Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Анализ баллады В.А.Жуковского
«Светлана»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Цель:
познакомить учащихся с творческой историей баллады В.А.Жуковского «Светлана»,
её жанровыми и композиционными особенностями,
темой, идеей, проблематикой произведения,
особенностями изобразительно-выразительных
средств поэтического языка
В.А.Жуковский. «Светлана»
История создания: произведение написано в 1812 году, в его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.
Тема: страшный сон во время рождественского гадания и утреннее пробуждение, принёсшее облегчение и радость, также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.
Композиция: композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи, главная особенность композиции – мистический сон Светланы.
Жанр: баллада.
Стихотворный размер: хорей с перекрестной рифмой.
История создания
В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт.
Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переводные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.
История создания
Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.
История создания
Невольно встаёт вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице Александре Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта Александра Воейкова.
Тема баллады
В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.
Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед её глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.
Тема баллады
И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.
Композиция баллады
Композиция произведения базируется на таком художественном приёме, как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приёму Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.
Композиция баллады
Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит её обвенчаться.
Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. Вмиг всё исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
Кульминация – в покойнике Светлана узнаёт своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
Развязка – пробуждение Светланы, её встреча с женихом.
Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.
Жанр
При определении жанровой принадлежности произведение В.А.Жуковского часто путают с поэмой, однако оно написано в жанре баллады, поскольку излагается мелодичным слогом, а лирический герой оказывается в гуще загадочных, мистических событий.
Особую лиричность и напевность балладе придаёт размер произведения – хорей. Подобный эффект звучания ещё больше усиливается перекрёстной рифмой.
Средства выразительности
Баллада отличается большим разнообразием
средств художественной выразительности:
метафоры («мёртвое молчанье», «свет-судья лукавый»)
эпитеты («милый», «статный», «тайный»)
сравнения
(«мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день»)
олицетворения
гиперболы
Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает.
В.А.Жуковский. «Светлана»
Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.
В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.
НЕПРАВИЛЬНО
К какому литературному жанру принадлежит произведение?
Что лежит в основе сюжета баллады «Светлана»?
Когда было написано произведение В.А.Жуковского «Светлана»?
НЕПРАВИЛЬНО
1816 г.
1814 г.
Кому посвящено произведение В.А.Жуковского «Светлана»?
НЕПРАВИЛЬНО
поэма
ПРАВИЛЬНО
баллада
НЕПРАВИЛЬНО
элегия
НЕПРАВИЛЬНО
поиски суженого
НЕПРАВИЛЬНО
ожидание жениха
ПРАВИЛЬНО
мистический сон
ПРАВИЛЬНО
племяннице
НЕПРАВИЛЬНО
сестре
НЕПРАВИЛЬНО
дочери
ПРАВИЛЬНО
1812 г.
Что помогает Светлане избавиться от оков ночного кошмара?
НЕПРАВИЛЬНО
стук в окно
ПРАВИЛЬНО
вера
НЕПРАВИЛЬНО
белая голубка
Проверьте себя
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Было много ошибок:
нужно быть внимательнее
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
Как вы оцениваете
свою работу на уроке:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.