Дидактический материал
по литературе для 9 класса
АНАЛИЗ
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
повести Н.В.Гоголя
«Шинель»
Цель урока:
помочь учащимся проанализировать и понять
произведение Н.В.Гоголя «Шинель»,
его тему, идею, особенности
изобразительно-выразительных средств
История создания
Некто П.В.Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан «канцелярский анекдот» про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства.
История создания
Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 г. Спустя несколько лет, в 1841 г., сюжет всплывёт в гоголевской «Шинели», художественно переосмысленный и творчески переработанный.
Такая предыстория создания повести кажется очень правдоподобной.
История создания
Работа над повестью давалась писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 г., благодаря давлению М.В.Погодина, известного издателя, историка и учёного.
В 1843 г. повесть была опубликована. Она относится к циклу «Петербуржских повестей», становится заключительной и самой идейно насыщенной.
Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением: Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин.
История создания
Название тоже претерпело несколько изменений («Повесть о чиновнике, крадущем шинели»), прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – «Шинель». Критика приняла повесть спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено.
Только через столетие стало понятно, что «Шинель» оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский «маленький человек» отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.
Ведущая тема повести
Ведущая тема – тема «маленького человека», протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.
Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.
Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей.
Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в
фантастической части повествования –
о ночном призраке, отбирающем
шинели у прохожих.
Проблематика
Проблематика «Шинели» охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же «мал и беззащитен», как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина «Оставьте…, зачем вы меня обижаете?» – содержит и нравственный контекст.
Произведение учит нас тому, как нельзя относиться к ближнему своему. Идея Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром
людей, безразличных к чужому горю.
Жанр произведения
Повествование о титулярном советнике построено по принципу жития святых. Жанр определён как повесть благодаря масштабности содержательного плана произведения.
Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку.
Концовка повести превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые, нереальные события,
видения, странные образы.
Композиция
Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.
Вся жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в «другой» реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.
Композиция
В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении героя, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа.
Суть завязки заключается в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).
Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей.
Развязка – последняя встреча с «значительным лицом» и смерть персонажа.
Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика.
Подведём итоги
В повести «Шинель» поднимаются вопросы равнодушия, безнравственности, бедности, бюрократизма.
Петербург показывается, как холодный город, в котором правит глупость, беспорядок и самодурство.
Центральный образ чиновника Башмачкина развивается параллельно с образом самой шинели.
Имена героев в «Шинели» практически не называются, что придаёт описываемой эпохе эффект безликости.
К характеристике героев повести Гоголь относится крайне щепетильно, мастерски, с иронией.
Произведение попало в список самых «революционных» в литературном мире благодаря видению жизни гениальным писателем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.