Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ БЖД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
Одним из научно-практических направлений работы специалистов Педагогического Комплекса «ПЕДКАМПУС» является исследовательско-апробационная деятельность в области методологии «Педагогики безопасности жизнедеятельности человека» (Педагогика БЖД) и внедрение разработок в практику работы образовательных организаций различных типов и видов.
Современный подход к обучению БЖД, в рамках реализации ФГОС нового поколения, имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность обучающегося, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Государственный стандарт в области Безопасности жизнедеятельности отражает:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирования убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности.
Жизнь современного человека полна неожиданностей и всяких опасностей, она ежедневно требует от него принятия быстрых и верных решений, поэтому предмет «Безопасность жизнедеятельности» в буквальном смысле жизненно важен и как никакой другой имеет сейчас прикладное значение.
Кроме того, тесная связь курса БЖД с практикой в виде личного опыта проживания в сложившихся реальных условиях открывает широкие перспективы в преодолении свойственного фрагментарного или «клипового» мышления, развития восприятия целостной картины мира и укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
В последние годы актуальность освоения курса БЖД значительно повысилась в связи с обострением внутренних и внешних угроз России, активизацией международного терроризма, ростом количества природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, с соответствующими указами Президента России, законодательством и вытекающими изменениями нормативных актов органов управления образованием.
К сожалению, не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, и уменьшить их воздействие является главной целью разработки все более эффективных методов преподавания указанного предмета.
В связи с вышеизложенным, задачами курса БЖД является подготовка обучающихся к безопасному и осмысленному поведению в повседневной жизни, и особенно в опасных и чрезвычайных ситуация, формирование у них навыков здорового образа жизни и способности компетентно оказывать первую медицинскую помощь, воспитание гражданственности, патриотизма, подготовка к службе в рядах Вооружённых сил РФ.
Для осуществления этих задач возникает необходимость вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, нравственными качествами и навыками здорового образа жизни.
Это возможно, когда на уроках и во внеурочной деятельности используется взаимосвязь компонентов (развитие способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и возможности, самостоятельно искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию, работать в группе, владеть различными социальными ролями.
Всё вышеизложенное становится возможным, через применение современных педагогических технологий, таких как проблемно-модульное обучение, личностно – ориентированное обучение, деятельностный метод. Главное - научить уеников самостоятельности, умению искать и принимать верные решения, быть толерантными друг к другу.
Использование в преподавании курса БЖД здоровьесберегающих технологий позволяет, вместе с другими педагогами, формировать и развивать культуру здорового образа жизни, воспитывать приоритетное отношение к таким общечеловеческим ценностям как здоровье и жизнь человека.
В период с 2018 по 2021 г. на базе ГБОУ «Гимназия № 278 им. Б.Б. Голицына» Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга научными сотрудниками и педагогами МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС» проводилась опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации различных активных форм организации обучения БЖД на параллелях классов основной и старшей школы.
Были задействованы 7 – 8 и 10 кл. Всего было задействовано 300 чел. Применялись следующие формы организации обучения – это коллективная, групповая, парная или индивидуальная форма. Индивидуализация воспитательного взаимодействия решалась также через дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Для решения этой задачи дидактический материал разрабатывался в нескольких вариантах, разного уровня и разной формы, в том числе электронные обучающие - тестирующие программы, которые дают наиболее объективную оценку знаний, умений, навыков уеников. Эти программы дают возможность обучающимся осваивать материал в соответствии со своими индивидуальными особенностями и в удобное время.
Педагогом был предоставлен широкий выбор решений теоретических и практических задач, с использованием различных форм, средств, методов активной педагогики, получивших название интерактивных.
Мы исходили из того, что как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов нового поколения на результаты освоения основных образовательных программ. Учащиеся не только получают предметные знания, но и демонстрируют умение применять эти знания в практической деятельности. Современный урок БЖД должен быть и проблемным, и развивающим.
Поэтому к большинству учебно-познавательных тем, нами были разработаны ситуационные задачи, приближённые к реальным ситуациям, в которые могут попасть наши ребята. Хотя, в жизни всё бывает сложнее и не стандартнее, чем на тренировке. Анализ ситуаций позволяет обучающимся приобретать знания за счёт анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.
В ходе опытно-эксперимнтальной работы нами определена типология учебных ситуаций БЖД, которая может быть представлена такими ситуациями, как:
- ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного, а зачастую нестандартного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Многие учащиеся планируют пройти обучение для получения водительских прав. Поэтому ряд ситуаций мы взяли из задач по ПДД, особенно это касается вопросов оказания доврачебной помощи.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебно-познавательном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения. На уроках БЖД это, прежде всего, навыки оказания доврачебной помощи.
На наших уроках с успехом применялись деловые, ролевые и дидактические игры, игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.
В рамках «Недели здоровьесберегающих технологий», конкурс по оказанию первой медицинской помощи «Добровольный спасатель». Конкурс сочетал в себе элемент соревнования с отработкой практических навыков, что позволяет в полной мере вовлечь участников в процесс. Целью данного мероприятия является формирование сознательного и ответственного отношения и молодежи к вопросам личной и общественной безопасности.
Мы пришли к выводу, что современный урок Безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения, – это урок с использованием техники, урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому обучаемому, урок, содержащий разные виды деятельности, урок, на котором учащемуся комфортно, урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика, развивать у него креативное мышление, воспитывать думающего человека-интеллектуала.
Данный подход к работе по преподаванию курса БЖД повышает интерес к учёбе и качество знаний в целом, устанавливает взаимопонимание и партнерство учащихся друг с другом и с педагогом в процессе освоения учебно-познавательного предмета, одновременно стимулируется всесторонняя личностная реализацию индивидуальности каждого обучаемого, способствует формированию у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; способности ориентироваться в неблагоприятных и особенно в угрожающих жизни условиях; оказание помощи себе и другим пострадавшим для сохранения жизни и здоровья; способности к успешной социализации в обществе, что способствует формированию социально адаптированного, граждански-ответственного, творчески-инициативного и успешного члена нашего общества.
Это полностью соответствует целям воспитания и обучения в рамках реализации ФГОС нового поколения.
ДИАГРАММЫ И СХЕМЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СХЕМА ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯВШИХСЯ В ИССЛЕДОВАНИИ
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРАДИЦИОННОГО И ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.