Л Лекция учителя «Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Цели: формировать умение комментированного и аналитического чтения;
совершенствовать навыки понимания идейно-художественного смысла лирических отступлений как неотъемлемых сюжетно-композиционных элементов, выразительные средства изображения образа автора, выражения его позиции;
Книгу «Мертвые души» Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право дает особая поэтичность, музыкальность, выразительность языка произведения, насыщенного такими образными сравнениями и метафорами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное – постоянное присутствие автора делает это произведение лиро-эпическим.
Лирическими отступлениями пронизано все художественное полотно «Мертвых душ». Именно лирические отступления обусловливают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее поэтическое начало, связанное с образом автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новые идеи, все более проясняет авторский замысел.
Лирические отступления в поэме н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Глава 1 О «толстых» и «тонких».
Глава 2 О том, какие характеры легче изображать писателю.
Глава 3 О различных оттенках и тонкостях обращения на Руси.
Глава 4 О господах большой и средней руки; о живучести ноздрёвых.
Глава 5 О «замашистом, бойком русском слове».
Глава 6 Об уходящей жизни, молодости, утраченных «юности и свежести»; «грозной», «бесчеловечной» старости.
Глава 7 О двух типах писателей и судьбе писателя-сатирика; судьбе крестьян, купленных Чичиковым.
Глава 11 Обращение к Руси; размышления о дороге, о том, почему автор не мог взять в герои добродетельного человека; «Русь — птица-тройка».
«О толстых и тонких чиновниках» (1гл); автор прибегает к обобщению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество, чинопочитание – характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.
«Об оттенках и тонкостях нашего обращении» (3гл); говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.
Идейно-тематический анализ лирического отступления.
О «замашистом, бойком русском слове»
О чём свидетельствует «замашистое, бойкое русское слово»?
Как оно характеризует народ?
Почему Гоголь помещает это отступление в конце пятой главы, Посвящённой Собакевичу?
Вывод. Язык, слово раскрывает существенные особенности характера каждого народа. «Замашистое» русское слово раскрывает живой и бойкий ум народа, его наблюдательность, умение метко и точно одним словом охарактеризовать всего человека. Оно — свидетельство живой, не убитой гнётом души народа, залог его созидательных сил и способностей.
Лирическое отступление «О русском народе и его языке» (5гл); автор отмечает, что язык, речь народа отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи является удивительная меткость.
Лирическое отступление «О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл); автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя. С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.
Лирическое отступление «Много свершилось в мире заблуждений» (10гл); лирическое отступление о всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя. Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.
Лирическое отступление «О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения конкретных форм перспективного развития России.
Постановка проблемного вопроса.
- Зачем писателю понадобились лирические отступления?
- Чем вызвана их необходимость в эпическом произведении, написанном прозой?
- В лирических отступлениях выражен широчайший диапазон настроений автора.
Лирическое отступление Восхищение меткостью русского слова и бойкостью русского ума в конце 5 главы сменяется грустно-элегическим размышлением об уходящей юности и зрелости, об «утрате живого движения» (начало шестой главы).
В конце этого отступления Гоголь прямо обращается к читателю: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!».
Лирическое отступление о Руси — «птице-тройке» и анализирующая беседа по нему.
Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение.
- О чём говорят выражения «певучим голоском», «лошадки расшевелились», «лёгонькую бричку»?
- Как раскрыта широта русской души, её стремление к быстрому движению? Какими изобразительными средствами передаётся писателем это движение, больше похожее на полёт?
- О чём говорит сравнение тройки с птицей? Составьте ассоциативный ряд к слову «птица».
(Птица - полёт, высота, свобода, радость, надежда, любовь, будущее…)\
- раскройте метафорический образ дороги? Какие ещё образы имеют метафорический смысл?
- Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» — не получает ответа?
- Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»?
Вывод. Так две важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
Лирические отступления не только расширяют и углубляют её смысл, раскрывая грандиозный облик «всей Руси», но и помогают отчётливее представить образ её автора — подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созидательных сил народа и вера в счастливое будущее родины дали ему основание назвать своё произведение поэмой.
Выразительные средства. Выбрать одно из лирических отступлений и выписать выразительные средства языка. (Отправить файл в кунделик.)
1.Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета).
2.Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).
3.Обращения, восклицания.
4.Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде
самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную
экспрессию путём её отрывистого произнесения).
5.Назывные предложения.
6.Синонимы
7.Антонимы (слова с противоположным значением).
8.Однородные члены (синтаксическое средство: слова со значением перечисления фактов,
событий).
9.Сравнения (один предмет сравнивается с другим).
10.Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету).
11.Звукопись: аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).
12.Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.