Анализ выполнения заданий по русскому языку обучающимися
Экзаменационная работа за курс основной школы по русскому языку состояла из трёх частей. Часть1– сжатое изложение (задание1). Часть2 (задания 2-14)- задания с кратким ответом. Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Экзаменационная работа выявила знания выпускниками содержательных блоков курса русского языка основной школы: «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Грамматика. Морфология», «Грамматика. Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация», «Речь», «Языковые нормы», «Выразительность русской речи», «Информационная обработка текстов различных стилей речи».
Анализ выполнения заданий ОГЭ по русскому языку в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Уровни сложности заданий: Б – базовый, В – высокий.
Часть1 |
||||||||
№ зада-ния |
Проверяемые элементы содержания
|
Код элементов содер-жания
|
Код проверяемых требо-ваний
|
Уровень слож-ности
|
Макс. балл |
ИК1 макс. балл2
|
ИК2 макс. балл 3 |
ИК3 макс. балл 2 |
1 |
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложениях. Орфограмма |
11 8.1 8.4 8.6 9.3 9.4 9.2 7.18 6.1 |
2.1 2.4 3.1 3.3 3.5 3.6 3.8–3.10 |
Б |
7 |
2б.-5уч 50% 1б.- 4уч 40% 0б.- 1уч 10%
|
3б.-2уч.20% 2б.-6уч. 60% 1б.-2уч.20%
|
2 б.-6уч 60%
1 б.- 4уч 40%
|
ИК1- умение передавать содержание услышанного текста ИК2 - умение сокращать текст разными способами ИК3 -умение точно и лаконично передавать содержание текста
Обучающиеся 9 класса в большинстве своем адекватно понимают информацию, умеют воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости, правильно излагают свои мысли, адекватно выражают своё отношение к фактам и явлениям действительности, соблюдают нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)
Необходимо отметить, что выпускники на недостаточном уровне умеют осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственный текст, допускают ошибки в выборе языковых средств.
Часть 2 |
|||||||
№ задания |
Проверяемые элементы содержания
|
Код элеме-нтов содер-жания |
Код проверяемых требо-ваний |
Уровень слож-ности
|
Макс. балл |
Количество учащихся, справившихся с заданием |
% выпол-нения |
2 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста |
8.1 |
2.1 2.3 2.4 |
Б |
1 |
9
|
90 |
3 |
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности |
10.1 |
1.1 |
Б |
1 |
9 |
90 |
4 |
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание |
6.6 6.16 |
1.1 |
Б |
1 |
6 |
60 |
5 |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
6.7 6.8 6.10 |
1.1 |
Б |
1 |
7 |
70 |
6 |
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению |
2.2 2.4 |
1.3 |
Б |
1 |
7 |
70 |
7 |
Словосочетание |
5.1 |
1.1 |
Б |
1 |
9 |
90 |
8 |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
5.2 |
1.1 |
Б |
1 |
4 |
40 |
9 |
Осложнённое простое предложение |
5.7, 7.19, 7.2–7.5, 7.7 |
1.1 |
Б |
1 |
5 |
50 |
10 |
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
7.19 7.8 |
1.1 |
Б |
1 |
4 |
40 |
11 |
Синтаксический анализ сложного предложения |
5.13 |
1.1 |
Б |
1 |
5 |
50 |
12 |
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях |
5.8 7.11 7.12 7.19 |
1.1 |
Б |
1 |
5 |
50 |
13 |
Синтаксический анализ сложного предложения |
5.8, 5.9, 5.13, 7.14–7.17 |
1.1 |
Б |
1 |
5 |
50 |
14 |
Сложные предложения с разными видами связи между частями |
5.10, 5.14, 7.13 |
1.1 |
Б |
1 |
4 |
40 |
Задания 2 - 3 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы текста, а также умение находить в тексте средства выразительности речи.
Задания 4-14 проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами
Из таблицы видно, что выпускники хорошо справились с заданиями 2,3,7 – 90%, затруднялись в пунктуационном анализе - предложений со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (задание 10)-40%, - сложносочинённых и сложноподчинённых предложений(задание12)-50%, синтаксическом анализе - сложного предложения с разными видами связи(задание 14)-40%,– сложного предложения( задание 13)-50% Допущены ошибки в нахождении грамматической основы предложения(задание 8)-40%
Часть3 |
|||||||||
№ задания |
|
Код элементов содер-жания |
Код проверяемых требо-ваний |
Уро-вень слож-ности
|
Макс. балл |
СК1 макс балл2 |
СК2 макс балл 3 |
СК3 максбалл2 |
СК4 макс балл2 |
15 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы |
8.1 8.2 8.6 11 9.2–9.4 |
2.1–2.4 3.2–3.5 3.7–3.10 |
В |
9 |
2б. -3уч 30%
1б.-4уч 40%
0б.-3уч 30%
|
3 б.-3уч 30%
2 б.-3уч 30%
1 б.-3уч 30%
0 б.-1уч 10%
|
2 б.-4уч 40%
1 б.-6уч.60%
|
2 б.- 3уч 30%
1б. -5уч 50%
0б.-2уч 20 %
|
В целом, выпускники адекватно понимают информацию, владеют разными видами чтения, умеют извлекать информацию из различных источников. При написании сочинения-рассуждения возникли определенные трудности:
-в построении текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме),
-в аргументации высказываемой в сочинении мысли,
-в использовании языковых средств логической связи,
-в абзацном членения текста.
Оценка практической грамотности учащихся.
Критерии |
Баллы |
||
0б. |
1б. |
2б. |
|
ГК1 |
5 (50%)
|
3 (30%) |
2 (20%)
|
ГК2
|
6 (60%)
|
3 ( 30%) |
1 (20%) |
ГК3
|
3 (30%)
|
4 (40%)
|
3 (30%)
|
ГК4 |
2(20%)
|
4 (40%)
|
4 (40%)
|
ФК1 |
0 (0%) |
2(20%) |
8 (80%) |
Обучающиеся нарушают основные правила орфографии и пунктуации, на недостаточном уровне умеют осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственный текст.
Качество знаний – 30%
% успеваемости – 100
Рекомендации:
1. Подготовить дидактический материал по русскому языку на основе заданий ФИПИ по вопросам, вызвавшим у обучающихся затруднения.
2. При подготовке обучающихся к экзамену по русскому языку следует
-систематически проводить работу с текстами различных стилей (научно-популярного, публицистического, официально-делового и т. д.);
– учить понимать, анализировать, интерпретировать текст;
– формировать умение рассуждать на предложенную тему с обязательным приведением примеров-аргументов из текста, с указанием номеров предложений или цитированием;
– учить школьников правильно применять различные приемы сжатия текста;
– усилить работу по изучению синтаксиса и пунктуации;
– усилить работу по систематизации и обобщению орфографических навыков;
– систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса школьников;
– в качестве промежуточного, итогового контроля чаще использовать разнообразные тестовые задания, аналогичные экзаменационным;
Учитель русского языка ___________Ниткалеева Н.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.