Анализ драматического произведения
(комедия «Ревизор»
Н.В. Гоголя)
1) краткая биография автора.
Интерес литературоведов к творчеству Н.В. Гоголя не угасает и сегодня в связи с вечными темами, раскрытыми им в своих текстах, не менее интересны культурно-исторический аспект изображения образов чиновников.
Родился будущий писатель 20 марта 1809 года в Полтавской губернии, в небольшом месте под названием Великие Сорочинцы. Семья его была не богатая. Отца его звали Василий Афанасьевич, а мать Мария Ивановна.
Образование свое он получил в Ниженской гимназии высших наук. Основана эта гимназия была в 1821 году. Именно там, у юного Гоголя начал проявляться интерес к литературному ремеслу, а также вскрылись его выдающиеся актерские способности. Гоголь же хотел посветить себя делу юстиции и по этой причине он в 1828 году решил переехать в Санкт-Петербург.
Свои первые стихи он опубликовал под псевдонимом В. Алов, большим успехом они не пользовались. В 1831 году Гоголь познакомился с Пушкиным, это знакомство достаточно повлияло на него. Первое произведение, которое принесло ему славу называется “Вечера на хуторе близ Диканьки”, было написано в 1831–32 года.
В 1835 году Гоголь написал свою всеми известную комедию, под названием “Ревизор”. В июне 1836 года Гоголь принял решение уехать на время из России, он жил в Риме, где работал над одним из своих главных творений в жизни под названием “Мертвые души”. Изначально задумывалось, что произведение будет состоять из трех томов. Первый том “мертвых душ” вышел в 1846 году под названием “Похождение Чичикова и мертвые души”. В этом же году в Санкт-Петербурге вышел сборник сочинений Гоголя, в который вошли ранее не опубликованные работы. К таким можно отнести работы под названием “Женитьба” и “Игроки”.
Последующая творческая деятельность Гоголя шла достаточно неровно. В промежутке с 1842 по 1845 он ездит по загранице и все никак не может найти себе, тем временем работая над вторым томом «Мертвых душ».
Финальной стадией жизни Гоголя можно назвать его паломничество в Иерусалим, где он молится перед гробом Господня и просит его помощи в написание “Мертвых душ”. В ночь с 11 по 12 февраля Гоголь сжег второй том полностью, после чего через 10 дней он умирает.
2) история создания.
История создания «Ревизора» Гоголя начинается в 1830-х гг. В этот период автор работал над поэмой «Мёртвые души».
История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии.
Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.
Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим.
«Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом».
Царю пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам.
Долгая и непростая история создания комедии «Ревизор» неотделима от многочисленных статей и комментариев Гоголя к своей пьесе. Непонимание замысла публикой и актёрами заставляло его снова и снова писать в попытках разъяснить свой замысел.
3) Анализ названия.
Название »Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует.
Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей. Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.
4) Тема , идея произведения
Культура, эпоха, социальные условия предопределили появление такого рода автора, как Гоголь. В начале 19 века произошли события, которые привели к активному участию народных масс во всех сферах жизни страны и, разумеется, повлекли за собой не менее активные попытки массового читателя включиться в литературный процесс, но были люди, которые не хотели перемен или боялись их, возможно, в силу обстоятельств, возможно в силу своего характера, но чаща всего причину тому была – статичность и мысли, и сердца, пороки этих людей вышли на первый план в жизни и исказили истинные идеи развития России.
Темы: чинопочитание, лживость, лицемерие, хитрость, власть, взятничество, праздность.
Главная идея текста: страх и их ложь. Чиновники лгали в своей деятельности, в своих принципах работы, они понимают, что ничего не делают на своих должностных местах, боятся одновременно потерять свой статус и готовы на все, чтобы избежать наказаний в лице ревизора.
5) Композиция и ее элементы:
1) повествование ( событие одно за другим ,изображение действий).
«Ревизор» – это комедия, где предметом повествования является жизнь русского чиновничества. Это сатира на нравы и порядки, заведенные среди людей, относящихся к этому кругу.
2) описание ( портрет,окружающую обстановку,интерьер,пейзаж).
В комедии Гоголя «Ревизор», высмеивающих глупость чиновников, фактически нет положительных персонажей. Сатирическая пьеса повествует о жизни небольшого городка, где буквально все общество погрязло во взяточничестве и коррупции. Главные герои «Ревизора» по – своему индивидуальны, но в целом отображают общую картину бюрократизма и чинопочитания. Гоголь жестоко высмеивает основные пороки общества, наделяя ими всех героев произведения. Сюжетом пьесы послужил рассказ Пушкина о случае, произошедшем в г. Устюжине. Ниже дан список с кратким описанием персонажей произведения.
3) хар-ка( авторская, со стороны других персонажей, самохар-ка( исповедь,дневник,письмо).
Ученый Монин М.А считает, что Гоголь создал свой историзм – это историзм иронический.
Чиновники в пьесе представляют собой галерею госслужащих. Это полиция, судья, городничий и многие другие.
4) собственная прямая речь: диалог, монолог, внутренний монолог.
Комедия «Ревизор» является драматическим произведением. Язык драмы- это язык живых характеров, главная форма их выявления. Нигде язык не служит таким мощным средством сгущенной характеристики образов-персонажей, как в драматическом искусстве. Так, каждое действующее лицо комедии «Ревизор», хотя и говорит на общеупотребительном национальном языке, но с привнесением в него особых интонаций, жаргонных словечек, оборотов и даже темпа речи, обусловленных возрастом, характером и положением данного лица в обществе
4) авторские рассуждения.
В известной всем комедии «Ревизор» Николаем Васильевичем Гоголем используются различные приемы раскрытия авторского отношения к Хлестакову, которые позволяют понять образ главного героя в наибольшей мере. Прямая авторская характеристика. Перед началом повествования Н. В. Гоголь поместил «Замечания для господ актеров», в которых подробно раскрыл образы некоторых героев. Автор объясняет поведение Хлестакова, демонстрирует его внешний облик и раскрывает характер. В таких замечаниях отразилось то, как автор комедии «Ревизор» относится к главному герою. Хлестаков, по указаниям автора, – это «тоненький, худенький», одетый по моде «молодой человек лет двадцати трех».
5) лирические отступления.
В пьесе нет. Но есть в поэме.
В “Мертвых душах ” Н.В.Гоголя лирические отступления играют далеко не последнюю роль. В своем реферате я постараюсь рассказать о роли всех лирических отступлений. Рассуждение о толстых и тонких(1 Глава): Некоторые отступления посвящены осмеянию «типы мелочей». Так, писатель делит всех чиновников на «толстых» и «тонких», признавая большую приспособленность «толстых» к жизни: «Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие... виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно.
6) вставные эпизоды.
Нет в пьесе, но есть в поэме.
Значительное место в «Мертвых душах» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь коснулся самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Лирические отступления о Руси связывают вместе темы дороги, города, русского народа. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь видит в лирических отступлениях как человека пути: «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно... и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!»
8) обрамление.
Пьеса имеет кольцевую композицию.
Кольцевая структура, отсутствие
экспозиции, “психологичные” авторские ремарки – это особенность данной пьесы.
6) Сюжет и сюжетные элементы (экспозиция,завязка,развитие
действия,кульминация,развязка).
Текст комедии Гоголя начинается с
экспозиции, это сцена, где городничий предупреждает о приезде в город ревизора.
Завязка – сообщение помещиков, что они нашли ревизора в трактире. Дальше
действие начинает развиваться. Хлестаков входит в роль и заставляет всех
поверить в его значимость. Купцы, чиновники, жители идут к нему с подношениями.
Вранье никчемного пустышки воспринимается всерьез. Кульминацией становится
сцена чтения письма мнимого ревизора своему другу-литератору. Развязка опять
подчеркивает особенности композиции «Ревизора».
7) Анализ главных и второстепенных героев.
Рассмотрим пьесу «Ревизор», в которой образ главного героя, как лакмусовая бумага, передает оттенки характеров чиновников.
Завязка раскрывается в момент, когда герои слышат, что к ним едет ревизор, уже тогда они начинают думать, как льстить, давать взятки, скрыть истину, лгать. Возникает немая сцена: каждый переосмысливает свое поведение и думает об истинном ревизоре.
Развязкой является полное разоблачение Хлестакова: эпизод, где все читают его письмо, и только тогда понимают, что он лгал, но предпосылки были и ранее, только герои этого не замечают.
Бобчинский и Добчинский верят Хлестакову, потому что видят его поведение в трактире и понимают, что только уважаемому человеку можно не платить за обед. Хлестаков вел себя таким образом, чтобы все верили, что у него высокий социальный статус.
Главная идея текста: страх и их ложь. Чиновники лгали в своей деятельности, в своих принципах работы, они понимают, что ничего не делают на своих должностных местах, боятся одновременно потерять свой статус и готовы на все, чтобы избежать наказаний в лице ревизора.
Образ Хлестакова во многом похож на образ Митрофанушки.
Митрофан и Хлестаков – два героя разных эпох, но эти образы показывают тенденции развития общества, пороки, лживость помещиков и чиновников как сословий.
Ученый Монин М.А считает, что Гоголь создал свой историзм – это историзм иронический.
Чиновники в пьесе представляют собой галерею госслужащих. Это полиция, судья, городничий и многие другие.
Не смотря на то, что они занимают народные посты, им безразличны проблемы страны и их функционал, на первом месте у них – взятничество, затем – сплетни.
Значимо, что их мировооззрение и принципы службы одинаковы, понятно, что их образы собирательны, карикатурны, но в них есть доля истины и реализма.
Например, судья Ляпкин-Тяпкин считает себя умным, хотя по словам автора, прочел от силы пять-шесть книг, он со всеми разговаривает на равных, не смотря на статус и возраст.
Гоголь выбирает интересные фразеологизмы, идиомы, чтобы дать емкую характеристику образу: «на работу плюет с большой колокольни», - его фамилия говорит сама за себя, все у него тяп-ляп. Судья – представитель власти, мы видим раскрытие его образа и понимаем, что Россия погрязла во взятках, что нет правоты и правосудия.
Он открыто говорит о взятках, считает, что брать борзыми щенками – это не взятничество, а услуга.
Интересен факт, что сам судья не помнит куда и что он записал по делу, поэтому во многих уголовных делах устанавливается неразбериха, которую никто не может разрешить, даже сам судья.
Еще один образ, социальный – попечитель богоугодных заведений – Земляника.
Его амплуа – лесть, считает, что именно с помощью лести можно добраться до карьерной верхушки, он также не занят своей работой, от чего в его заведениях такая же неразбериха, как и у Ляпкина-Тяпкина. Кредо своей работы он высказал в строке: «Человек простой: если умрет, то итак умрет…». То есть в его образе нет места ни милосердию, ни помощи, ни состраданию, ни ответственности, ни профессионализму. Земляника – отражение всей социальной службы страны того времени.
Городничий Сквозник Дмухановский твердо убежден в истине «взятки берут все», сумел подняться с низов, высказывал оправдание своему воровству из казны – низкое жалование. Мы видим, что автор поднимает ряд культурно-исторических проблем в русле социальных: низкая зарплата, деление на сословия, образование – лишь путь для достижения высокой должности.
Наглости и хамству городничего нет границ – это поистине отношение к народу, видение своей роли в стране.
Смотритель училищ Хлопов Лука Лукич – совершенно безалаберный, трусливый, эгоистичный, свои неблагонамеренные идеи внушает юношеству, что хуже всего. Любит играть, азартен.
Так Гоголь раскрывает шаг за шагом шаблонность безответственной работы всех важнейших служб города. Важно, что нет культуры, традиций, исторически показано, что эти люди вышли в России после событий войны и восстания, они не хотят мыслить, им запрещено многое, но они научились воровать и сплетничать, льстить и играть в карты, ведь за это не грозит смертная казнь или ссылка, а вот вольнодумство, собственная точка зрения может привести к потери должности и власти.
Также можно обратить внимание на званные ужины, обеды, на театр – все эти атрибуты культуры сплошь подчиняются законам общества, в них также развиты пороки , как и в общении межличностном.
Гоголь представил галерею чиновников и образ ревизора как взаимозаменяемую систему. Хлестаков ничем не отличается от них, такие, как Хлестаков и госслужащие вышли из семей Простаковых, это бывшие Митрофанушки.
Иван Кузьмич Шпекин
Почтальон. Любитель вскрывать на почте письма и прочитывать их вперед адресата.
Христиан Иванович Гибнер
Главврач. Немец. С русской речью совсем не дружит. Следовательно, не в состоянии нормально лечить пациентов.
Полицейские. По работе должны следить за порядком в городе, но эта троица любит сама нарушать закон, и если бы не погоны могли запросто оказаться за решеткой из-за многочисленных административных нарушений.
В комедии «Ревизор» писатель использовал множество ремарок, в них пояснялось многое, в большей степени – это контекст эпохи, видение со стороны деталей образа.
8) Приемы, которые использует автор для
раскрытия образов людей.
Основной прием в произведении — сатира. Поэтому и чиновничество
изображается гротескно. Автором высмеивается и то, что представители власти в
этом уездном городе приняли «пустейшего» человека как Хлестаков за важного
ревизора. Городничий привык улаживать проблемы с помощью денег и его страх за
свои «грешки» не позволяет заметить очевидной лжи в репликах Хлестакова о том,
что тот «с Пушкиным на дружеской ноге». Поэтому все чиновники охотно давали
Ивану Александровичу «взаймы» и робели перед ним, не подозревая, что стали
жертвами случайного обмана Хлестакова.
Самое первое - это фамилии персонажей (Сквозник-Дмухановский, Тяпкин-Ляпкин, Пошлепкина). Они не только комичны, но и несут информацию о героях. Этот приём позволил автору тонко высмеять их.
Второй приём - намеренная нелепость и нелогичность героев. Вспомним, как заседатель объяснял, почему от него постоянно несёт спиртом (мамка в детстве ушибла), как городничий подбирал аргументы в суде (берёте взятки щенками, зато в Бога не верите).
Ещё один приём - создание неожиданных ситуаций и выводов. Так, Хлестаков называет добрыми людьми тех, кто давал ему взятки, а городничий сам себя выдаёт мнимому ревизору.
Важный приём создания комичного в произведении - это реплики персонажей «в сторону», которые противоречат тому, что они говорят вслух.
9)Проанализировать финал. что понравилось , а что нет.
Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах (понравилось именно эта линия раскрытия идеи). Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают, что развитие их статично, как физическое, так и духовное (данный аспект изображения не понравился, хотелось бы увидеть надежд на изменения).
10) мое мнение о комедии.
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти .
Культура, эпоха, социальные условия предопределили появление такого рода автора, как Гоголь. В начале 19 века произошли события, которые привели к активному участию народных масс во всех сферах жизни страны и, разумеется, повлекли за собой не менее активные попытки массового читателя включиться в литературный процесс, но были люди, которые не хотели перемен или боялись их, возможно, в силу обстоятельств, возможно в силу своего характера, но чаща всего причину тому была – статичность и мысли, и сердца, пороки этих людей вышли на первый план в жизни и исказили истинные идеи развития России.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.