Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире
Оценка 4.8

Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире

Оценка 4.8
pdf
14.06.2021
Актуальность экологического образования дошкольников  в современном мире
экологическое воспитание дошкольников.pdf

Актуальность экологического образования дошкольников  в современном мире

          Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование

которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.  Понятно, что большое значение приобретает экологическое   воспитание.         

  Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. Современная педагогика призвана воспитывать новое поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача воспитания; именно недостаточное внимание  экологическому воспитанию привело к потребительскому отношению к природе. Понятно, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы. 

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.  Именно оно определяет характер целей взаимодействия с природой,  мотивы такого взаимодействия и готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.                                                                                                                         

Важным показателем экологической воспитанности  дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится и без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей. 

    Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами. 

        Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Экологическое воспитание - это сравнительно  новое направление дошкольной  педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее высокого уровня в своѐм начальном звене воспитания. 

    Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении и на территории детского сада.         Если систематически, на протяжении нескольких лет, ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных,  предоставляя возможность наблюдения за их ростом,   развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях, у него возникает  интерес к проявлениям природы, понимание специфики всего живого, желание практически сохранить, поддержать или создать нужные условия для развития и жизни растений и животных.              К экологическому воспитанию относится и то,  что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой:          - человек, как живое существо нуждается во вполне определенных жизненно необходимых условиях 

- человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.

Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике каждого ребенка.                                                                                                               Вместе

с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.  Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе и формировании элементарных экологических представлений о животных и растениях как живых существах, о сущности взаимодействия человека и природы.

Эколого-развивающая среда  ДОУ как  метод  экологического образования    Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же процесса   падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательнообразовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. 

  В разряд наиболее значимых методов ознакомления детей с природой выдвигается  наблюдение. Наблюдения организуются воспитателем на занятиях и в повседневной жизни чаще всего в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, и др. Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы: труд по уходу за животными и растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей. 

       Формировать активную жизненную нравственно-эстетическую позицию помогает и такой вид детской деятельности как труд детей в природе.   В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.         

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.  Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.    Экскурсии – еще одна из форм  организации работы по экологическому воспитанию. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.                    

         На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки). В. А. Сухомлинский писал, что у ребѐнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идѐт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных понятий о природе.     

                                                                                                                  Виды экскурсий                                     

    Виды экскурсий

 

                     Направление воспитания

природоведческая

решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.                                                

экологическая

  освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: 

-                     между органами животных и растений и их функциями        - между средой обитания живых существ, особенностями их строения и образом жизни 

-                     между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования 

-                     между различными живыми существами в одной экосистеме.        

На             сельскохозяйственные объекты

дает детям представления о труде людей,  показывает, как человек влияет на природу, что и для какой цели делают люди, как используют машины и как относятся к результатам своего труда.  

Эстетического характера

учит воспринимать красоту природы,  воспитывает любовь к природе, осознанное и бережное отношение к ней.              

 

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского

сада,         где          содержатся         комнатные          растения         и         некоторые         животные.         

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.  В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему, проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Поскольку в условиях нашей климатической зоны труд и наблюдения детей на участке в определенные периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Современная дошкольная педагогика  придает занятиям большое значение: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время просматривается  одна важная тенденция - построение систем занятий по экологическому воспитанию детей. Такие занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы Экологические занятия, могут принципиально отличаться друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.      

                                                                                                                                                                        

Типы экологических занятий

Тип занятий

Организация проведения,   задачи            и          цели             экологического воспитания.

Первично– ознакомительного типа

 

 

словесный метод экологического воспитания: ознакомлению детей с видами животных, растений, не представленных в ближайшем природном окружении, условиями их жизни и обитания. Рассматривание картин, беседа, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов.  

Углубленнопознавательного типа

показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика  определяется рядом конкретных зависимостей, которые, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками: зависимость жизни и роста растений от факторов внешней среды, приспособленность животных к среде обитания

Обобщающего типа

Цель: выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщенное представление. Позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.                  

Комплексного типа

 в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.                                                                              

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия. 

Решаются вопросы экологического воспитания дошкольников и при помощи различного вида игр.

 

Виды игр на экологические темы.

Виды           игр             на

экологические темы

Значение для экологического воспитания дошкольников

Дидактические игры 

дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных, учатся обобщению и классификации.

При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.     

 

Предметные игры

 «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». (в младшей и средней группах).

уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игры   с             природным материалом

(листья, семена, цветы, фрукты, овощи

вычленение отдельных признаков предметов, явлений, сравнение их, умение группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.                                         

Подвижные   игры природоведческого характера Словесные игры «Кто      летает,             бегает, прыгает?», «Нужно – не нужно», «В воде, воздухе, на земле»

связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. закрепление знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизация знаний 

 

Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире

Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире

Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке

Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества

Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы

Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы

Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного

Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного

Комплексного типа в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности

Комплексного типа в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2021