Алгоритм написания психологической характеристики на
ребенка для предоставления её на заседание
психолого-медико-педагогической консультации
I. Особенности поведенческой сферы
1.Поведение. Ребенок адекватен (не адекватен) в ситуации обследования.
2. Особенности контакта. Охотно (не охотно) идет на контакт со специалистом.
3. Наличие интереса к сотрудничеству. Проявляет (не проявляет) интерес к взаимодействию со взрослым.
4.Проявляет ситуативные эмоции (страх, робость, агрессия и т.д.), их интенсивность, длительность.
II. Психофизиологическая деятельность (готовность)
1. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
- ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, движения скоординированы;
- ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок неуклюж, малоподвижен;
2. Координация в системе «глаз – рука» (для детей меньше 6л 6м и старше 8л / готовность к школьному обучению):
- может правильно перенести на лист бумаги простые графические образцы, демонстрирует хорошее зрительное и слуховое восприятие;
- при переносе на лист бумаги отмечается незначительное искажение графического образа;
- отмечаются грубые нарушения графического образа при переносе на лист бумаги.
III. Развитие познавательной деятельности
1. Кругозор
- представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям;
- представления достаточно конкретны, на бытовом уровне;
- кругозор ограничен.
2. Сформированность интеллектуальных умений
- ребенок определяет содержание, анализирует, обобщает, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
- задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет с помощью стимуляции;
- задания выполняет с помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности в новые познавательные ситуации;
- задания не выполняет, помощь не принимает.
IV. Развитие познавательных процессов
1. Внимание (объем, концентрация, распределение, переключаемость).
2. Память (объем различных видов памяти).
3. Мышление:
- формы мышления (понятия, суждения, умозаключения);
- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование);
- вид мышления (конкретно-образное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).
V. Эмоционально-волевая сфера
1. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
- ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;
- ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок, задает педагогу-психологу несущественные вопросы;
- уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживает, любознательность не проявляет.
2. Произвольность деятельности:
- ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
- удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;
- деятельность хаотична, необдуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяет, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
3. Темп деятельности:
- высокий;
- средний;
- низкий.
VI. Социальная готовность
Данный компонент готовности определяет у детей уровень сформированности коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия:
- контактность (легко идет на контакт, контакт затруднен)
- потребность в общении;
- умение общаться;
- желание взаимодействовать с окружающими;
- знает правила поведения;
- соблюдает нормы поведения в обществе;
- легко адаптируется в новой обстановке.
Образец
Во время обследования поведение адекватное (не адекватное). В контакт вступает охотно (неохотно). Проявляет (не проявляет) (эпизодический) интерес взаимодействия со взрослым. Предметно - практические действия сформированы (не сформированы) согласно возрастной норме. Работоспособность на ……. уровне. Способность сосредоточиться на ……уровне. Анализирует предметы (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Выделяет существенные признаки предметов (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Устанавливает сходства и различия предметов (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью), отдельные части. Обобщает: посуда, игрушки, мебель и т.д. (в простых рисуночных вариантах, самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью), классифицирует, исключает (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Способен переносить умения в новые познавательные ситуации. В достаточной мере самостоятелен. При необходимости принимает помощь со стороны взрослого. Устанавливает причинно – следственные связи (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Рассуждает, делает логические выводы. Эмоционально - волевая сфера сформирована согласно возрастной норме (устойчивая, неустойчивая, ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок, задает педагогу-психологу несущественные вопросы; уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживает, любознательность не проявляет.
Память: слуховая……., образная ……..
Внимание привлекается, (не привлекается), устойчивое (неустойчивое)
Восприятие соответствует (не соответствует) возрастной норме. Мышление соответствует (не соответствует возрастной норме).
Способность сосредотачиваться.
Пространственная ориентация (ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, движения скоординированы;
- ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок неуклюж, малоподвижен)
Кругозор представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям;
- представления достаточно конкретны, на бытовом уровне;
- кругозор ограничен.
Методики согласно возрасту…….
Образец Дерипас Н.В.
1. Установление контакта. Поведение во время обследования адекватное / не адекватное. Обращенную речь понимает, воспринимает или нет. Инструкцию выполняет, частично выполняет, не в полном объеме, инструкцию не понимает.
В контакт вступает, контакт формальный, контакт малопродуктивный, вступает в контакт с хорошо знакомыми людьми, контакт затруднен.
2. Взаимодействует со взрослыми или нет.
3. Помощь принимает или нет, охотно, неохотно, частично.
4. Описание визуального контакта – зрительный контакт недоступен / кратковременный
5. Внимание: привлекаемое / не привлекаемое /истощаемое / рассеянное / кратковременное.
6. Мышление: наглядно-действенное, конкретно-образное, словесно-логическое, в школе логическое мышление, с 6 лет абстрактное.
7. Память: механическая, слуховая, зрительная, с 8 лет произвольная или не произвольная
8. Мышление:
Кубики Кооса – выполняет самостоятельно, не самостоятельно, с небольшой помощью, после дополнительной инструкции, с помощью.
« 4 лишний» - обобщение и исключение (синтез и анализ). Обобщает в простых (рисуночных - для дошкольников, ЗПР, умственная отсталость) вариантах (фрукты, овощи, одежда, мебель, игрушки…)
Сравнивает по существенным или не существенным признакам (чем отличаются: кукла и девочка, самолет и птица, волк и собака, кролик и заяц).
Также можно использовать матрицы Ровена.
Устанавливает или не устанавливает логические связи / закономерности, устанавливает с опорой на конкретный материал (карточки).
Переносит или нет умения в новые познавательные ситуации (сформированы или нет).
Выкладывает из 7 палочек 2 квадрата, из 5 палочек 2 треугольника. Если не справляется, нужно указать что у них общая сторона.
Форму и размер соотносит / соотносит методом подбора / соотносит зрительно.
Смысл афоризмов, пословиц, поговорок понимает или не понимает.
Знания и представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям (норма), не соответствуют возрастным требованиям (умственная отсталость), требуют дальнейшего развития (ЗПР).
Пирамидку собирает с учетом закономерностей (до 5 лет), методом подбора или без учета величины колец ( до 3 лет или умственная отсталость).
Замедленный темп мышления / темп мышления в норме.
Разрезную картинку собирает из …. частей самостоятельно /с помощью / по аналогии / если с подсказкой – ЗПР, с помощью – У.О.
Мелкая (тонкая ) моторика: развита / развита хорошо / развита недостаточно.
Познавательный интерес проявляет / не проявляет.
Работоспособность на …..уровне. Если на низком уровне ЗПР, РАС, У.О.
У сниженного интеллекта критика снижена, если норма , то не пишем – самокритичность (для школы).
Эмоционально – волевая сфера: доводит ли начатое до конца (с помощью –ЗПР).
Вместо термина «гиперактивность» пишем – расторможенность / импульсивность.
Указывать при необходимости: тревожность, проявляет ли агрессивность, проявляет аутоагрессию (агрессию направленную на себя).
Нормы и правила социального взаимодействия сформированы или нет.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.