Анализ финансовых результатов предприятия

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024999.docx

Анализ финансовых результатов предприятия

В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. Поэтому одна из важнейших составных частей финансового анализа – это анализ формирования прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Общая сумма прибыли (балансовая прибыль), полученная предприятием за определенный период, состоит из:

1.                  прибыли (убытка) от реализации продукции, услуг, выполнения работ;

2.                  прибыли (убытка) от прочей реализации;

3.                  прибыли (убытка) от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и величиной затрат на производство и реализацию продукции услуг, работ, включаемых в себестоимость.

Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется как разность между рыночной ценой за проданное имущество, материальные ценности, принадлежащие предприятию, и их первоначальной или остаточной стоимостью.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается как разность между доходами и расходами, не связанными с производством продукции, услуг, выполнением работ, продажей имущества.

В состав доходов от внереализационных операций входят:

·                     доходы от финансовых вложений предприятий (в ценные бумаги, предоставленные займы, долевое участие в уставном капитале других предприятий и др.);

·                     доходы от сдаваемого в аренду имущества;

·                     сальдо полученных и уплаченных штрафов, неустоек;

·                     положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

·                     поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;

·                     прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году;

·                     суммы, поступившие от покупателей по перерасчетам за продукцию, реализованную в прошлом году;

·                     проценты, полученные по денежным счетам предприятия в кредитных учреждениях и др.

В состав внереализационных расходов входят:

·                     недостачи и убытки от потери материальных ценностей и денежных средств, выявленных в результате ревизий и инвентаризаций;

·                     отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

·                     убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, списание безнадежной дебиторской задолженности;

·                     не компенсируемые потери от стихийных бедствий;

·                     затраты по аннулируемым заказам;

·                     судебные издержки;

·                     затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и др.

Полученная предприятием балансовая прибыль распределяется между государством и предприятием. После внесения в федеральный, региональные и местные бюджеты налога на прибыль в распоряжении предприятий остается чистая прибыль, которая направляется в фонды накопления, потребления и резервный.

Исходя из порядка формирования прибыли предприятия, ведется ее факторный анализ, целью которого является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. : роста (снижения) себестоимости продукции; роста (снижения) объема ее реализации; повышения ее качества и расширения ассортимента; показателей рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.

Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период (табл. 1.5). При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

Из данной таблицы видно, что балансовая и чистая прибыль предприятия за отчетный период выросла. Увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки и прибыли от реализации продукции.

Затем производят количественную оценку влияния следующих основных факторов на прибыль от реализации продукции:

Таблица 1.5

Динамика показателей балансовой и чистой прибыли (млн. руб.)

№ п/п

Показатель

На начало периода

На конец

периода

В % к показателю на начало

Периода

1

Выручка от реализации

(без НДС и акцизов)

312

478

153,2

2

Затраты на производство реализованной продукции

169

196

115,9

3

Прибыль от реализации продукции

143

282

197,2

4

Прибыль от прочей реализации

6

8

133,3

5

Прибыль от внереализационных результатов

12

16

133,3

6

Балансовая прибыль

161

306

190,0

7.

Чистая прибыль

105

199

189,5

1.                  Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3286.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3287.gif( 1.29 )

где Рhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3288.gif - реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

Рhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3289.gif - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2.                  Влияние на прибыль изменений в объеме продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3290.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3291.gif( 1.30 )

где Пhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3292.gif- прибыль базисного периода;

Кhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3293.gif - коэффициент роста объема реализованной продукции:

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3294.gif( 1.31 )

где Сhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3295.gif - себестоимость реализованной продукции базисного периода;

Сhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3296.gif - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

3.                  Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3297.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3298.gif( 1.32 )

где Кhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3299.gif - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3300.gif( 1.33 )

где Рhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3301.gif - реализация в базисном периоде;

Рhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3302.gif - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

4.                  Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3303.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3304.gif( 1.34 )

где Сhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3305.gif - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;

Сhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3306.gif - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

5.                  Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в состав продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3307.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3308.gif( 1.35 )

Кроме того, рассчитываются влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3309.gifи экономии, вызванной нарушением хозяйственной дисциплины, http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3310.gif.

Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3311.gifт.е.

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3312.gif( 1.36 )

Рассчитаем размеры влияния на прибыль указанных выше факторов применительно к нашим данным (табл. 6).

Таблица 1.6

Влияние на прибыль некоторых факторов (млн. руб.)

Показатель

На начало периода (по базису)

По базису на фактически реализованную продукцию

На конец периода (фактические данные)

Фактические данные с корректировкой на изменение цен

Выручка от реализации в отпускных ценах предприятия

312

410

478

410

Затраты на производство (полная себестоимость)

169

183

196

182

Прибыль от реализации

продукции

143

227

282

228

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3313.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3314.gif

2. Величина на прибыль изменений в объеме продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3315.gif.

Рассчитаем коэффициент роста объема реализованной продукции Кhttp://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3316.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3317.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3318.gif

Влияние на прибыль изменений в объеме продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3319.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3320.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3321.gif

3. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3322.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3323.gif

4. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3324.gif

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3325.gif

5. Влияние изменения отпускных цен на материалы и тарифов http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3326.gifВ нашем примере цены на материалы, электроэнергию и тарифы на оплату труда были повышены на 32 млн. руб., что привело к снижению на эту сумму прибыли, т.е.

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3327.gif

6. Экономии в результате нарушения хозяйственной дисциплины не было, т.е.

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3328.gif

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от реализации продукции составило:

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3329.gif

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятия, или иные финансовые операции.

Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финансовых операций складывается система показателей рентабельности:

1.                  Рентабельность имущества (активов) предприятия

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3330.gif

2.                  Рентабельность внеоборотных активов

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3331.gif

3.                  Рентабельность оборотных активов

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3332.gif

4.                  Рентабельность инвестиций

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3333.gif

5.                  Рентабельность собственного капитала

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3334.gif

6.                  Рентабельность заемных средств

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3335.gif

Плата за пользование кредитами включает: проценты за пользование кредитами; расходы по уплате процентов, возникающие у предприятия при расчетах с поставщиками; средства, перечисляемые в бюджет за несвоевременную уплату налогов.

7.                  Рентабельность совокупного используемого капитала (вложений капитала)

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3336.gif

8.                  Рентабельность реализованной продукции

http://www.ssau.ru/images/resources/ump/finance/gl1/Image3337.gif

С помощью перечисленных выше показателей рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов предприятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.