Алгоритм написания психологической характеристики
Оценка 5

Алгоритм написания психологической характеристики

Оценка 5
Документация
doc
детская психология
Детсад—11 кл
25.02.2020
Алгоритм написания психологической характеристики
Алгоритм написания характеристики.doc

Алгоритм написания психологической характеристики на

 ребенка для предоставления её на заседание

психолого-медико-педагогической консультации

 

I. Особенности поведенческой сферы

1.Поведение. Ребенок адекватен (не адекватен) в ситуации обследования. 

2. Особенности контакта. Охотно (не охотно) идет на контакт со специалистом.

3. Наличие интереса к сотрудничеству. Проявляет (не проявляет) интерес к взаимодействию со взрослым.

4.Проявляет ситуативные эмоции (страх, робость, агрессия и т.д.), их интенсивность, длительность.

 

II. Психофизиологическая деятельность (готовность)

1. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

-         ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, движения скоординированы;

-         ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок неуклюж, малоподвижен;

2. Координация в системе «глаз – рука» (для детей меньше 6л 6м и старше 8л / готовность к школьному обучению):

-         может правильно перенести на лист бумаги простые графические образцы, демонстрирует хорошее зрительное и слуховое восприятие;

-         при переносе на лист бумаги отмечается незначительное искажение графического образа;

-         отмечаются грубые нарушения графического образа при переносе на лист бумаги.

III. Развитие познавательной деятельности

1.   Кругозор

-         представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям;

-         представления достаточно конкретны, на бытовом уровне;

-         кругозор ограничен.

2. Сформированность интеллектуальных умений

-       ребенок определяет содержание, анализирует, обобщает, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

-       задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет с помощью стимуляции;

-       задания выполняет с помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности в новые познавательные ситуации;

-       задания не выполняет, помощь не принимает.

 

IV. Развитие познавательных процессов

1.   Внимание (объем, концентрация, распределение, переключаемость).

2.   Память (объем различных видов памяти).

3.   Мышление:

-       формы мышления (понятия, суждения, умозаключения);

-       мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование);

-       вид мышления (конкретно-образное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

 

V. Эмоционально-волевая сфера

1. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

-       ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;

-       ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок, задает педагогу-психологу несущественные вопросы;

-       уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная  внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживает, любознательность не проявляет.

2. Произвольность деятельности:

-       ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

-       удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;

-       деятельность хаотична, необдуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяет, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

3. Темп деятельности:

- высокий;

- средний;

- низкий.

VI. Социальная готовность

Данный компонент готовности определяет у детей уровень сформированности коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия:

     -   контактность (легко идет на контакт, контакт затруднен)

     -   потребность в общении;

     -   умение общаться;

     -   желание взаимодействовать с окружающими;

     -   знает правила поведения;

-         соблюдает нормы поведения в обществе;

-         легко адаптируется в новой обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец

Во время обследования поведение адекватное (не адекватное). В контакт вступает охотно (неохотно). Проявляет (не проявляет) (эпизодический) интерес взаимодействия со взрослым. Предметно - практические действия сформированы (не сформированы) согласно возрастной норме. Работоспособность на ……. уровне. Способность сосредоточиться на ……уровне. Анализирует предметы (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Выделяет существенные признаки предметов (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Устанавливает сходства и различия предметов (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью), отдельные части. Обобщает: посуда, игрушки, мебель и т.д. (в простых рисуночных вариантах, самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью), классифицирует, исключает (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Способен переносить умения в новые познавательные ситуации. В достаточной мере самостоятелен. При необходимости принимает помощь со стороны взрослого. Устанавливает причинно – следственные связи (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Рассуждает, делает логические выводы. Эмоционально - волевая сфера сформирована согласно возрастной норме (устойчивая, неустойчивая,  ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок, задает педагогу-психологу несущественные вопросы; уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная  внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживает, любознательность не проявляет.

Память: слуховая…….,  образная ……..

Внимание привлекается, (не привлекается), устойчивое (неустойчивое)

Восприятие соответствует (не соответствует) возрастной норме. Мышление соответствует (не соответствует возрастной норме).

Способность сосредотачиваться.

Пространственная ориентация (ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, движения скоординированы;

-         ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок неуклюж, малоподвижен)

Кругозор  представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям;

-         представления достаточно конкретны, на бытовом уровне;

-         кругозор ограничен.

Методики согласно возрасту…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец Дерипас Н.В.

1. Установление контакта. Поведение во время обследования адекватное / не адекватное. Обращенную речь понимает, воспринимает или нет. Инструкцию выполняет, частично выполняет, не в полном объеме, инструкцию не понимает.

В контакт вступает, контакт формальный, контакт малопродуктивный, вступает в контакт с хорошо знакомыми людьми, контакт затруднен.

2. Взаимодействует со взрослыми или нет.

3. Помощь принимает или нет, охотно, неохотно, частично.

4. Описание визуального контакта – зрительный контакт недоступен / кратковременный

5. Внимание: привлекаемое / не привлекаемое /истощаемое / рассеянное / кратковременное.

6. Мышление: наглядно-действенное, конкретно-образное, словесно-логическое, в школе логическое мышление, с 6 лет абстрактное.

7. Память: механическая, слуховая, зрительная, с 8 лет произвольная или не произвольная

8. Мышление:

Кубики Кооса – выполняет самостоятельно, не самостоятельно, с небольшой помощью, после дополнительной инструкции, с помощью.

« 4 лишний» - обобщение и исключение (синтез и анализ). Обобщает в простых (рисуночных - для дошкольников, ЗПР, умственная отсталость) вариантах (фрукты, овощи, одежда, мебель, игрушки…)

Сравнивает по существенным или не существенным признакам (чем отличаются: кукла и девочка, самолет и птица, волк и собака, кролик и заяц).

Также можно использовать матрицы Ровена.

Устанавливает или не устанавливает логические связи / закономерности, устанавливает с опорой на конкретный материал (карточки).

Переносит или нет умения в новые познавательные ситуации (сформированы или нет).

Выкладывает из 7 палочек 2 квадрата, из 5 палочек 2 треугольника. Если не справляется, нужно указать что у них  общая сторона.

Форму и размер соотносит / соотносит методом подбора / соотносит зрительно.

Смысл афоризмов, пословиц, поговорок понимает или не понимает.

Знания и представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям (норма), не соответствуют возрастным требованиям (умственная отсталость), требуют дальнейшего развития (ЗПР).

Пирамидку собирает с учетом закономерностей (до 5 лет), методом подбора или без учета величины колец ( до 3 лет или умственная отсталость).

Замедленный темп мышления / темп мышления в норме.

Разрезную картинку собирает из …. частей самостоятельно /с помощью /  по аналогии / если с подсказкой – ЗПР, с помощью – У.О.

Мелкая (тонкая ) моторика: развита / развита хорошо / развита недостаточно.

Познавательный интерес проявляет / не проявляет.

Работоспособность на …..уровне. Если на низком уровне ЗПР, РАС, У.О.

У сниженного интеллекта критика снижена, если норма , то не пишем – самокритичность (для школы).

Эмоционально – волевая сфера: доводит ли начатое до конца (с помощью –ЗПР).

Вместо термина «гиперактивность» пишем – расторможенность / импульсивность.

Указывать при необходимости: тревожность, проявляет ли агрессивность, проявляет аутоагрессию (агрессию направленную на себя).

Нормы и правила социального взаимодействия сформированы или нет.

 

.

 

 


Алгоритм написания психологической характеристики на ребенка для предоставления её на заседание психолого-медико-педагогической консультации

Алгоритм написания психологической характеристики на ребенка для предоставления её на заседание психолого-медико-педагогической консультации

IV. Развитие познавательных процессов 1

IV. Развитие познавательных процессов 1

Темп деятельности: - высокий; - средний; - низкий

Темп деятельности: - высокий; - средний; - низкий

Образец Во время обследования поведение адекватное (не адекватное)

Образец Во время обследования поведение адекватное (не адекватное)

Кругозор представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям; - представления достаточно конкретны, на бытовом уровне; - кругозор ограничен

Кругозор представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям; - представления достаточно конкретны, на бытовом уровне; - кругозор ограничен

Образец Дерипас Н.В. 1. Установление контакта

Образец Дерипас Н.В. 1. Установление контакта

Выкладывает из 7 палочек 2 квадрата, из 5 палочек 2 треугольника

Выкладывает из 7 палочек 2 квадрата, из 5 палочек 2 треугольника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020