«Актуальность проектной деятельности при работе с дошкольниками.» (из опыта работы)

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе дошкольного мини-центра.Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе дошкольного мини-центра.
Иконка файла материала моя статья.docx
КГУ «Начальная школа №9»  акимата города Рудного Тема работы: «Актуальность проектной деятельности   при работе с дошкольниками.»  (из опыта работы)                                                                                                                                                             Автор:  Бахматова Татьяна Владимировна,         воспитатель дошкольного мини – центра, высшая категорияРудный 2018г. «Актуальность проектной деятельности   при работе с дошкольниками.  (из опыта работы)»        Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,   постоянное   стремление  детей   наблюдать   и   экспериментировать   с успехом проявляются  в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных ме­ тодов организации поисковой деятельности детей ­ метод проектирования. Главное его достоинство заключается в том, что  детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:  принять и освоить цель, актуальную для них;  выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;  решать творческие споры, достигать договоренности;  оказывать   помощь   участникам   деятельности,   делиться   собственным   опытом   со сверстниками;  обсуждать результаты деятельности каждого члена группы, не воспринимая чужие  успехи как свое поражение.        Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь. Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в   решении   проблемы,   лично   значимой   для   ребенка.     Основа   этого   метода   – самостоятельная   деятельность   детей   –   исследовательская,   познавательная, продуктивная,   в   процессе   которой   ребенок   познает   окружающий   мир   и   воплощает новые знания в жизнь.       Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые   являются   инновационными   в   работе   дошкольных   учреждений.   Этот   метод актуален   и   очень   эффективен,   т.к.   дает   ребенку   возможность   экспериментировать, синтезировать   полученные   знания,   развивать   творческие   способности   и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.     Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он  дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения  с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении  исследовательских задач. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в  образовательный процесс дошкольного детства. Современные педагогические  исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования –  притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не  желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям,  успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы  образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требуетсущественных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.  Использование инновационных педагогических технологий открывает новые  возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных  в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных  учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность  экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие  способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно  адаптироваться к школе.   Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность   сконцентрировать   материал   по   определённой   теме,   повысить   уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с   родителями,   ощутить   себя   действительно   партнером   детей   в   решении исследовательских   задач.   Метод   проектов   естественно   и   гармонично   вплетается   в образовательный процесс дошкольного детства.     Проект – это шесть «П»: 1 ­ «П» ­ проблема (выбор темы) . 2 ­ «П» ­ проектирование или планирование. 3 ­ «П» ­ поиск информации. 4 ­ «П» ­ продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта,  коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) . 5 ­ «П» ­ презентация. (виды презентаций: отчет исследовательской работы, научный  доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.) 6 ­ «П» ­ портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии,  рисунки, альбомы, макеты и др.)  Используем в работе модель – 3 (трёх) вопросов: 1). Что мы знаем? 2). Что хотим узнать? 3). Что сделать, чтобы узнать?         Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста: в младшем дошкольном возрасте – это:   вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);  активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);  формирование   начальных   предпосылок   поисковой   деятельности  (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это:  формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной  инициативы;  развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование   умения   применять   данные   методы,   способствующие   решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;  развитие   желания   пользоваться   специальной   терминологией,   ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.         В   результате   использования   метода   проектов   дети   в   моей   группе   стали   более раскрепощёнными   и   самостоятельными,   целеустремлёнными   и   уверенными   в   себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.      Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Участие взрослых в детских проектах способствует социально ­ личностному развитию каждого ребенка. Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется  проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно  проектирование в дошкольных мини – центрах и детских садах. Стремление наблюдать  и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие  черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное  состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий  здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к  исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того,  чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.  Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он  направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих  способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую  познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.                                                                                                                                              Заключение.     Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует   развитию   благоприятных   межличностных   отношений   в   группе   детей. Происходит   смена   стиля   общения   взрослого   с   ребенком.   Родители   становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.           Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать   обучение   с   жизнью,   формирует   навыки   исследовательской   деятельности, развивает   познавательную   активность,   самостоятельность,   творчество,   умение планировать,   работать   в   коллективе.   Такие   качества   способствуют   успешному обучению детей в школе.      Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, ­   покажет   время.   Для   нас   главное   –   обеспечить   каждому   ребенку   максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.Приложение. Проект «Зимующие птицы». Тип проекта: информационно ­ творческий. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель  группы. Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя). Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период  дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование  начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к  живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы  окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года  доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.  Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие  птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, педагог совместно с  родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о  зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с  миром природы. Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное,  бережное отношение к ним. Задачи: пополнить предметно ­ развивающую среду по теме проекта. расширить кругозор детей о зимующих птицах. способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей  воспитанников. привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних  условиях. Реализация проекта проходила в три этапа: Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный. обсуждение цели, задач с детьми и родителями. создание необходимых условий для реализации проекта.              перспективное планирование проекта. разработка и накопление методических материалов по проблеме. II этап – основной (практический). внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и  приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. III этап – заключительный. организация и участие родителей вместе с детьми в акции «Зёрна тепла»,  выставка кормушек ­ «Лучшая кормушка для птиц», проведение итоговой линейки ­ награждение грамотами в разных номинациях  детей «Экологическая кормушка», «Оригинальная кормушка», «Лучшая кормушка  для птиц». Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание: 1. Рекомендации на совместные прогулки. совместно с ребенком сделать кормушку. подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. 2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах. 3. Отгадывать загадки про зимующих птиц. 4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в мини ­ центр.    Рассматривая с детьми книги ­ энциклопедии, поставила цель, что всю неделю будем  говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта.  Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д. Содержание работы в процессе реализации проекта. ­ Игровая деятельность: 1 Дидактические, настольные игры. 2 Сюжетно ­ ролевые игры. 3 Театрализация. 4 Подвижные игры. 5 Упражнение на развитие мелкой моторики рук. ­  Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа: 1 Художественная литература и развитие речи. 2 Естествознание. 3 Лепка.4 Конструирование. ­  Беседы.                                                                                                                        ­ Решение проблемной ситуации.                                                                                      ­ Наблюдение за птицами зимой.                                                                                          ­ Труд.                                                                                                                            ­ Работа с родителями. Конкретные ожидаемые результаты.     Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Улучшение предметно ­ развивающей среды. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной  активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных  зимних условиях. Список литературы: 1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002. 2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003. 3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного  возраста. М., 2004. Содержание работы в процессе реализации проекта:  Игровая деятельность. 1). Дидактические игры: «Один ­ много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый  лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят  птицы».  2). Настольные игры: разрезные картинки «Составь птицу», лото «Птицы», «Лабиринт ­ Зимующие птицы». 3). Сюжетно ­ ролевые игры: «Птичий двор». 4). Театрализация: «Где обедал воробей» С.Маршак 5). Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворона», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка», «Совушка».  Познавательная деятельность:  1). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?»,  «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся  о птицах зимой?».2). Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц  зимой?» 3). Наблюдение за птицами зимой:  наблюдение за синицей на ветке, наблюдение за зимующими птицами в городе,  наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем на рябине, наблюдение за голубями и  воробьями на дорожках парка. 4). Труд: изготовление кормушек, подкормка птиц.   Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа: 1). Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей»; «Покормите птиц зимой» Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»; М. Горького «Воробьишко» + просмотр  мультфильма; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Сухомлинского «О чём плачет  синичка». 2). Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки».  3). Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц,  поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением  зимующих птиц. 4). Конструирование: «Синичка на ветке». (оригами) 5). Лепка: «Красивая птичка». 6). Естествознание «Птицы зимой», «На птичьем дворе».  7). Музыка: прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Музыкально ­ дидактическая  игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.  Работа с родителями:  консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».  III этап ­ заключительный   Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».  Результаты реализации проекта.  Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая  среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о  птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась  любознательность, творческие способности, познавательная активность,  коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в  оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Посмотрите также