Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа
Оренбургской области»
Методический совет «Методическое обеспечение образовательного процесса с детьми ОВЗ»
«Актуальность проблемы организации образовательного процесса с детьми ОВЗ»
|
2016 год
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема методического совета «Методическое обеспечение образовательного процесса с детьми ОВЗ».
На совещании директоров 25 марта 2016 года одним из вопросов рассматривался реализация государственной программы «Доступная среда» в МО Кувандыкский район в 2012 -2016 годах
В рамках реализации данной программы были определены 6 базовых школ Кувандыкского района по реализации данной программы:
2012 год – гимназия № 1
2013год – СОШ № 2
2014 год – СОШ № 5, Начальная школа города Кувандыка
2015 год – Зиянчуринская СОШ, Ибрагимовская СОШ
В целях реализации государственной программы РФ «Доступная среда» в указанных общеобразовательных учреждениях проведены следующие мероприятия:
1. Сформирован социальный заказ на курсовую подготовку руководителей учреждения, педагогических работников ОО на курсы повышения квалификации по теме «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» при Московском городском психолого-педагогическом университете (2012, 2013, 2014г.).
2. Нормативно-правовое и организационное обеспечение
- приведены в соответствие уставы ОО, где регламентирована деятельность образовательной организации и в отношении детей- инвалидов и детей с ОВЗ.
- внесены изменения в программу развития ОО;
- разработаны Положения о классах интегрированного обучения;
- разработаны Положения о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы;
- внесены изменения в программу коррекционно-развивающей работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей-инвалидов и детей с ОВЗ);
- разработана адаптированная образовательная программа;
- приведены в соответствие должностные инструкции.
- изданы постановления Главы Кувандыкского района «О закреплении имущества на праве оперативного управления».
3. Сформированы заказы на специальное учебное и материально-техническое оборудование кабинета для обучения детей-инвалидов:
2012год
За годы реализации программы ДС в Кувандыкский район направлено оборудование на общую сумму и произведен ремонт
|
оборудование |
ремонт |
Гимназия № 1
|
На сумму 841 393,64 Оборудован кабинет «Доступная среда» и кабинет психолога, в котором установлена сенсорная комната. |
|
СОШ № 2 |
На сумму 791 750,00 оборудование установлено в кабинете «Доступная среда - приобретено и установлено оборудование для дистанционного обучения в 2 кабинетах информатики (веб-камеры, акустические колонки, 2 экрана).в СОШ №2 |
|
Начальная школа
|
На сумму 893 262,00
|
Проведение ремонтных работ в рамках программы «Доступная среда» в МАОУ «СОШ № 5 г.Кувандыка» и МАОУ «Начальная общеобразовательная школа» по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов будет осуществлено в 2016 году. |
СОШ № 5
|
На сумму 909 822,00
|
|
Зиянчуринская СОШ |
На сумму 752 995,00 В настоящее время идет установка оборудования в ОО в кабинете «Доступная среда» |
479 894 |
Ибрагимовская СОШ
|
На сумму 752 995,00 В настоящее время идет установка оборудования в ОО в кабинете «Доступная среда» |
479 894 |
|
На общую сумму 4 100 824,00 |
|
Не все ОО серьезно подходят к реализации данной программы в своем учреждении. Все полученное оборудование должно быть распаковано, установлено, закреплено данное имущество за ОО на праве оперативного управления
4. Информационное сопровождение
- информационное сопровождение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ:
- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета;
- вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
- необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
- создан банк данных по детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
- на сайте ОО освещаются вопросы по реализации мероприятий программы «Доступная среда», созданы тематические страницы.
В настоящее время идет установка оборудования в ОО (МБОУ «Зиянчуринская СОШ», МБОУ «Ибрагимовская СОШ) в кабинетах «Доступная среда».
Необходимо скорректировать банк данных по детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Согласно постановления правительства Оренбургской области от 09.06.2014 № 381-п «Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» по ОО необходимо провести паспортизацию доступности объекта социальной инфраструктуры.
Паспортизация проводится в целях объективизации и систематизации информации о доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для принятия управленческих решений в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности указанных категорий граждан.
В российской версии аналогом его является понятие «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом и его потребностей, и имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.
В Оренбургской области проверяют доступность учреждений социального обслуживания для людей с ограниченными физическими возможностями.
В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и «Профессиональному стандарту педагога дополнительного образования детей и взрослых» от 8 сентября 2015 г. № 613н одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, образовательные учреждения дополнительного образования постепенно должны переходить к практике инклюзивного воспитания и обучения.
Прежде всего, необходимо понять, из каких составляющих складывается компетенция педагога, позволяющая работать с детьми, имеющими ОВЗ
Для этого обратимся к тексту Профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
При организации образовательного процесса, досуговой деятельности, разработке программно-методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ к членам педагогического коллектива (педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, методистам) предъявляются требования к уровню знаний и умений
Педагог должен уметь:
1. Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья).
2. Планировать образовательный процесс, занятия, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
- задач и особенностей образовательной программы
- образовательных запросов учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы
- фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента учащихся)
- особенностей группы учащихся
- специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации)
- санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся
3. Проектировать совместно с учащимся (для детей - и их родителями (законными представителями)) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
4. Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и(или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:
- привлекать учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся
- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей
- проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении
Педагог должен иметь знания:
1. психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы
2. Особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся)
3. Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся
4. Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации)
5. Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
Причем, если мы обратимся к профстандартам для учителей и воспитателей, то увидим, что к ним предъявляются более серьезные требования: педагоги общеобразовательных учреждений должны знать:
- Индикаторы индивидуальных особенностей траектории жизни, их возможные девиации, а так же основы их психодиагностики, основные признаки отклонения в развитии детей, кризисы развития,
- осуществлять психолого-педагогичческое сопровождение основных общеобразовательных программ,
- понимать документацию специалистов (логопедов, диффектологов),
- разрабатывать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты,
- адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу и др.
С анализом уровня компетенции у педагогического коллектива ДПШ, позволяющей работать с детьми ОВЗ вас познакомит Девятьярова Марина Владимировна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.