Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста"
Оценка 4.7

Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста"

Оценка 4.7
docx
03.03.2024
Аналитическая справка по результатам тематического контроля  "Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.docx

Аналитическая справка

по результатам тематического контроля «Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

 

Цель: выявление уровня педагогических условий для эффективной реализации речевого развития в ДОУ; совершенствование мастерства воспитателей; совершенствование качества образования в Учреждении.

        В период с 17.01.2022 г. по 26.01.2022 г. была проведена тематическая проверка по следующим направлениям:

  • Изучение профессионального мастерства воспитателя;
  • Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в образовательной области «Речевое развитие»;
  • Анализ создания условий в группах по речевому развитию дошкольников;
  • Анализ взаимодействия с родителями (законными представителями) по теме.

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Мы в нашем детском саду прилагаем немало усилий, чтобы речь каждого ребенка развивалась правильно и своевременно, а также речь рассматриваем как одну из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

В этом учебном году одной из задач стала «Повышение качества развития речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий и методик». Исходя из годовой задачи, в ДОУ были проведены следующие мероприятия: консультация для воспитателей по темам речевого развития воспитанников всех возрастов; в январе 2022 г. прошли открытые просмотры ООД в группах; смотр –конкурс речевых уголков во всех возрастных группах.

Исходя из проведенных мероприятий была составлена аналитическая справка и было установлено следующее:

1.      Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагога точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей, умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Однако существует некоторые трудности: не все педагоги обращают внимание на правильность ударения в словах. Из этого можно сделать вывод – не достаточная подготовка к занятию по речевому развитию; в ясельных группах, существует такая тенденция как быстрое проговаривание педагогами слов, нет четкого и лаконичного произношения, много информации сразу.

В рамках оценки профессиональных умений воспитателей была проанализирована организованная образовательная деятельность в различных возрастных группах, а также были открытые просмотры в группах. В ходе контроля было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. Во время речевой деятельности созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Образовательная деятельность организована в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к деятельности, мотивация.  

Просмотр образовательной деятельности осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В младшей группе дети проявляют интерес к стихотворному тексту, повторяют за воспитателем голоса животных и их повадки. В средней группе, дети отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадки, опираются на наглядность. В старшей и подготовительной группах дети показали умения слушать, узнавать и произносить заданные педагогом звуки в знакомых словах, отгадывание загадок по теме занятия. Дети среднего и старшего возраста составляли описательные рассказы по картине, подбирали родственные слова. По времени организации образовательной деятельности выдержаны, в соответствии с возрастом детей, используются физминутки. Однако, не все педагоги контролируют процесс физминутки, некоторые педагоги проводят физминутки без речевого сопровождения либо вовсе ее заменяют на пальчиковую гимнастику. Развитие связной речи детей соответствует требованиям программы «От рождения до школы» не во всех группах. В младшей и средних группах присутствуют дети, которые не умеют разговаривать, отвечают на заданный вопрос кивком головы «Да-нет». В целом, уровень развития связной речи воспитанников удовлетворительный.

2.      Анализ планирования воспитательно – образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги проводят занятия согласно сетке ООД, планируют и организуют работу по развитию речи.

Во время организованной образовательной деятельности ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

Во время режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме: дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику; самомассаж; словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Кроме того, всеми педагогами, на начало учебного года, были составлены картотеки «Утренний круг», в которых запланированы пальчиковые, дидактические игры, еженедельное разучивание стихотворения по теме недели, а также педагогами предлагаются детям «проблемные ситуации» на различные темы, в которых дети активно развивают и пополняют речевой запас слов.

Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Работа с семьей: во всех возрастных группах, в приемных оформлены папки – передвижки «Консультации для родителей» по речевому развитию дошкольников, кроме того, в специализированной группе, дополнительно, оформлен стенд «Советы учителя-дефектолога». Кроме этого, в нашем ДОУ   ведется блок для родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников в Instagram, в котором педагоги дают консультации для родителей (законных представителей) по речевому развитию, а также на сайте Учреждения  воспитатели и специалисты размещают свои советы, консультации, методические разработки.

3.      Анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождаются яркими иллюстрациями.

 Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие фабричные игры, а также во многих группах присутствуют игры, изготовленные руками педагогов, авторские пособия. В зоне сюжетно-ролевых игр созданы соответствующие условия для развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. В младшей группе, при сотрудничестве с родителями, было изготовлено пособие по развитию речи детей.

4.      Анализ взаимодействия с родителями (законными представителями) по речевому развитию. Во всех группах ведется работа с родителями (законными представителями), в специализированной группе ведется работа с родителями совместно с учителем-дефектологом по данной теме через родительские уголки, информационные стенды, консультации, индивидуальные беседы. Но, все-таки, не только специалисту ДОУ, но и воспитателям необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременные решения по исправлению нарушений речи, а также чаще размещать консультационный материал по речевому развитию детей.

Рекомендации:

1.Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы), или предложениями (средние и старшие и подготовительные группы).

Ответственные –воспитатели всех групп. Срок: постоянно.

2.Чаще применять сюжетные картины для составление описательных рассказов.

Ответственны-воспитатели. Срок: постоянно.

3.В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок.

Ответственные - воспитатели средних, старших и подготовительных групп. Срок: постоянно.

4. Регулярный контроль со стороны воспитателей за четким звукопроизношением ребенка в образовательной и свободной деятельности.

Ответственные – воспитатели всех групп. Срок: постоянно.

5.Применять мультимедийные презентации, что сделает образовательную деятельность интересной и насыщенной.

Ответственные - воспитатели. Срок: постоянно.

6.При подготовке к ООД всем педагогам рекомендовано более тщательней готовиться, обращать внимание на правильность произношения слов, ударение.

Ответственные - воспитатели. Срок: постоянно.

7. Провести мастер-класс с педагогами по теме: «Современные технологии по развитию речи».

 Ответственные – старший воспитатель, учитель-дефектолог Поволоцкая С.А.

8. Провести консультацию с педагогами по теме: «Приемы обучения детей артикуляционной гимнастике».

Ответственный – старший воспитатель. Срок: до 11.02.22 г.

Состояние работы по развитию речи считать удовлетворительной.

 

 

Справку подготовила

Старший воспитатель:                             С.А. Поволоцкая            


 

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

В старшей и подготовительной группах дети показали умения слушать, узнавать и произносить заданные педагогом звуки в знакомых словах, отгадывание загадок по теме занятия

В старшей и подготовительной группах дети показали умения слушать, узнавать и произносить заданные педагогом звуки в знакомых словах, отгадывание загадок по теме занятия

Анализ взаимодействия с родителями (законными представителями) по речевому развитию

Анализ взаимодействия с родителями (законными представителями) по речевому развитию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024