ФБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева»
Факультет иностранных языков
Анализ педагогической концепции Я. А. Коменского,
на основе работы «Великая дидактика»
Выполнила:
Студентка второго курса
Группы ЯДА-123
Факультета иностранных языков
Кочеткова А. С.
Саранск
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….…………3
2. Анализ произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика»....................................4
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….………………………………………..........10
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………………………………………………………………………11
1. ВВЕДЕНИЕ
Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали вечную славу и любовь. В своем реферате я раскрыла дидактические принципы крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского.
Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановления всеобщего мира на земле.
Большая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский создал педагогическое обучение, и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
2. Анализ произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика»
Главная педагогическая работа Коменского - «Великая дидактика» - была начата им еще на родине и завершена в Лешно, уже в изгнании. Он многократно переводился на русский язык (впервые - в 60-е годы прошлого века). Дидактика теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли нашли в «Великой дидактике» свой предмет и составили особую науку. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, факторы и предпосылки, методы и организационные формы обучения.
Метод обучения, который предлагал Коменский, в полную противоположность методам схоластической школы, не отвлекал детей от занятий, а должен был поднимать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки "без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя». Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематическую учебную работу в классе и выполнение ими домашних заданий. Однако при этом работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развития, способностям и интересам, направленным на познание окружающего мира. Коменский считал, что если содержание и методы обучения соответствуют детским возможностям, их любознательности, то и вся учебная работа воспринимается детьми радостно, с искренним удовольствием.
И тогда Коменский создал новую идейное оружие - Пансофия, которая предназначалась для уничтожения зла и установления добра на земле. Он видел свое призвание в возвращении мира изуродованным междоусобицами народам, в установлении на земле рай, в приближении «тысячелетнего царства» истины, справедливости, добра, радости и красоты.
Коменский веровал в распространение знаний как панацеи от ужасов усобиц: мир спасется мудростью. Пансофия (всемудрие, всезнание) должна стать достоянием всех.
Пансофия предполагает, чтобы ум не служил злу, а школа, отделяя знания от ума, одновременно разводила ум и интересы, потребности, интенции, стремления. Она не учила главному - любить добро и ненавидеть зло, наслаждаться познанием истины и служить ей.
Для пансофии необходим был легкий, простой, надежный метод обучения, метод, который бы дал стопроцентную гарантию успеха. Никакой пансофии не будет, если не учить целостному, внутренне упорядоченном и системно связанном знанию о мире в целом, о Космосе. Следовательно, нужно открыть способ изучать все всем и всесторонне.
Вот почему появилась «Великая дидактика». «Универсальное искусство изучать все всем короткое, приятное, основательно и с гарантией успеха» не могла изобрести человека, воплощая в себе не такой демократический и революционный дух.
В «Великой дидактике» Коменский не только систематизировал педагогику, но и впервые решил ряд вопросов, которые были предметом бывших возрастных споров, он впервые поставил ряд самых важных задач.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип сознательности и активности
2) принцип наглядности
3) принцип постепенности и систематичности знаний
4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
А) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.
Коменский показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений. «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную у авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
Основным свойством сознательного знания Коменский также считает не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чем бы ты его не изучал, покажешь ему, какую это принесет повседневную пользу в общежитии».
А так же, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учитель, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».
Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью». С ней связаны:
1) беглость от работы и уклонение от работ, задаваемых;
2) вялое, холодное, поверхностное и безразлично выполнения их;
3) медлительность и прекращение уже начатых работ.
Лень учиться у учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они не думают, как бы приобрести самим образование, и еще менее того не принимают на себя труд, необходимую для достижения такого образования». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.
Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает самой важной задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять».
Б) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает усвоение знаний путем наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».
2) «Поэтому школы должны оказывать всё собственным ощущениям, учиться так, чтобы они сами видели, слышали, чувствовали, нюхали, пробовали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
3) Так, что нужно знать о вещах, должно «выкладываться с помощью самих вещей, т.е. имеет, насколько возможно, выставляться для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п., самыми вещами, или заменяться их изображениями».
4)«Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет объяснения, и не видел всего этого человеческими глазами».
Отсюда видно, что Коменский «наглядность» считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.
Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.
Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для обучения золотым правилом: «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусу, доступен ощупь - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
В) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированными знаниями в определенной логической и методической последовательности.
Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов:
- каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки, с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его;
- как установить связь между новым и уже изученным материалом;
- которые связки и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.
Какой смысл вкладывает Коменский в свое основное положение - «Обучение должно вестись последовательно»
Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».
Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний ученика и «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».
Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до конца».
Четвертое требование - «подкреплять все основания разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь — это значит называть вещь в причинной связи».
Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований:
Занятия должны быть распределены так, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.
«Все занятия должны быть распределены так, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
Учение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленного» и т.д.
«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями образование ума ведет к своим целям подобно машинам с собственным движением».
Г) Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками
Показателем полноценности знаний и навыков являются упражнения, систематически проводятся, и повторения.
Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности обучения. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.
Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.
Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».
В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях».
«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».
На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить:
«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...»
По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:
«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников».
«II. Преподаватель убедится в том, что все высказанное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность немедленно исправить ошибки».
«III. Когда много раз повторяется одно и тоже, то наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с другими».
«IV. Благодаря этому, столько раз проведенному повторению, все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при длинном домашнем корпении над ним».
«V. Когда таким образом ученик постоянно будет предполагать, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с воодушевлениям говорить о любом высоком предмете перед собранием людей.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, были лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинул много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.). Его рекомендации по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коменский Я. А. «Великая дидактика» 1955 год
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.