АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
Морозова Е.Н.
Сахарный диабет – острая медико-социальная проблема, которая относится к приоритетам национальных систем здравоохранения практически всех стран мира.
Важнейшим достижением диабетологии стало повышение роли медицинских сестер в обучении пациентов с сахарным диабетом, так как именно повышение информированности пациентов о своем заболевании, факторах риска развития осложнений, приводит к лучшим показателям контроля диабета и уменьшает риск развития осложнений.
Обучение пациентов с сахарным диабетом – обязательный компонент лечения данного заболевания, очень важно и посещение школы сахарного диабета (обучение пациентов методам самоконтроля, адаптация проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактика острых и хронических осложнений заболевания).
Опираясь на исследования, в частности, на данные выпускной квалификационной работы, которая проводилась на базе БУЗ ВО «Череповецкая городская больница №2» (диабетологический центр).
Статистика по количеству пациентов с сахарным диабетом, посещающим центр в БУЗ ВО «Череповецкая городская больница №2» за 2016-2018гг., выглядит следующим образом:
Диаграмма 1 - Сравнительная характеристика количества пациентов по диабетологическому центру
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что наблюдается увеличение посещений пациентов с сахарным диабетом эндокринолога диабетологического центра.
В исследовании приняло участие 30 респондентов, из них 20 женщин и 10 мужчин.
Во-первых, критерий об информированности пациентов о своем заболевании.
Рисунок 1 - Информированность о заболевании сахарного диабета
На основании данных приведенных в диаграмме можно сделать вывод, что большинство респондентов недостаточно информированы о заболевании, что составляет 25 человек (83 %).
Во-вторых, критерий посещаемости школы сахарного диабета.
Рисунок 2 – Посещаемость занятий школы сахарного диабета респондентами
На основании данных диаграммы можно сделать вывод, что большинство респондентов посещали занятия школы сахарного диабета - 73%.
В-третьих, критерий наличие положительного эффекта после обучения.
Рисунок 3- Положительный эффект от обучения по мнению респондентов
На основании данных диаграммы, по мнению респондентов, улучшилось состояние ног у 5 человек (17%) , изменилась масса тела у 10 человек (33%),уровень глюкозы в пределах нормы у 9 человек (30%),улучшилось состояние в целом у 6 человек (20%).
В-четвертых, методы обучения.
Рисунок 4- Методы, применяемые в школе сахарного диабета
Проанализировав диаграмму, можно сделать вывод, что 13 респондентам (43%) понравились практические занятия,10 респондентам (34 %) наглядные, 7 респондентам (23%) занятия в виде индивидуальных бесед или в группе.
Итак, медицинская сестра принимает активное участие в работе диабетологической школы. И решает следующие задачи: пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни); максимальная адаптация пациента к болезни; удовлетворение нарушенных потребностей пациента (обучение навыкам самоухода, измерения АД, диетотерапии).
Основополагающая задача медицинской сестры в помощи пациентам с сахарным диабетом - это мобилизация пациента к самостоятельному уходу за собой и поэтапному решению проблем, связанных с заболеванием.
Таким образом, обучение пациентов с сахарным диабетом – это и обязательный компонент лечения данного заболевания, и непрерывный процесс передачи знаний, умений, навыков пациенту и членам его семьи. Осуществляется просветительская работа, которая организована таким образом, чтобы пациенты были полностью информированы об их заболевании, могли применять навыки, полученные в процессе обучения, чтобы пациенты были социально и психологически адаптированы к сложившимся условиям, и именно поэтому изучение участия медицинской сестры в обучении пациентов с сахарным диабетом в медицинских организациях – является актуальным.
Система обучения пациентов с сахарным диабетом в настоящее время стала более эффективной: ее применение позволяет снизить потребность в госпитализациях и частоту развития осложнений, а также количество ампутаций.
Несомненно, для повышения качества и продолжительности жизни пациентов необходим комплексный подход: повышение их информационной грамотности; формирования мотивации на проведение как профилактических, так и лечебных мероприятий; обучения основам и методам самолечения (выполнение назначенных схем лечения врачом) и самоконтроля.
Для выбора модели обучения необходимо учитывать социально-медицинские, социально-гигиенические и социально-психологические характеристики пациента и его семьи.
Список литературы:
1. Мухина, С.А., Практическое руководство к предмету «Основысестринскогодела» / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 456 с.
2. Роль медсестры в уходе за пациентами сахарным диабетом // Прикладные информационные аспекты медицины/ Титова Л.А., Добрынина Е.А., Резникова Е.А.[ и др.]. – 2016. – № 2. – С. 128-132.
3. Шатохина, М.С. Обучение пациентов с сахарным диабетом как необходимое условие повышения эффективности лечебно-диагностического процесса // Сестринское дело . - 2013. - №1. - С. 19-21.
4. Сахарный диабет. Руководство для пациентов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dark-diabet.kz/page.php?page_id=54&lang=1&article_id=348
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.