Актуальность научно- исследовательской деятельности учащихся в школе
Учитель географии высшей категории ,
ГУО «Средняя школа №3
имени В.В.Щербакова г. Новополоцка»
Витебской области
Бобрик- Чишкевич Вита Михайловна.
С учащимися веду научно –исследовательскую деятельность с 2002 года и сразу они стали призерами республиканского конкурса научно- исследовательских проектов, который проводила организация «Дети Чернобыля», международного конкурса по эгидой Шпире по энергосбережению, неоднократные призеры областных конференций «Я познаю мир», «Эврика». Работы имеют разное направление: экологическое, энергосбережение, географическое, здорового образа жизни, краеведение, химия. Только в 2013-2014 учебном году учащимися завоевано 11 дипломов областного и городского масштаба, 2016-2017 учебный год-7 дипломов. Нет такого учебного года, да и каникул где бы мои ученики не занимали призовые места, начиная с 5 класс, и заканчивая выпускниками.
Адрес ГУО: ул. Блохина, 41, г.Новополоцк, тел. 80214530766
Передо мной открылась удивительно богатая,
неисчерпаемая по красоте, грань педагогического
мастерства – умение учить детей думать.
Это открытие вдохновляло меня,
я переживал необыкновенное счастье творчества.
В.А.Сухомлинский
Вы бы видели эти горящие, улыбающиеся глаза ребенка, когда он доказал свою теорию или гипотезу и его достойно оценили. Ведь это здорово, что такие маленькие головы уже реально оспаривают картину мира. С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?». С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Считаю, что я, как учитель, должна, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром. Необходимо создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то вызвать его на исследовательское поведение. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Главная задача учителя географии-это приобщение учащихся к поиску, к исследованию; ввести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.). Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве. Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.
Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой.
Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой её защиты и т.д.
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель.
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:
В процессе работы над научными проектами мои ученики приобретают навыки социализации и профориентации. Так, в процессе исследования ребята посещали многие организации нашего города и имели возможность познакомиться с особенностями разных профессий.
Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.