Анализ педагогической концепции Я. А. Коменского, на основе работы «Великая дидактика»

  • docx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ педагогической концепции Я. А. Коменского, на основе работы «Великая дидактика»
Иконка файла материала педагогика3.docx

ФБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

университет имени М. Е. Евсевьева»

Факультет иностранных языков

 

 

 

Анализ педагогической концепции Я. А. Коменского,

на основе работы «Великая дидактика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Выполнила:

Студентка второго курса

Группы ЯДА-123

Факультета иностранных языков

Кочеткова А. С.

 

 

 

 

 

Саранск

2024

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.       ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….…………3

2.      Анализ произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика»....................................4

3.       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….………………………………………..........10

4.       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ВВЕДЕНИЕ

     Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали вечную славу и любовь. В своем реферате я раскрыла дидактические принципы крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского.

    Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановления всеобщего мира на земле.

    Большая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский создал педагогическое обучение, и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Анализ произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика»

       Главная педагогическая работа Коменского - «Великая дидактика» - была начата им еще на родине и завершена в Лешно, уже в изгнании. Он многократно переводился на русский язык (впервые - в 60-е годы прошлого века). Дидактика теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли нашли в «Великой дидактике» свой предмет и составили особую науку. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, факторы и предпосылки, методы и организационные формы обучения.

    Метод обучения, который предлагал Коменский, в полную противоположность методам схоластической школы, не отвлекал детей от занятий, а должен был поднимать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки "без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя». Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематическую учебную работу в классе и выполнение ими домашних заданий. Однако при этом работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развития, способностям и интересам, направленным на познание окружающего мира. Коменский считал, что если содержание и методы обучения соответствуют детским возможностям, их любознательности, то и вся учебная работа воспринимается детьми радостно, с искренним удовольствием.

    И тогда Коменский создал новую идейное оружие - Пансофия, которая предназначалась для уничтожения зла и установления добра на земле. Он видел свое призвание в возвращении мира изуродованным междоусобицами народам, в установлении на земле рай, в приближении «тысячелетнего царства» истины, справедливости, добра, радости и красоты.

Коменский веровал в распространение знаний как панацеи от ужасов усобиц: мир спасется мудростью. Пансофия (всемудрие, всезнание) должна стать достоянием всех.

Пансофия предполагает, чтобы ум не служил злу, а школа, отделяя знания от ума, одновременно разводила ум и интересы, потребности, интенции, стремления. Она не учила главному - любить добро и ненавидеть зло, наслаждаться познанием истины и служить ей.

Для пансофии необходим был легкий, простой, надежный метод обучения, метод, который бы дал стопроцентную гарантию успеха. Никакой пансофии не будет, если не учить целостному, внутренне упорядоченном и системно связанном знанию о мире в целом, о Космосе. Следовательно, нужно открыть способ изучать все всем и всесторонне.

Вот почему появилась «Великая дидактика». «Универсальное искусство изучать все всем короткое, приятное, основательно и с гарантией успеха» не могла изобрести человека, воплощая в себе не такой демократический и революционный дух.

В «Великой дидактике» Коменский не только систематизировал педагогику, но и впервые решил ряд вопросов, которые были предметом бывших возрастных споров, он впервые поставил ряд самых важных задач.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности

2) принцип наглядности

3) принцип постепенности и систематичности знаний

4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

А) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

Коменский показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений. «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную у авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

Основным свойством сознательного знания Коменский также считает не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чем бы ты его не изучал, покажешь ему, какую это принесет повседневную пользу в общежитии».

А так же, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учитель, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью». С ней связаны:

1) беглость от работы и уклонение от работ, задаваемых;

2) вялое, холодное, поверхностное и безразлично выполнения их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ.

Лень учиться у учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они не думают, как бы приобрести самим образование, и еще менее того не принимают на себя труд, необходимую для достижения такого образования». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает самой важной задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять».

Б) Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает усвоение знаний путем наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

     Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны оказывать всё собственным ощущениям, учиться так, чтобы они сами видели, слышали, чувствовали, нюхали, пробовали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

3) Так, что нужно знать о вещах, должно «выкладываться с помощью самих вещей, т.е. имеет, насколько возможно, выставляться для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п., самыми вещами, или заменяться их изображениями».

4)«Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет объяснения, и не видел всего этого человеческими глазами».

Отсюда видно, что Коменский «наглядность» считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для обучения золотым правилом: «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусу, доступен ощупь - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

В) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированными знаниями в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов:

 - каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки, с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его;

 - как установить связь между новым и уже изученным материалом;

- которые связки и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какой смысл вкладывает Коменский в свое основное положение - «Обучение должно вестись последовательно»

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний ученика и «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до конца».

Четвертое требование - «подкреплять все основания разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь — это значит называть вещь в причинной связи».

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований:

Занятия должны быть распределены так, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

«Все занятия должны быть распределены так, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

Учение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленного» и т.д.

«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями образование ума ведет к своим целям подобно машинам с собственным движением».

Г) Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются упражнения, систематически проводятся, и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности обучения. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить:

«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...»

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников».

«II. Преподаватель убедится в том, что все высказанное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность немедленно исправить ошибки».

«III. Когда много раз повторяется одно и тоже, то наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с другими».

«IV. Благодаря этому, столько раз проведенному повторению, все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при длинном домашнем корпении над ним».

«V. Когда таким образом ученик постоянно будет предполагать, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с воодушевлениям говорить о любом высоком предмете перед собранием людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, были лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинул много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.). Его рекомендации по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коменский Я. А. «Великая дидактика» 1955 год

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru