Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются недостаточно подготовленными к обучению.
Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным,
и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Эффекты АМО
АМО формируют положительную учебную мотивацию;
повышают познавательную активность обучающихся;
активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
стимулируют самостоятельную деятельность;
помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.
Классификация
методов активного обучения
Неимитационные | Имитационные | |
| Неигровые | Игровые |
Проблемное обучение.Лабораторная работа.Практическое занятие.Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия.Программированное обучение.Научно-практическая конференция. | Анализ конкретных ситуаций.Имитационное упражнение.Действия по инструкции.Разбор документации. | Деловая игра.Разыгрывание ролей.Игровое проектирование. |
Методы начала урока
Метод "Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моем?»
1-ый вариант игры
Примеры пожеланий:
«з» - здоровья, зрелости, зоркости и т. д.
«д» - добра, доверия, доброжелательности, …
«р» - радости, решимости, равновесия, …
«а» - активности, аккуратности, авторитета, …
«в» - великодушия, веселья, верности, …
«с» - сил, счастья, свободы, ..
«т» - терпения, творчества, теплоты, …
«у» - уверенности, уважения улыбок, …
«и» - искренности, идей, изящества, …
«т» - таланта, трудолюбия, …
«е» - единства, естественности, …
2-й вариант игры
«Говоря «Здравствуйте!», я желаю заряда души, радости, азарта, восхищения, сердечного творческого вдохновения, ума, искренности тебе, единомышленник!».
Или: «Желаю своим одноклассникам здоровья, доброты, радости, вдохновения, самоутверждения, талантливости, воображения, умелости, йогом быть, тепло дарить ежедневно!»
Вариант «кричалки»: «Знаю, друзья, радость абсолютно всем свойственна. Так вместе улыбнитесь и встряхнитесь!»
3 –й вариант игры.
«Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!»
Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».
Методы выяснения целей, ожиданий, опасений.
Метод «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Методы презентации учебного материала
Метод «Инфо-угадай-ка» .
Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплён лист ватмана , в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на пронумерованные сектора, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдёт речь. В сектора записываются ключевые моменты маркерами разных цветов. Они вносятся на плакат по ходу сообщения.
метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»
понятие
.
этапы
урока
виды
цели применения
Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся.
Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация.
«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад»,
«Инфо – угадай-ка»
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив-
ных, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Тема: Активные методы обучения
Прием «Чтение - суммирование в парах»
Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
Плюсы метода
Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время.
Это упражнение может заменить объяснение нового материала.
Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.
Школьники сами участвуют в процессе преподавания.
3.Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы
для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, план ответа, выводы)
Работают
15 минут.
Этапы работы
4. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос,
но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются
информацией
как эксперты
по данному вопросу.
Это называется
«встречей экспертов».
Этапы работы
5. Затем все собираются в первоначальные группы
и в необходимом порядке
преподносят друг другу то,
что изучили самостоятельно
и в экспертной группе.
Этапы работы
6. Контрольный опрос
Учитель проводит опрос,
чтобы выяснить
как усвоен учебный
материал,
задать вопрос любому участнику,
выставить итоговую
оценку группе.
Этапы работы
Групповая форма работы
при изучении нового материала
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Деление на группы,
Распределение вопросов,
Самостоятельное изучение материала,
Работа в экспертной группе,
Подробное освещение вопросов в своей группе,
Выборочный итоговый контроль учителя,
Оценка работы группы.
метод«КЛАСТЕР»
ЧТО?
ПРЕДМЕТ
ЛЮДИ
ОДУШЕВЛЁННОЕ
НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
КТО?
ЖИВОТНЫЕ
НАРИЦАТЕЛЬНОЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧИСЛО
ЕД.Ч
МН.Ч
РОД
Ж.Р.
С.Р.
М. Р.
ОНА
МОЯ
ОНО
МОЁ
ОН
МОЙ
ИЗМЕНЕНИЕ
ПО ПАДЕЖАМ
СОБСТВЕННОЕ
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
В.п.
Т.п.
П.п.
Д.п.
Р.п.
И.п.
КТО?
ЧТО?
КОГО?
ЧЕГО?
КОМУ?
ЧЕМУ?
КОГО?
ЧТО?
КЕМ?
ЧЕМ?
О КОМ?
О ЧЁМ?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ЧУВСТВА
метод «КЛАСТЕР»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ВИДЫ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ГРУППОВАЯ
ИНФО-
УГАДАЙ-КА»
«КЛАСТЕР»
«ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ»
«ФРУКТОВЫЙ САД»
НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
КОММУНИКАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
«Перепутанные цепочки»
ХРАБРЫЙ ЁЖ
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал гнездо. В гнездо он натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днем ёж спал, а вечером выходил на охоту. Вот наступил вечер. Еж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг он увидел змею. Ёж бросился не неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Он разорвал змею и стал ужинать.
Был в лесу старый пень. | Вечером ёж спал, а днем выходил на охоту. |
Ёж не боится змей. | Нашёл змею и идёт домой. |
Она разорвала ежа и стала ужинать. |
Методы организации самостоятельной работы
Метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
метод «ИНСЕРТ»
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Запишите существительное с вопросом, на который оно отвечает, выделите окончание.
Укажите:
начальную форму;
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
род;
падеж;
число;
каким членом предложения
является.
+
+
+
+
+
+
?
+
Приём «Круги по воде».
Опорное слово-это изучаемое
понятие, явление. Оно записывается
в столбик и на каждую букву подбираются
существительные (глаголы, прилагательные,
устойчивые словосочетания) к изучаемой
теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
имя существительное
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
Обобщение знаний
Масленица.Яркая, разгульная.Веселит, смешит, бодрит.Древний обряд, связанный с проводами зимы.Блины.
Синица.Длиннохвостая, подвижная.Выделяется, гнездится, питается.Истребляет лесных вредителей.Птица.
Математика.Точная, полезная.Вычисляет, обучает, развивает.Царица всех наук.Учитель.
АМО на
Для чего используют?
- увеличивает словарный запас;
- формирует навыки краткого пересказа;
- помогает увидеть идею (ключевую фразу);
- ученик чувствует себя творцом;
-работают все.
Метод «Шесть шляп»
1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор»,
«Мудрый совет», «Итоговый круг»,
«Комплименты», «Солнышко и туча»,
«Ресторан», «Письмо самому себе»,
«Все у меня в руках!»,
«Что я почти забыл?».
АМ подведение итогов урока, рефлексия
Приём «Психорисунок»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.
Заключение.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.
Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ АМО помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век 21 – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья Вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!
Для В.Осеевой сама жизнь была волшебством. Она много писала для детей – стихи, сказки, рассказы. Увлекательные истории, цикла рассказов «Волшебное слово», очень нравились детям. Работала Осеева, воспитательницей в детских учреждениях, и считала это своим призванием. Когда она была такой как мы, очень любила читать маленькие рассказы.
Однажды, после прочтения одного рассказа, мама сказала ей:
-«Мало уметь читать, надо уметь думать»
Из жизни писательницы…
Действия мальчика в начале рассказа | Действия мальчика в конце |
Присел | говорил тихим голосом, |
Покосился | смотрел в глаза, |
Буркнул | думал о волшебном слове, |
Сжал кулаки | подпрыгнул от радости, |
Засопел от обиды, | прошептал, глядя в глаза, |
Стукнул кулаком | сидел тихо, |
попросил тихо | |
прислушивался, | |
положил руку на плечо, |
Продолжение работы с бортовым журналом.
125
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам
Правила написания «Синквейна»:
на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна
на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение (4-6 слов)
На 5-ой – одно слово, выражающее свое личное отношение к теме синквейна (слово – ассоциация, синоним, антоним).
Синквейн.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.