Анализ нестандартных заданий по теме масса в начальной школе
Оценка 4.6

Анализ нестандартных заданий по теме масса в начальной школе

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание
1 кл—4 кл
20.10.2020
Анализ нестандартных заданий по теме масса в начальной школе
Анализ нестандартных заданий по теме масса на уроках математики в начальной школе.docx

 

АНАЛИЗ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ МАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация

В статье рассматривается содержание и важность понятия нестандартные  задания. Обозначены типы нестандартных заданий применительно к величине масса. Представлены основные примеры заданий по данной классификации.

Ключевые слова: нестандартные задания, урок математики, начальная школа, масса.

ANALYSIS OF NON STANDARD TASKS ON THE TOPIC STUDYING THE VALUE OF MASS IN MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

 

The article discusses the content and importance of the concept of non-standard tasks. The types of non-standard tasks are indicated in relation to the mass value. The main examples of tasks for this classification are presented.

Keywords: non-standard tasks, mathematics lesson, elementary school, mass.

Одной из наиболее значимых задач школы на современном этапе развития общества является формирование в системе обучения определенных условий, которые бы оказывали положительное влияние на развитие ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Важным и эффективным педагогическим средством, которое направлено на развитие внутренней потребности интеллектуального роста и познавательной активности, считается применение нестандартных математических задач. Речь идет не о задачах, которые вызывают трудности при их решении, а о задачах, которые нестандартны по своей тематике. В частности, Л.М. Фридман полагает, что «Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения» [цит. по: 2, с. 69].

Нестандартные задачи сегодня находят повсеместное применение в обучении математике. На сегодняшний день в практике педагог обязан брать в учет фактический уровень математического мышления учеников, постепенно формировать и развивать у школьников такие логические структуры, которые находятся в основе математической деятельности. Направленное управление со стороны учителя данным процессом, который включает в себя компоненты планирования, организации, регулирования и контроля процесса обучения, выступает одним из результативных средств развития математического мышления детей младшего школьного возраста.

Ученики младшего школьного возраста не редко подражают педагогу в манере рассуждать. По данной причине, анализируя различные способы решения нестандартных задач на уроках математики, важно завершить работу над задачей определенным способом. Указанное обусловлено тем, что при разборе и решении задач развивается умственная деятельность школьника. Он учится доказывать и отстаивать свои находки в их решении. Нестандартные задачи оказывают влияние на развитие ведущих математических представлений у младшего школьника с первых дней его обучения в школе. В целом же школьное математическое образование сегодня выстроено в единую систему, которая помогает ученикам не только овладевать математическим содержанием, а также и развивать собственное творческое начало. Ученики должны уметь решать, как стандартные, равно и нестандартные задачи, требующие гибкости мышления, оригинальности, изобретательности, творчества [5, с. 228].

Обучить детей младшего школьного возраста решать нестандартные задачи можно лишь тогда, когда у учеников будет желание их решать, другими словами, если задачи будут содержательными и интересными с позиции обучающегося. Соответственно, основной задачей педагога становится следующая: вызвать у школьников интерес к решению определенной задачи, развить познавательную активность, математическое мышление.

Вышесказанное обуславливает значимость анализа нестандартных задач при изучении величины «массы» на уроках математики в начальной школе.

С целью отработки начальных навыков мышления и развития познавательной активности, определения величины можно выделить несколько типов нестандартных задач. Рассмотрим их.

К первому типу можно отнести задачи с «естественным рассуждением». В них отсутствуют необычные математические идеи, а также простейшие логические и математические ребусы. В то время, когда ученики еще не знакомы с текстовыми задачами, допустимо вводить задачи-вопросы, которые не содержат числовых данных. Сюда можно отнести задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые» и «отдельные» [1].

Приведем пример подобной задачи,

В одной корзине лежат красные яблоки, в другой – зеленые. Количество яблок в корзинах одинаковое. По отдельности масса каждого яблока совпадает. Масса какой корзины больше: с красными или зелеными яблоками? [3].

Педагогическая роль подобных задач заключается в том, чтобы научить учеников младших классов создавать последовательную логическую цепочку рассуждений. Непосредственно к указанному и сводится решение каждой математической задачи.

Следующим типом являются «задачи-ловушки». В них наиболее очевидный ответ будет неверным. Основное значение подобных задач заключается в том, чтобы продемонстрировать важность доказательств.

Рассмотрим примеры подобных заданий.

Гусь на одной ноге весит 7,5 кг. Сколько он будет весить на обеих ногах?

Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка? [3].

Подобные нестандартные задания направлены на развитие логического мышления учеников начальной школы, формирования умения находить различные варианты решения, и, путем использования аргументов, обосновывать их правильность [2].

Третьим типом являются очевидные задачи. В них ответ абсолютно очевиден (и верен), однако при первом прочтении ученик будет сомневаться, как же его получить. Приведем пример этих задач:

Крючок привязали к безмену и через него закинули веревку. На одном конце веревки висит сом, а другой конец закреплен на полу. Вес крюка и веревки мы не берем во внимание. На весах стоит отметка в 15 кг. Какой вес рыбы? [3].

При этом подобного рода нестандартное задание оказывает положительное влияние на развитие логического мышления детей, формированию умения различных допустимых вариантов решения.

Следующим типом заданий являются задачи, которые предполагают и практическое значение. Например:

Колхозники собрали 340 кг яблок и груш, причем груш было на 100 кг меньше, чем яблок. Четвертую часть яблок и третью часть груш отправили в детский сад, а остальные фрукты отправили на переработку. Сколько кг фруктов отправили на переработку?

На одном участке посеяли 312 ц. пшеницы, а на другом 334 ц. С первого участка собрали в 23 раза больше, чем посеяли. Третью часть половины всей пшеницы смололи на муку. Сколько пшеницы смололи на муку?

В трех мешках 184 кг гороха. Во втором мешке на 12 кг больше, чем в первом, но на 4 кг меньше, чем в третьем мешке. Сколько килограммов гороха было в каждом мешке? [3].

Итак, при решении подобных заданий, происходит развитие мышления, которое взаимосвязано с формально-логическим аспектом. В данном случае метод рассуждения способствует поиску правильного решения к подобным заданиям.

Для поддержания познавательной активности младших школьников на уроках математики можно выполнять нестандартные задания, главными героями которых выступают различные персонажи сказок и мультфильмов. Младшему школьнику намного интереснее посчитать овощи, которые собрал медведь Топтыгин, нежели просто пересчитать ящики либо мешки с такими же овощами. Ученик с немалым удовольствием будет считать мыльные пузыри, которые пускает Лунтик, но не цветы, которые растут на клумбе [5, с. 230].

Совместно с подобными заданиями допустимо использовать нестандартные задачи, которые составлены на основе сказок. При составлении заданий в сказочной форме необходимо стремиться, чтобы ситуация задач соответствовали духу сказки. Например, борьбы за справедливость Ивана и коварства Кощея Бессмертного, верность дружбе Буратино и стремление поживиться за чужой счет лисы Алисы и кота Базилио и пр.

Рассмотрим примеры таких нестандартных заданий.

Малыш может съесть 600 гр варенья за 6 мин, а Карлсон в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке?

Маша упросила медведя отнести бабушке и дедушке пироги. Маша весит 10 кг, каждый пирог – 500 гр. Сколько пирогов нужно вынуть Маше из короба, чтобы медведь не заметил разницы в весе, когда понесет короб с Машей к бабушке и дедушке.

Чудо-Юдо раба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка – в 2 раза больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? [3].

Непосредственно решение задач-сказок воспитывает в младших школьниках чувство товарищества, взаимовыручки, устремление к совершению доброго, полезного и пр. Задачи не должны быть очень легкими, однако и усложнять их не нужно, потому что дети, не сумев решить задачу либо не разобравшись в решении, которое предлагает педагог, способны утратить веру в собственные возможности.

Рассмотренные типы нестандартных заданий можно использовать на разных этапах урока: и при повторении пройденного материала, и при изучении нового материала, и в качестве контроля знаний. Указанное также обуславливает значимость нестандартных математических заданий [4, с. 70].

Специфика же сюжета, способа подачи нестандартных заданий находят эмоциональный отклик у младших школьников и ставят их в условия значимости ее решения, так как задачи составлены на основе знаний законов мышления.

Постоянное использование заданий нестандартного типа на уроках математики, в данном случае при изучении величины «масса», оказывает положительное влияние на развитие мыслительных операций и формированию математических представлений учеников и самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно говорить о том, что нестандартные задания по теме изучение величины «масса» на уроках математики в начальной школе обучают младших школьников не только применять готовые алгоритмы, а также и самостоятельно составлять пути решения задач. Другими словами, они формируют отличные предпосылки для обучения младших школьников составлению алгоритмов, способствуют тому, чтобы сами ученики умели искать нестандартные пути решения задач. Все указанное влияет на развитие смекалки и сообразительности учащихся.

Кроме того, подобные нестандартные задания препятствуют выработке вредных штампов при решении задач, разрушают ошибочные ассоциации в знаниях и умениях школьников, подразумевают развитие младших школьников не столько способности к овладению алгоритмическими приемами, а больше способности к определению новых связей в знаниях, к переносу знаний в новые условия, к овладению различными приемами умственной деятельности [1].

И наконец, нестандартные задания по математике способствуют становлению навыков решения типовых задач, другими словами, формируют благоприятные условия для повышения прочности и глубины знании школьников, обеспечивают более сознательное овладение темой изучение величины «масса», повышает познавательную активность младших школьников.

Итак, на основе разбора различных видов нестандартных математических заданий по теме изучение величины «масса» было определено, что решение подобного рода задач способствует развитию мышления младших школьников и оказывает положительное влияние на развитие познавательной способности обучающихся.

 

Литература:

 

1. Алексеева О.В. Общие вопросы методики обучения в начальных классах / О.В. Алексеева. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический гос. ун-т, 2010. – 123 с.

2. Гореев П.М. Приобщение к математическому творчеству: дополнительное математическое образование: монография / П.М. Гореев. – М.: Ламберт, 2012. – 165 с.

3. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике для 1-4 классов / Г.В. Керова. – М.: Вако, 2019. – 240 с.

4. Кузьмина М.Е. Использование нестандартных заданий на уроках математики в начальной школе / М.Е. Кузьмина // Школа будущего. – 2014. – № 1. – С. 69-71.

5. Терентьева Л.П. Нестандартные задачи и их педагогическая роль в формировании интереса к изучению математики в начальных классах / Л.П. Терентьева // Вестник Чувашского государственного педагогического ун-та им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 4(104). – С. 227-233.


 

Скачано с www.znanio.ru

АНАЛИЗ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ ПО

АНАЛИЗ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ ПО

Нестандартные задачи сегодня находят повсеместное применение в обучении математике

Нестандартные задачи сегодня находят повсеместное применение в обучении математике

Вышесказанное обуславливает значимость анализа нестандартных задач при изучении величины «массы» на уроках математики в начальной школе

Вышесказанное обуславливает значимость анализа нестандартных задач при изучении величины «массы» на уроках математики в начальной школе

Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Итак, при решении подобных заданий, происходит развитие мышления, которое взаимосвязано с формально-логическим аспектом

Итак, при решении подобных заданий, происходит развитие мышления, которое взаимосвязано с формально-логическим аспектом

Чудо-Юдо раба-кит проглотило новгородского купца

Чудо-Юдо раба-кит проглотило новгородского купца

Все указанное влияет на развитие смекалки и сообразительности учащихся

Все указанное влияет на развитие смекалки и сообразительности учащихся

Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике для 1-4 классов /

Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике для 1-4 классов /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020