Учебные функции и цели изучения географической карты в методике преподавания географии
Оценка 4.8

Учебные функции и цели изучения географической карты в методике преподавания географии

Оценка 4.8
Научные работы +1
docx
география +1
Взрослым
25.04.2023
Учебные функции и цели изучения географической карты в  методике преподавания географии
Географическая карта это бесспорно основа основ географии. С нее начинается и ею заканчивается любое географическое исследование. В методике преподавания географии географическая карта рассматривается как основное действенное средство обучения, которое служит развитию воображения, раскрывает сущность и структуру объектов и явлений, способствует приобретению теоретических знаний. Она доступное и действенное средство активизации обучения, поскольку развивает самостоятельность учеников, возбуждает интерес к предмету и устанавливает связь школьной географии с жизнью. В данной работе мы рассмотрим цели использования карты и её функции.
Учебные функции и цели изучения географической карты в.docx

Учебные функции и цели изучения географической карты в

методике преподавания географии

Географическая карта это бесспорно основа основ географии. С нее начинается и ею заканчивается любое географическое исследование. В методике преподавания географии географическая карта рассматривается как основное действенное средство обучения, которое служит развитию воображения, раскрывает сущность и структуру объектов и явлений, способствует приобретению теоретических знаний. Психолого-педагогическая роль географической карты заключается в том, что она способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Она доступное и действенное средство активизации обучения, поскольку развивает самостоятельность учеников, возбуждает интерес к предмету и устанавливает связь школьной географии с жизнью.

Учебные функции географических карт заключаются в следующем:

во-первых, они выполняют задачу хранения информации;

во-вторых, описывают в самом общем виде внешнюю сторону реальной действительности;

в-третьих, показывают, с чем мы можем встретиться в том или ином районе, и тем самым помогают решать определенные прикладные задачи,

в-четвертых, они создают основу для выявления более сложных взаимосвязей. Помимо классификации учебных географических карт по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные), охвату изображенной территории (мировые карты, карты полушарий, карты отдельных материков, карты отдельных стран или регионов и, т.д.), содержанию (общегеографические, тематические); их можно делить также по функции в учебном процессе. Этот классификационный признак является специфичным для учебных карт. По функциям географических карт в учебном процессе выделяют: настенные, настольные, а в последнее время, и интерактивные цифровые карты, которые объединяют оба вида карт. Они могут использоваться и как настенные. при выведение через мультимедийную систему на доску. так и на персональном компьютере как настольные бумажные карты.

Настенные учебные карты, как показывает их название, - это карты, вывешиваемые в классе для одновременного обозрения их всеми учащимися. Эти карты строят с учетом восприятия их содержания с расстояния в несколько метров. Поэтому условные обозначения настенных карт крупнее, чем карт, предназначенных для индивидуальной работы. Соответственно выше у них степень генерализации в отображении явлений. Большие размеры настенных карт позволяют размещать на них достаточно много объектов и явлений. Каждой из них пользуются не на одном каком-либо уроке, а при изучении целой темы или даже нескольких тем. Поэтому среди них немало карт с довольно сложным содержанием: общегеографических, физических, экономических и др. Настенные карты учитель обычно использует во время фронтальной работы со всем классом в качестве пособия во время беседы, объяснения или школьной лекции. На настенной карте учитель может также демонстрировать приемы работы с картой.

 Настольные учебные карты представлены по-разному: изданными отдельно, приложенными к учебнику, сброшюрованными с учебником (карты-вклейки), впечатанными непосредственно на страницах учебников (текстовые карты), карты в школьных атласах. Особое место среди настольных карт в школьной практике занимают контурные карты. Настольные карты предназначены для индивидуальной работы школьника, поэтому при их использовании у каждого школьника должен быть свой экземпляр такой карты.

Цифровые карты объединяют оба вида карт. Они могут использоваться и как настенные, при выведение через мультимедийную систему на доску, так и на персональном компьютере пользователя , как настольные бумажные карты.

Все школьные карты имеют некоторые общие особенности. Тематика и содержание их определяются программой школьного курса географии. При их изготовлении принимают во внимание особенности зрительного восприятия учащимися реальной действительности.

 В отличие от других видов учебных карт, школьные контурные карты предназначены в основном не для изучения по ним географических явлений, для использования в качестве картографической основы при выполнении практических и самостоятельных работ в классе и дома, а также в контрольных целях. В учебниках географии помещено много заданий для работы с контурными картами. В VI-VII классах они направлены прежде всего на закрепление в памяти учащихся расположения географических объектов и правильного написания их названий. В VIII и более старших классах использование контурных карт усложняется. На их основе строят картосхемы, позволяющие установить связи между явлениями.

 В методике обучения географии выделяют 3 главные цели, достигаемые изучением географических карт и работой с ними:

1) научить школьников понимать карту,

2) научить их читать карту

3) знать карту.

Понимать карту – значит усвоить главные свойства географической карты. Для достижения этой цели в школьном курсе географии выделены специальные картографические темы (например, «Карта – второй язык географии» (VI класс) и др.), при изучении которых школьники знакомятся с сущностью и свойствами географических карт, с их разновидностями. При этом специально планируется совокупность умений пользоваться картами. Читать карту - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Так, изучая по карте населенный пункт, учащийся узнает по форме и размеру пунсона о численности населения в нем; по размеру букв и другим особенностям шрифта названия – о типе и политико-административном значении населенного пункта. Имеются большие различия в «чтении» карты и чтение буквенного или иероглифического текста. Эти различия связаны с тем, что надписи и условные обозначения на карте пространственно определены, т.е. само размещение их несет определенную информацию о географическом положении объектов и их размерах. Надписи линейных и площадных объектов характеризуют обычно протяженность и форму участка земной поверхности, занятого обозначаемым объектом, а иногда и особые свойства (например, судоходность рек). Чтение карты может осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания ее умственного образа. Но оно может выражаться также в форме устной или письменной ее характеристики (описания). Этой же цели служит построение профиля по топографической или мелкомасштабной карте. Глубина чтения карты школьниками может быть различной. Когда ученик, видя на карте условный знак озера, города или места добычи полезного ископаемого, устанавливает: «Здесь находится такое-то озеро, такой-то город, добывают такое-то полезное ископаемое» - и характеризует выраженные на карте свойства этих объектов, то такое чтение называют элементарным. Сложное чтение состоит в умении: а) по сочетанию условных обозначений на карте устанавливать связи между явлениями; б) делать выводы об особенностях явлений, непосредственно на карте не обозначенных. Сложное чтение карты осуществляется тогда, когда ученик, например, устанавливает по изображению пересыхающих рек, соленых озер и солончаков, что климат территории, показанной на общегеографической карте, засушлив. Или, например, когда сопоставление орографических и климатических карт приводит школьника к выводу о том, что в горах, и в особенности, на их наветренных склонах, выпадает больше осадков, чем на равнинах. Начальное обучение чтению карты проводят при изучении специально выделенных картографических тем курса географии. Но затем настойчиво и поэтапно совершенствуют умения школьников читать карты на протяжении всего курса географии с VI по X классы. Систематическое обращение к карте способствует закреплению в сознании учащихся образной картины взаимного расположения географических объектов, что является непременным условием формирования у них пространственных представлений и географического мышления в целом. Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсе географии. Естественно, что хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем и неоднократные упражнения в чтении. К важным целям изучения географических карт, и работы с ними ,относится выработка у школьников картографических умений:

1) ориентироваться на местности, пользоваться планом местности, измерять на местности расстояния (шагами и рулеткой), определять азимуты направлений и двигаться по азимуту, определять по карте географические координаты, читать по физической карте рельеф и воды, устанавливать различия масштабов в разных местах карт (мировых, полушарий и материков), определять имеющиеся у этих карт виды искажений, анализировать карты природы, различать карты общегеографические и тематические и др. (VI класс);

2) характеризовать климат или другой компонент природы по тематической карте, сравнивать особенности компонентов природы в двух районах, составлять комплексное описание природы по нескольким картам, устанавливать по картам зависимость одних компонентов природы от других компонентов, читать топографические карты и проводить по ним измерения прямоугольных координат точек, истинных и магнитных азимутов, абсолютных и относительных высот и крутизну склонов, строить профили по мелкомасштабной карте и на местности и др. (VII – IX классы);

3) анализировать и читать социально-экономические карты, устанавливать зависимость в размещении хозяйства от природных условий по комплексной тематической карте, давать по картам экономико-географическую характеристику страны, района, промышленного узла или города, составлять картограммы и картодиаграммы на контурной карте и др. (IX-X класс).

Нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросу картографической культуры. Которая определяется не столько качеством и количеством географических карт, сколько уровнем их использования в обучении.


 

Учебные функции и цели изучения географической карты в методике преподавания географии

Учебные функции и цели изучения географической карты в методике преподавания географии

Настенные учебные карты , как показывает их название, - это карты, вывешиваемые в классе для одновременного обозрения их всеми учащимися

Настенные учебные карты , как показывает их название, - это карты, вывешиваемые в классе для одновременного обозрения их всеми учащимися

В отличие от других видов учебных карт, школьные контурные карты предназначены в основном не для изучения по ним географических явлений, для использования в качестве картографической…

В отличие от других видов учебных карт, школьные контурные карты предназначены в основном не для изучения по ним географических явлений, для использования в качестве картографической…

Надписи линейных и площадных объектов характеризуют обычно протяженность и форму участка земной поверхности, занятого обозначаемым объектом, а иногда и особые свойства (например, судоходность рек)

Надписи линейных и площадных объектов характеризуют обычно протяженность и форму участка земной поверхности, занятого обозначаемым объектом, а иногда и особые свойства (например, судоходность рек)

Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсе географии

Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсе географии

Нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросу картографической культуры

Нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросу картографической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2023