Дата проведения |
|
Тема: Альфа – и – бета распад. Правило смещения.
Цели:
Образовательные:
· продолжают изучать явления радиоактивности;
· изучают радиоактивные превращения (правила смещения и закон сохранения зарядового и массового числа);
· расширяют представления о физической картине мира;
Развивающая:
· отрабатывают сущность физической природы радиоактивности, радиоактивных превращений, правил смещения по периодической системе химических элементов;
· развивают навыки работы с таблицами и схемами;
· вырабатывают умения анализировать, сравнивать и обобщать;
Воспитательная:
· формируют умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту;
· развивают ответственность, честность;
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока: словесный, наглядный
Выполнила: Керимова Ирина С.
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Проверка и актуализация знаний.
Устный фронтальный опрос.
1.Что представляет собой альфа-частица ?
2. Какой заряд имеет ядро, согласно планетарной модели атома Резерфорда?
3. Определите, сколько электронов имеет атом бериллия 94Ве ?
4. Кто открыл явление радиоактивности ?
5. Кто предложил ядерную модель строения атома ?
6. Чему равно массовое число ядра атома марганца 5525Мn ?
7. Что представляет собой бета-частица ?
8.Что такое изотопы? Чем они отличаются друг от друга?
9. Почему атомное ядро не распадается на отдельные нуклоны?
III. Сообщение темы и постановка целей урока
Тема нашего урока “Альфа – и – бета распад. Правило смещения.” (запись в тетради даты и темы урока).
IV. Изучение нового материала
а) Сравнительная характеристика радия и радона
Атом имеет сложное строение. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Между нуклонами в ядре действуют ядерные силы. В результате атомного превращения образуется вещество совершенно нового вида, полностью отличное по своим свойствам от первоначального вещества. В 1903 году появилась совместная работа Резерфорда и Содди об изучении радиоактивности радия.
б) Правила смещения Ф.Содди
Ф.Содди заметил, что радий в процессе α-распада превращается в другой химический элемент – радон. В 1919 году Э.Резерфорд провел первую искусственную ядерную реакцию.
Таблица “Сравнение свойств радия и радона”
Физические свойства |
Химические свойства |
Агрегатное состояние |
Масса ядра |
Заряд ядра |
Число электронов |
Металл |
Радий |
Твердое |
226 |
88 |
88 |
Инертный газ |
Радон |
газ |
222 |
86 |
86 |
Далее учащиеся работают с учебником сформулировав правила смещения для альфа- и бета-распадов.
Формулировку правил читают по учебнику. Устно, используя таблицу Д.И. Менделеева, определяют, какие вещества могут образоваться при α- распаде из урана, плутония, полония, а также какие вещества образуются из тех же элементов при β-распаде.
1. При α-распаде ядро теряет положительный заряд 2e и его масса убывает на 4 а.е.м. В результате α-распада элемент смещается на две клетки к началу периодической системы Менделеева:
2. При β-распаде из ядра вылетает электрон, что увеличивает заряд ядра на 1е, масса же остается почти неизменной. В результате β-распада элемент смещается на одну клетку к концу периодической таблицы Менделеева.
- Кроме альфа- и бета-распадов радиоактивность сопровождается гамма-излучением.
3. γ-излучение – не сопровождается изменением заряда; масса же ядра меняется ничтожно мало.
Вывод: ядра атомов имеют сложный состав, состоят из протонов и нейтронов.
V. Закрепление изученного материала
Решение задач.
1.Упражнение 47(1)
2.Пользуясьзаконом сохранения массового числа и заряда определить массовое число и зарядовое число химического элемента , образующего после радиоaктивного распада
3.В результате какого радиоактивного распада натрий-22 превращается в магний – 22?
4. Кобальт-60 используется в медицине для лечения и терапии злокачественных образований и воспалительных процессов. Кобальт-60 бета-радиоактивен. Напишите реакцию.
5. Углерод -14 используется для исследования процессов обмена веществ, а также при изучении фотосинтеза растений. Углерод-14 бета-радиоактивен. Запишите реакцию.
VI. Рефлексия
· Все ли было понятно на уроке? Что вызвало трудности?
· Что мы сегодня изучили?
VII. Домашнее задание: выучить определения, доп. материал §63 читать, отв. на вопросы стр. 200 (учебник физики 9 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник). Упр. 47.
VIII.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.