"Анализ опыта учителей начальных классов по формированию гражданской позиции на уроках русского языка"

  • docx
  • 15.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ опыта.docx

Анализ опыта учителей начальных классов по формированию гражданской позиции на уроках русского языка

 

Примеры заданий

Формируемые личностные результаты

1.Определите по словарю значение                 выделенных слов. В каких ситуациях можно употребить приведенные пословицы?

На одном вече, да не одни речи. Иное от книг, иное от ендовы. Поделом татю кнут.

Работа с этой лексикой позволит протянуть ниточку к истокам, к прошлому своей страны, научит школьника осознавать свои корни.

2. В каком устаревшем значении употребляются в пословицах многозначные слова  живот, доля, язык, брань? Объясните значение пословиц:

Ни кола ни двора, ни мала живота. После брани много храбрых. Бог дал живот, даст и здоровье. Притча во языцех. Хорошо тому жить, чья доля не спит.

 

3. Спишите предложения, вставляя пропущенные  буквы и обозначая орфограмму на месте пропусков.

Щи да каша — пищ.. наша. Ч..ет кошка, чье мясо съела. На бедного Макара все ш..шки валятся. В ч..жой монастырь со своим уставом не ходят. Без сч..стья и в лес по грибы не ходи. По щ..чьему веленью, по моему хотенью. Лиха беда — нач..ло. На ч..жой роток не накинешь платок. Эта притч.. короче носа птичья. Всякому овощ.. своё время. Клин клином выш..бают. Ч..жим умом жить — добра не нажить. С парш..вой овцы хоть шерсти клок. Ранняя птичка носик прочищ..ет, а поздняя глаза продирает. Ж..ви всяк своим умом да своим горбом. Прилетела бы ч..йка, а весна будет. Ч..й пить — не дрова рубить.

Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

 

4. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова, обозначая орфограмму на месте пропусков.

Мелок бро.. — по самый ро.. Был бы поко.., да пришёл моро.. Только у моло..ца и золо..ца, что пуго..ка оло..ца. Ноготок увя.. — всей птичке пропасть. Каковы дру..ки, таковы и пиро..ки. По пляске побу..ка, по песне припе.. Собирай по яго..ке — наберёшь кузовок. Чтобы ры..ку съесть, надо в воду ле..ть. Ко..ка на порог, а мы..ка в уголок. Кошка клу..ком — на моро..

Самостоятельно подберите и запишите другие пословицы, в которых есть слова со звонкими и глухими согласными. Условия выбора орфограммы обозначьте графически.

5. Восстановите пословицы при списывании.  В записанных предложениях подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.

Декабрь год кончает... Январь тулуп до пят надевает... Друг спорит... Труд человека кормит... Лето собирает... Незнайка лежит...
М а т е р и а л  д л я  с п р а в о к: ...а зиму начинает; ...хитрые узоры на окнах рисует; ...а враг поддакивает; ...а лень портит; ...а зима съедает; ...а  Знайка далеко бежит.

 

6. Спишите пословицы, заканчивая их. Благодаря какой особенности пословиц это возможно? Расставьте недостающие знаки препинания, объясните пунктуацию в представленных предложениях.

Мир освещается солнцем, а человек... Ложь стоит на одной ноге, а правда... Мудрец обвиняет себя, невежда... Змея один раз меняет кожу, а предатель... Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека...

 

7. Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Расставьте в них недостающие знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Ласточка день начинает  а соловей кончает. Кто любит труд того люди чтут. Ложь дружбу губит почему дружба её не любит. И собака помнит кто её кормит. Слово не стрела  а разит пуще стрелы. Не только штык но и колос врага колит. Волк режет  скотину медведь  дерёт.