« АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»
В этой статье поговорим о концепции критериального оценивания через уроки информатики, то есть как мы можем использовать это оценивание и какие дескрипторы мы можем применять для объективного оценивания учащихся в школьном процессе обучения.
Для того, чтобы сделать выводы об итогах целей обучения применяются критерии успеха, которые сформулированы в документе «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся». [3]
Политика оценивания есть неразрывная составляющая общеобразовательного катагенеза и имеет неотъемлемую связь со всем школьным процессом учебы. Одной из самых актуальных проблем системе образования были и остаются сложности объективной оценки успехов учащихся. В течении многих десятилетий концепция оценивания исходила в сопоставлении результатов учащегося с учебными успехами других учащихся, при этом не было определенных критериев выставления той или иной отметки, отсутствовала полярная (обратная) коммуникация между учеником и учителем, что не содействовало высокой мотивации в практике обучения [4].
На пути к модернизации отечественного образования актуально применение системы критериального оценивания, как в школах международного бакалавриата. В оценивании знаний и навыков учащихся средней школы используется критериальный подход, где большое внимание также уделяется и самооцениванию. Система критериев известная и открытая заранее всем участвующим сторонам процесса образования – ученикам, учителям, родителям, администрации. При этом оценивание требуется выстраивать таким образом, чтобы сами учащиеся были ответственны за итоги контрольной оценочной деятельности. Получая умение оценивать самого себя, каждый учащийся будет сознавать, что и зачем необходимо выполнить для своего самосовершенствования и совместно с учителем корректировать и анализировать свою дальнейшую работу. В связи с этим прежде всего необходимо понять, что ожидаемые результаты (итоговые цели обучения), учебные программы, планы уроков - это три составляющие, которые тесно связаны между собой и они определяют направление обучения. [5]
Учебные достижения по предмету «Информатика и информационные технологии» оцениваются по общим критериям.
Исходя из этих критериев учащимся необходимо научиться: выделять из текста важную информацию; давать объяснение и уметь воспроизводить информацию, которую они получили; производить полный анализ информации; приводить элементарные жизненные примеры моделей передачи, хранения и обработки информации в практике человека; разбираться в различных формах представления информации – и это все умения и навыки относятся к первому критерию «Знание и понимание» .
Для критерия «Исследование» учащиеся должны уметь выяснять суть проблемы и выдвигать обобщенную гипотезу, определять цель исследования, приходить к умозаключениям в сфере IT; находить дополнительные сведения и самостоятельно применять их для осуществления поставленных перед учащимся учебных целей; демонстрировать итоги исследования в различных формах.
Третий критерии «Анализ» подразумевает, такие моменты как умение проводить мониторинг соответствия продукта техническому заданию; самостоятельно анализировать действенность продукта на предмет безопасности и эффективности, а также на показатели материалоемкости и энергоемкости; рассуждать о ресурсных данных продукта при производстве; выполнять итоговый диагностический анализ требований в различных формах.
Для критерия «Планирование» следует научиться структурировать вывод решения проблем (с применением временных рамок и ресурсов), и по итогам строить самостоятельный план описания; продуктивно намечать и планомерно строить организацию своей собственной творческой деятельности.
Чтобы оценить критерий «Создание продукта» учитель должен будет проверить учащихся на соблюдение правил техники безопасности при работе с компьютером; на способность реализовывать план работы и в указанный срок предоставлять готовый продукт. Для пополнения багажа собственных знаний и решения различных задач требуется умение свободно использовать современные информационные технологии и конечно же итоговой компетенцией является умение создавать конечный продукт соответствующего качества. [3]
Согласно выделенным критериям, целям и задачам предметного блока разрабатываются методы проверочных работ и по ним учитель составляет соответствующие виды работ такие, например, как тесты, контрольные работы, устный опрос, проектная деятельность, практическая работа, творческая работа и т.д.
Далее прорабатываются дескрипторы согласно целям обучения. Например, для критерия «Планирование» уровень достижения учащихся следующие дескрипторы. 0 баллов - учащийся не достиг ни одного из уровней, перечисленных ниже; 1-2 балла - учащийся самостоятельно выстраивает план своей деятельности, самостоятельно описывает пути решения проблемы (включая время и использование ресурсов); 3 балла - ученик выстраивает план решения проблемы (с учетом ресурсов и времени), самостоятельно описывает его, организовывает и планирует собственную творческую активность; 4 балла - учащийся самостоятельно планирует свою функциональность, самостоятельно описывает пути решения проблемы (с использованием ресурсов и времени), применяет ряд методов, способов и технологий в целях ориентирования в дальнейшей запланированной работе. [3]
Основываясь на поставленные цели, педагог будет проектировать задания для отслеживания различного уровня. В современной образовательной практике упражнения применяются на первом этапе обучения и очень широко распространены. Упражнения, рассчитанные на формирование и развитие критического мышления более высокого уровня, это те, при исполнении которых ученик и оценивает, делает умозаключения, проектирует, творит, такие задания используются в настоящей практике на начальном уровне, хотя эти навыки мышления очень важны для учащегося, и они предопределяют его зрелую направленность.
Учащиеся осведомлены (обучающиеся, по обновленному содержанию образования), что критериальная система оценивания это есть комплекс, включающий в себя формативное и суммативное оценивания. Суммативное оценивание по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть составляют 50% от оценки за четверть и при их суммировании выводится итоговая четвертная отметка. По итогам четвертных оценок выводится оценка за год.
Формативное оценивание рассчитано для формулировки уровня освоения знаний, навыков в течение каждодневной работы в школе или дома. Оно организуется различными формами и шаблонами, что предоставляет педагогу и обучающемуся откорректировать свой процесс учебы и ликвидировать всевозможные пробелы и недопонимания до проведения суммативных заданий. Формативные отметки не фиксируются и не имеют влияния на отметки за суммативные работы и итоговые отметки за четверть.
Суммативное оценивание рассчитано для выявления уровня детализированности сформированных знаний и навыков учебной деятельности при финальном изучении блока учебной темы или раздела. По фактическому результату выполнения различных типов заданий учениками осуществляется суммативное оценивание. Отметки, которые выставлены за суммативные работы, являются основной базой для фиксирования итоговых отметок по предмету «Информатика и информационные технологии» за четверть и за год.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.