой проект по рекультивации карьера» Создание искусственного водоема, озеленение и укрепление берегов, рыборазведение,  организация места отдыха людей (пляж).  Возможны и другие варианты Вторая методика работы с терминами заключается в том, что учащиеся усваивают сущность сходных по смыслу и звучанию понятий, привязывая их к географическим фактам, явлениям, событиям . На первом этапе фиксируются определения сходных по звучанию терминов, Например, иммиграция и эмиграция . Учащиеся понимают, что речь идет о миграции , но  возникает вопрос: в чем специфика каждого из   них? Второй этап предполагает определение существенных признаков каждого понятия. На третьем этапе приводятся примеры фактов, явлений, событий, попадающих под сущность определения          Этапы Фиксирование определения изучаемого термина Выявление существенных признаков термина Запись событий, попадающих под сущность определения (примеры) аа              Иммиграция еа Иммигр ция насел ния (от  лат. Immigro — «вселяюсь»)  — въезд населения одной  страны в другую на временное  или постоянное проживание. аа             Эмиграция Эмигр ция (от лат. emigro —  «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по  экономическим, политическим,  личным обстоятельствам.  Рассматривается  по  отношению к стране, куда  въезжают мигранты. Иммиграция в Австралию в  последнее время стала очень  популярной благодаря тем  условиям, которые  предоставляет правительство  страны, уровню жизни,  высокому уровню образования в стране, а также уникальной  природе. Программа по  иммиграции была разработана  правительством Австралии  для увеличения численности  страны, привлечения рабочей  силы. Эта программа успешно  реализуется государством уже долгое время. Указывается по отношению к  стране, из которой эмигрируют. Эмиграция представляет собой  самостоятельное решение о  переселении лица или семьи, в  отличие от насильственного  переселения — выселения из  страны или депортации.  Причины эмиграции — война,  голод, бедность, политические  репрессии, этнические  конфликты,  межконфессиональные  противоречия, природные и  экологические катастрофы,  воссоединение семьи,  дискриминация (национальная,  религиозная, социальная и т. д.), невозможность получить  образование, профессию,  работу, трудности в реализации  творческих, профессиональных,  экономических и других личных и семейных планов в стране  проживания. Таким образом, заполнение и анализ содержания таблицы позволяют выявить характерные черты иммиграции и эмиграции , освоить  сущность этих схожих по звучанию  терминов. Примеров можно привести много, например, можно выявить   характерные черты  субурбанизации, дезурбанизации и ложной урбанизации, освоить    сущность этих схожих  по звучанию терминов.  Третья методика   3.1.  Работы с понятиями предполагает развертывание определения до монологического рассказа. Учащимся предлагается напечатанный с большими интервалами текст определения какого­либо понятия, в котором они выделяют: во­первых, слова и словосочетания, смысл которых им не совсем понятен или непонятен вовсе, следовательно, возникает необходимость поработать со справочной литературой; во­вторых, слова и словосочетания, смысл которых они могут объяснить и дополнить примерами. Задание. Расскажите о природных условиях на основе предложенного определения. Для  этого дополните содержание необходимыми пояснениями и возможными примерами.  Для выполнения работы раздаю листы с текстом, распечатанным в два интервала и с  широкими полями. Самостоятельно  десятиклассники выделяют слова и словосочетания,  смысл которых могут разъяснить и дополнить примерами.    Задание.   Например, обучающимся  предлагается развернуть определение термина «природные ресурсы». Воспользовавшись дополнительной литературой, учащиеся отвечают на самостоятельно поставленные вопросы и тем самым, разворачивают толкование термина до монологического рассказа.     Что такое тела? Примеры природных тел. Что такое силы природы? Примеры сил. Что значит данный уровень? А на прошлом уровне? А в будущем? Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть  использованы для удовлетворения потребностей                              человеческого общества в форме  непосредственного  участия в материальной действительности. А могут и не быть? Почему и отчего это Каких потребностей ? Чьих потребностей ? Изменяются ли эти потребности? Что значит материальной? А бывает ли нематериальная? Предложенные методики усвоения географических терминов предполагают систематическую работу с учебным материалом через приращение информации на основе анализа текста и внетекстового материала учебной книги, а также карт атласа. 3.2.   Развернутое высказывание на основе  образного  определения. К сожалению, работа над географическими терминами нередко сводится к работе над их  определениями, которая в свою очередь, ограничивается тем, чтобы выучить самый  точный, самый верный, самый­самый вариант. Но вот образные или метафорические определения, как правило, стоятся на основе какого­ то сравнения, выраженного в переносном смысле, следовательно,  могут стать  информационной основой для усвоения терминологии.  Например, название экватор происходит от латинского слова – «уравнитель».  Объясните какое свойство экватора подчеркнуто в этом названии. Или, название параллель происходит от греческого слова parallelos ­ «идущий рядом».  Объясните , какое свойство параллели подчеркнуто в этом названии. Или вот еще интересная задача. Градусную сеть карты иногда называют  сеткой. Слова сеть и сетка многозначны. Есть  рыболовная сеть, телеграфная, разведывательная, есть волейбольная и теннисная, есть  сетка – сумка для продуктов.  Прочитайте рассказ и проанализируйте, на каких ассоциация построено его содержание. Градусная сетка карты – это очень полезный предмет. В неё помещаются не только  отдельные города или отдельные горные вершины, но и целые государства или горные  страны, моря и равнины. Обычно сеть плетут или вяжут из ниток или веревок разной  длины и толщины. Связать сеть – дело непростое. У разных мастеров были и есть  свои секреты, чтобы сетка была прочной и красивой.   Сетка состоит из ячеек, которые различаются по размеру.  Для ловли крупной  рыбы  используют сеть с крупными ячейками, для ловли мелкой – с мелкими и частыми. Для  поиска материков и океанов или для равнин и морей пользуются разными по размеру  ячейками градусной сетки. В градусную сеть можно поймать не только современные города или страны, но и  какие­нибудь древние, например, Мемфис, или что­нибудь более крупное –Римскую  империю. Надо только знать , где их искать. Кто увлекается ботаникой, может  ловить леса или пустыни, а кто зоологией – тот животных может ловить.  Словом,  полезная это вещь в хозяйстве – градусная сетка. Прокомментируйте содержание рассказа. Отредактируйте рассказ о градусной сети карты,  построенной на игре слов, и придайте научный и географический характер его содержанию. 3.3   Работа над словом (термином) как компонентом речевого высказывания. Учащиеся усваивают новые  термины, новые словосочетания. Их число измеряется  десятками, а вот количество новых терминов и слов, пополняющих их словарный запас  существенно меньше. Включение разных слов неодинаково в практический опыт. Поэтому,  человек при понимании новых слов пытается определить их смысл  в соответствии со  смыслом  знакомых  слов. И реальна такая ситуация, когда отвечая на вопрос : «Знаете ли вы что такое меридиан?»,  шестиклассник, а теперь и пятиклассник ответит : «Конечно, это новый магазин!» Слова омонимичны, то есть имеют множество значений и множество смыслов. Можно это  использовать при установлении предметной отнесенности термина, для выделения  значения слова. В широко известном высказывании : « На речной косе стояла девушка, через её плечо была переброшена толстая коса. В  руках была острая коса. К тому же девушка была коса» процесс выбора необходимого  значения слова определяется контекстом, в котором это слово включено.  Можно сделать  обратную задачу, еще полезнее – по включению известного  термина в новый контекст. Например, составьте рассказ из пяти предложений на тему «Горы Земли» по опорным  словам: горы, Анды, горные породы, меридиан, Джомолунгма. Вот пример выполненного задания, где ученик не сумел использовать понятие «меридиан»  в заданном контексте. Горы ­ одна из форм рельефа Земли. Горы образованы разными горными породами.  Горы делятся по высоте, например, Анды – высокие. Меридиан – это линия, которая  показывает направление «север­юг». Джомолунгма – самая высокая вершина на Земле. 3.4  Работа над географическим смыслом термина может основываться на анализе состава  слова.  Например.  Земля состоит из оболочек или  сфер. Назовите оболочки Земли,  разберите эти термины по составу и сделайте вывод: что показывают названия всех  оболочек. Обязательно, считаю, что необходимо не только раскрывать учащимся значение и смысл  новых слов, терминов, употребляя их в разном контексте, но и создавать условия для  речевой практики. Т.К. можно услышать «У моря нет ледового режима». Вместо  «море не  замерзает», или «Демографическая политика – это политика государства, направленная на  увеличение или уменьшение населения» Четвертая методика предполагает работу с терминами, имеющими некоторые сходные существенные признаки . На первом этапе фиксируется толкование понятий, например; материк, остров, полуостров или  море, залив, пролив. На  втором этапе термины анализируются и выделяются их общие признаки. На третьем этапе определяются частные признаки. Четвертый этап предполагает подбор примеров, характеризующих изучаемые термины Таблица . Алгоритм изучения терминов со сходными признаками Термины Остров стров — участок  Оа суши (обычно  естественного  происхождения) в  океане, море или  реке, окружённый со всех сторон водой Полуостров Полуостров —  участок суши,  соединённый с  материком и  окружённый с трёх  сторон водой. По происхождению  острова бывают:  материковые,  вулканические и  коралловые. Полуостров же  вдается в море или  океан. Признаки Определение  термина 2. Общие признаки: 3. Частные признаки: Материк Материк —  огромный участок  суши, который со  всех или почти со  всех сторон окружён морями или  океанами. 1. Часть суши Граница между  материками на суше  проходит по  перешейкам:  Панамскому —  между Северной и  Южной Америкой, и  по Суэцкому —  между Африкой и  Азия.  Существует  также схожее  понятие части света.  Разделение на  материки выполнено  по признаку  отделённости  водным  пространством, а  части света —  понятие скорее  историко­ культурное. 4. Примеры, характеризующие термины Материков шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Самый обширный  полуостров в мире  — Аравийский. Крупные Индостан,  Индокитай,  Скандинавский,  Лабрадор. Самые крупные  полуострова России  – Камчатка, Таймыр. Материковые — это  части материка,  которые отделились  вследствие движения земной коры.  Например, остров  Мадагаскар. Вулканические —  образовались во  время извержения  вулканов на дне  морей и океанов. К  ним относятся  Гавайские,  Курильские и  другие. Коралловые острова  состоят из  известковых  скелетов коралловых полипов. Самое  значительное  коралловое  сооружение в мире  — Большой  Барьерный риф Пятая  методика работы с терминами предполагает использование иллюстраций (картин, фотографий, видеофрагментов) для осмысления сущности того или иного географического понятия. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как школьного предмета, отмечал, что  «ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и  занимательности, как география, и в то же время, ни один из предметов не представляет  более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов  преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает  география…. Все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему  непосредственному восприятию». Например, рассматривая предложенные учителем фотографии, шестиклассники видят, что половодье возникает на реках; река выходит из берегов; во время половодья затапливаются большие территории; наводнения причиняют вред людям, разрушая строения и размывая дороги; появляется необходимость эвакуации людей. Так учащиеся без затруднений называют существенные признаки понятия «половодье». Далее по схеме «понятие» = «родовое слово» + «существенные признаки» выводится определение понятия «половодье», как наибольшего уровня воды в реке, сопровождающегося затоплением поймы. Примеров можно приводить много, понятия «ледник», «водопад», «река», «ветер», «горы», «равнины» Предложенные методики усвоения географических терминов предполагают систематическую работу с учебным материалом через приращение информации на основе анализа текста и внетекстового материала учебной книги, а также карт атласа. Экспериментальным путём я отобрала  наиболее эффективные педагогические приемы,  используемые при формировании терминологической грамотности. Среди них следующие: ∙                   ведение словарь географических  терминов в 5 ­ 7 классах в тетради:  обязательная запись каждого нового термина, раскрытие этимологии слова, приведение  ряда однокоренных слов из различных областей знаний;  ∙                   предоставление учащимся 8 ­ 11 классов в начале учебного года полного  списка терминов на год, распределенных по темам; ∙                   систематическое проведение терминологических опросов и диктантов,  зачетных уроков; ∙                    составление кроссвордов, задач, минисочинений с заранее оговариваемым  кругом терминов; ∙                   привлечение учащихся­консультантов для разъяснения новых и проверки  изученных терминов (работа в парах и группах); ∙                   составление индивидуальных электронных словарей по тексту учебника и  электронных методических пособий в старших классах; ∙                   подготовка краткого изложения научного и научно­популярного текста,  адаптированного для своего класса (8 – 11 классы) с использованием изученных терминов. В течение года шаг за шагом учащиеся работают над своим словарем, постоянно пополняя  его. Важно довести такую деятельность до автоматизма. В конце года лучшие ученики  участвуют в создании электронной версии своего словаря и получают за это  дополнительную оценку. В 8­9 классах в начале года школьники получают готовый список терминов и понятий.  Список вклеивается в тетрадь, его необходимо сравнить с предметным указателем в  учебнике, отметив сходство и различие. После этого, можно предложить классу проект  «Электронного глоссария по географии». Применение информационных технологий в  обучении дает возможность подойти к изучению научной терминологии с качественно  новой стороны.  В старших классах на разных этапах урока вводятся задания, поиск ответов на которые  требует многократного возвращения к тексту учебника, электронной презентации лекции  или электронного пособия.  Таким образом, в течение ряда лет идет систематическая работа по формированию  терминологической грамотности обучающихся. Всегда хочется быть уверенным , что к 9­ ому классу ученик способен осознанно выбрать географию  в качестве итогового экзамена, так как накопление экзаменационного материала позволяет подготовиться и быть  уверенным в хорошем уровне своих знаний. В заключении хочется отметить, что внедрение педагогом в образовательный процесс  разработанных педагогических приёмов будет более эффективным, если: ­ данная деятельность будет протекать в рамках их непрерывного использования в каждом  программном разделе; ­ формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации  будут ориентированы на учет личностных особенностей каждого ученика, реализацию  принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме  контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую  результативность тестирования.  ­ своевременная диагностика результатов тестирования, что дает возможность не только  выявления общих пробелов, но и индивидуальной коррекции обучения каждого  тестируемого

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии

Формирование терминологической грамотности на уроках географии
Скачать файл