Аналитическая справка
по итогам диагностического контроля
Тема: Готовность учащихся 1-х классов к обучению в школе.
Цель: Оценить уровень общей готовности первоклассников к обучению в школе.
Согласно плану психолого- педагогических исследований на 2020– 2021 учебный год в период с 07.09.2020 г. по 09.09.2020 г. были проведены диагностические исследования обучающихся 1-х классов. .
Объектом проводимого контроля являлась стартовая готовность первоклассников к школе. Диагностика проводилась на основе методики Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения». Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.
В содержание диагностической работы было включено 7 заданий, в ходе выполнения которых проверялись:
· Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
· Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
· Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
· Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
· Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Формирование вышеобозначенных показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования.
В результате анализа полученных данных об итогах проведения психологической диагностики установлено следующее.
Всего в первые классы в 2020-2021 учебном году зачислено 109 учащихся. В ходе мониторинга было обследовано 101 первоклассника (93% от общего количества).
Анализ уровней готовности первоклассников к школе показал следующее.
Из них «Готовность к началу регулярного обучения» имеют в 1 «А» классе – 6 чел. (22 %), в 1 «Б» класс – 6 чел. (22 %), в 1 «В» классе – 9 чел. (33%), в 1 «Г» классе – 1 чел. (4 %). У этих учащихся может быть достаточно высокий уровень адаптации к школе и образовательному процессу в целом, эти дети не нуждаются в каком-либо дополнительном обследовании или помощи со стороны взрослых.
«Условная готовность к началу регулярного обучения» наблюдается в 1 «А» классе – 14 чел. (52 %), в 1 «Б» класс – 13чел. (50%), в 1 «В» классе – 9 чел. (33 %), в 1 «Г» классе – 11 чел. (41 %). У этих детей можно отчасти спрогнозировать трудности при начале регулярного обучения. Но эти дети могут адаптироваться к обучению без дополнительной помощи специалистов, за счет грамотно организованного педагогического воздействия.
«Условную неготовность к началу регулярного обучения» имеют в 1 «А» классе – 1 чел. (4 %), в 1 «Б» класс – 3 чел. (12 %), в 1 «В» классе – 6 чел. (24%), в 1 «Г» классе – 2 чел. (8 %). условно не готовы к обучению. Данная группа детей будет испытывать трудности в адаптации и социализации к школе и учебному процессу. Эти дети нуждаются в дополнительной помощи специалистов (логопед, психолог, педагог). Этим детям рекомендована коррекционно-развивающая работа.
«Неготовность к началу регулярного обучения» наблюдается в 1 «А» классе – 3 чел. (12 %), в 1 «Б» класс –0чел. (0 %), в 1 «В» классе – 1 чел. (4 %), в 1 «Г» классе – 5 чел. (21 %). не готовы к обучению. Данные дети не готовы к обучению в школе, им в обязательном порядке необходимо углубленное обследование психолога, а при необходимости – логопеда или дефектолога. Так же этим детям в срочном порядке необходима коррекционная помощь.
Анализ результатов выполнения отдельных заданий позволил установить следующее.
Класс |
% качества выполнения заданий |
||||||
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Задание № 4 |
Задание № 5 |
Задание № 6 |
Задание № 7 |
|
1 «А» класс |
70% |
56 % |
28 % |
72% |
68 % |
28 % |
28% |
1 «Б» класс |
28 % |
56% |
56% |
52% |
36 % |
20% |
32% |
1 «В» класс |
50% |
62% |
62% |
65 % |
62% |
35 % |
42% |
1 «Г» класс |
42 % |
25 % |
19 % |
54 % |
79 % |
12 % |
4 % |
СРЕДНЕЕ |
48 % |
53% |
55% |
61% |
61 % |
24% |
27% |
Цель задания №1 Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Задание №2 Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Задание № 3 Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Цель задания №4 Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Задание № 5 Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Задание № 6 Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Задание № 7 Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове..
Выполнение диагностических заданий, помимо выявления уровня сформированности предпосылок к овладению предметными умениями и навыками, дало возможность оценить насколько у детей сформированы такие универсальные учебные действия, как умение слушать и понимать инструкцию учителя, самостоятельно выбрать способ выполнения задания, умение принять и сохранить учебную задачу, выполнение действия по образцу, контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности, учебная инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности, произвольность. Однако, данные показатели не выделяются нами в качестве отдельной категории.
Анализ поведенческих особенностей детей. Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, которые отражаются в листе наблюдений.
Класс |
Поведенческие особенности учащихся |
||
Нуждается в дополнительной помощи |
Работает медленно |
Расторможен, мешает другим детям |
|
1 «А» класс |
2 чел. |
1 чел. |
2 чел. |
1 «Б» класс |
1 чел. |
2 чел. |
0 чел. |
1 «В» класс |
3 чел. |
0 чел |
3 чел. |
1 «Г» класс |
3 чел. |
5 чел |
0 чел. |
По нашим наблюдениям причинами негативного, проблемного поведения ребенка могут быть как недостатки семейного воспитания, так и психические и физиологические (умственные) нарушения.
Выводы.
1. Данные мониторинговых исследований свидетельствуют, что большинство учащихся 1-х класса, в основном, готовы к обучению в школе (64%):
.
2. Данные мониторинговых исследований выявили возможные проблемы при обучении учащихся 1-х классов – низкий уровень фонематического слуха,логики, развития речевой деятельности, трудности саморегуляци, чтения.
Рекомедновано:
o В содержание уроков обучения грамоты включать различные игра и упражнения на развитие фонематического слуха.
o В содержание уроков обучения грамоте (чтение и письмо), математике, окружающего мира, технологии включать работу направленную на развитие памяти, мыслительных процессов:
Педагог- психолог Кошкина В.О.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.