Актуальные проблемы реализации ФГОС в сельской начальной школе

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Актуальные проблемы реализации ФГОС в сельской начальной школе.docx

Актуальные проблемы реализации ФГОС в сельской начальной школе

             В прессе и по телевидению часто обсуждается проблема сельских малокомплектных школ. Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских. Но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания; из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.

В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5—10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.

Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством обучающихся и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. На занятиях присутствуют сразу два класса, что создаёт определённые трудности для объяснения нового материала учителем, а также для восприятия данного материала обучающимися. Учитель работает не полный урок с одним классом, а сразу с двумя.

           В настоящее время практически в каждой сельской школе есть интернет, но учебная нагрузка такова, что детям редко удаётся найти что-то по заданию учителя. Дети, как правило, из разных деревень. После школы по домам их развозит школьный автобус – это тоже отнимает время.

            Низкое финансирование сельских школ накладывает определённый отпечаток: нет возможности  приобрести пособия для уроков, учебники и.д.  Приходится приобретать по минимуму, только самое - самое необходимое. Нельзя финансировать сельские школы по принципу «подушевое финансирование».

Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

-  индивидуальный подход к обучающимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

- личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции обучающегося. Ученик и учитель «слышат» друг друга;

- практическую направленность учебной деятельности обучающихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты или  участие в опытнической работе на пришкольном участке и т. д.);

-  нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.

В настоящий момент модернизация сельской малокомплектной школы связана, прежде всего, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Уже несколько лет школы России работают по новому образовательному стандарту, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Проблемы, связанные с внедрением ФГОС в малокомплектных школах, остаются и сейчас. Это касается не только количества обучающихся, но и организационной формы учреждений, комплектования классов, географического расположения, системы обучения.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить учиться — лозунг стандартов, функция школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.

Перед образовательной системой стоит новая непростая задача — формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция обучающегося  — активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.

Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.

Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малочисленные школы:

1.  Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта, дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс.

2. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно по разным стандартам. Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.

3. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеаудиторной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс. Учащиеся могут выбрать для себя одно из пяти направлений. Труднодоступные школы зачастую лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего зачастую не бывает.

4.  Проблема малокомплектных школ с введением данного стандарта заключается в нехватке кадров. Часто приходится слышать о том, что педагоги малокомплектных школ преподают предметы не по специальности, например, учитель русского языка преподаёт еще и географию. Также постоянно ставится вопрос о текучести кадров. Причина в низком социальном статусе профессии педагога.

5.  Социальное положение семей школьников. Многие дети из асоциальных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. Представители органов социальной опеки часто навещают неблагополучные семьи, беседуют с родителями. Так что прежде чем утверждать, что малокомплектные школы это проблема, стоит подумать о возникновении  гораздо более  серьёзных проблем, если таких школ не станет. 

        Исходя из перечисленных проблем, речь должна идти не о рекомендациях по локальному улучшению отдельных сторон деятельности малокомплектной школы, а о новых подходах к технологии организации учебного и внеучебного процессов, т. е. о разработке разных организационно-педагогических моделей начальных малокомплектных школ, дающих возможность учителю работать с разновозрастным коллективом.

В целях решения проблем, связанных с реализацией ФГОС в сельской начальной школе, необходимо соблюдение некоторых условий:

-   достойное финансирование сельских школ;

-   Обеспечение самостоятельного характера обучения;

-  усиление мотивационного аспекта учебно-воспитательного процесса;

-  стимулирование активной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;

- интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;

-  активизация самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);

-    обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;

-   всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;

-    привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.

Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных обучающихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей в сельской школе.

Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России довольна велика. Однако, уже понятно давно, что если школа в маленькой деревне исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Отмечу, что малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем, как общих проблем, так и связанных с реализацией ФГОС. Начальная школа как первая ступень общего образования в России имеет фундаментальное значение, как в становлении личности конкретного человека, так и в сохранении и развитии государства.