АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв рамках подготовки и празднования Победы в ВОВ
Автор: Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Томск
2014-2015
К идеи проектной деятельности с особенными детьми
Нарушение слуховой функции накладывает определённый отпечаток на развитие личности неслышащего, сужает его круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к исторической памяти своих предков, историческому наследию малой Родины, Отчизны.
Таких детей необходимо целенаправленно вовлекать в проектную
деятельность, поскольку данное направление обеспечивает возможность ученику выявлять причинно-следственные связи на основе исторических событий своей семьи, страны; аргументировать их, фиксировать вербально, рассуждать, делать выводы, что способствует расширению круга общения, регулированию коммуникативных социальных связей.
Духовно-нравственное становление
Всегда актуальны слова А. Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное
воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше
будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед
всей страной». Духовно-нравственное становление детей и молодежи –
важнейшая составляющая общественно-патриотического развития.
Проблема
Наблюдения за младшими школьниками в процессе обучения, изучение круга их интересов, беседы с родителями, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о несформированности патриотического сознания у обучающихся с нарушениями слуха.
Актуальность
Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что в настоящее время дети сталкиваются с негативной информацией, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране у ещё неокрепшей духовно, нравственно и психологически личности, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию.
Концепция проекта
Ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие личности, а также воспитание патриотов своей страны происходит во внеурочное время в процессе ознакомления с героическим прошлым, соприкосновения с историческими фактами, когда реализуется главный принцип ФГОС – ориентация на идеал, уважение к культурным ценностям, к памяти своих предков, родному краю, героическим страницам Отечественной Истории.
Объект проектной деятельности
Школьная система формирования патриотического сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет проектной деятельности
Педагогические условия организации процесса формирования патриотического сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья в школьной системе воспитания.
Гипотеза
Школьная система формирования патриотического сознания у детей с нарушениями слуха будет более эффективной, если:
при формировании патриотического сознания у младших школьников с нарушениями слуха учитывать интеллектуальный, психофизиологический уровень, особенности эмоциональной сферы, речевое развитие;
активно использовать взаимодействия с ветеранами Великой Отечественной войны, инновационные технологии, различные формы, средства и методы воспитания нравственно-патриотической направленности.
Цель проекта
Создание условий для формирования патриотического сознания, развития чувств сопричастности к истокам родной семьи, судьбе Отечества и развития гордости за свою страну.
Задачи проекта
Выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у младших школьников с нарушениями слуха, определить критерии и уровни его сформированности.
Создать материально-техническую и методическую базу в соответствии с темой инновационной технологии, личным педагогическим опытом.
Помочь детям с ОВЗ осмыслить, понять и принять информацию о историческом прошлом страны в годы Великой Отечественной войны.
Кадровые участники проекта
Автор проекта: Р.И. Моисеева – учитель начальных классов, педагог-психолог
Научный консультант: А.В. Роготнева – старший преподаватель ТОИПКРО кафедры инноваций в образовании
Заместитель директора по НМР: Л.Д. Дузькряченко
Заместители директора по УР: Н.С. Фролова, по ВР: Н.К. Хомякова
Председатель методического объединения: Т.П. Мурина
Классные руководители: Т.Н. Дутова, Т.А. Плесовских, О.В. Григорьева, О.Ю. Сашина Воспитатели: Т.А. Чечегова, Н.В. Аманова, О.Ю. Евдокимова
Библиотекарь: А.И. Черемных, учитель физической культуры: Н.А. Петрова
Обучающиеся отделения слабослышащих детей: 2 «А», 2 «Б», 4 «А», 4 «Б», 5-ый, 6-ой классы
Механизм реализации проекта
Поставленные выше цели и задачи были решены в 4 этапа
I этап – организационный – погружение в проект (август-сентябрь 2014)
II этап – координационный – реализация направлений, способов, задач. (октябрь, ноябрь, декабрь 2014)
III этап – обобщающий – осуществление интеллектуально-мнестической, предметно-практической деятельности (январь, февраль, март, апрель 2015)
IV этап – рефлексирующий – завершение, обработка, обсуждение
полученных результатов (май, июнь 2015)
Этапы проекта
1 этап – организационный, погружение в проект (август-сентябрь 2014)
Сформировать у участников проекта психологическую и технологическую готовность к продуктивной совместной деятельности.
Организовать анкетирование, тестирование, беседы, с целью выявления знаний о понятии выражения «Родословная», историческом прошлом семьи, страны.
Обеспечить методическим материалом участников проекта для ознакомления с периодом ВОВ.
Произвести отбор и апробацию методического материала с учётом психофизиологических особенностей и возможностей школьников с нарушениями слуха.
2 этап – координационный, реализация направлений, способов, задач (октябрь, ноябрь, декабрь 2014)
Организовать деятельность участников, посредством определения задач для каждого вида деятельности.
Погрузить участников в героическое прошлое русского народа – военное время ВОВ.
Оптимизировать речевую деятельность.
Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми в рамках проекта.
Использовать инновационные технологии с целью воспитания уважения к ветеранам, формирования патриотических чувств, жизненных компетенций.
Отслеживать систему регулирования и контроля за реализацией программы посредством проведения внеурочных мероприятий.
Этапы проекта
3 этап – обобщающий (январь, февраль, март, апрель 2015)
Расширять знания о исторических фактах в период ВОВ.
Закреплять знания с помощью информационных технологий в рамках проектной деятельности.
Определять совокупность условий, способствующих усвоению внеучебного материала по дополнительному образованию через беседы, виртуальные экскурсии, внеклассное чтение.
Решать проблемы слабой познавательной активности, через ознакомление с жизнью и деятельностью детей, подростков во время ВОВ.
Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам военной поры, семейным реликвиям.
4 этап – рефлексирующий (май, июнь 2015)
Определить наиболее приемлемые формы работы по дополнительному образованию через обсуждение и анализ проделанной работы.
Дать характеристику деятельности всех участников проекта.
Представить результаты предметно-практической деятельности через демонстрацию детского творческого труда: выставку рисунков, поделок, достижений и т.п.
Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных.
Осветить опыт проектной деятельности посредством презентационного материала на методическом объединении, оформить результаты в виде доклада на педагогическом совете школы.
Методическое сопровождение
В качестве информационного обеспечения проектной деятельности используются авторские методические пособия А.В. Роготневой: Организация воспитательной работы, Формирование универсальных учебных действий, а также труды В.Ф. Базарного, Н.А. Ивашкиной, К.Д. Ушинского, работы Б.Т. Лихачёва, А.В. Карасёва, Е.В. Чердынцевой, Л.М. Шипициной и др.
Классификация проекта
По содержанию – надпредметный.
По методу – практико-ориентированный.
По характеру контактов – внутренний.
По продолжительности – в течение11 месяцев – долгосрочный.
По количеству участников – коллективный.
Практическая значимость проекта
Организована внеурочная деятельность: беседы, классные часы, предметно-практические мероприятия, физкультурные досуги, экскурсии.
Разучены и исполнены на школьном концерте танцы: «Маки», «Журавли»; стихотворения о ВОВ, представлены зрителю стенные газеты, посвящённые 70-летию Победы в ВОВ, разработана викторина «Война. Победа. Память.»;
Подготовлены презентации на темы: «Герои ВОВ», «Дневник Тани Савичевой», «Животные в годы ВОВ», «Детство, опалённое войной…», «Вечный огонь», «Военная техника», «Драгоценный колосок», «Живи, цвети, Победный май!», и др. с которыми ознакомились дети в процессе мероприятий.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
100% занятость несовершеннолетних внеурочной деятельностью.
Сформированность духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей в соответствии с особенностями развития детей с нарушениями слуха.
Повышение самооценки посредством результативного дополнительного образования, в рамках празднования 70-летия Победы в ВОВ.
Развитие когнитивных способностей, активизация познавательной деятельности, расширение общего кругозора.
Диагностика, результаты
Уровень знаний по теме осуществлялся ИНДИВИДУАЛЬНО
Методы исследования:
наблюдение, анкеты, тесты, устные опросы.
Методы исследования наглядно показали, что в начале реализации проекта
младшие школьники не владели знаниями по данной теме. Работа, проведённая
в ходе проекта, в корне изменила ситуацию:
уровень знаний в данной области повысился с 0% до 85 %;
уровень самооценки повысился на 90% .
Проектная деятельность способствовала повышению интереса детей к
истории своей семьи, истории народа, истории Отечества, формировании
представлений о Великой Отечественной войне. Обучающиеся получили
знания о героях войны, приобрели навык работы в проектной деятельности, а
также у слабослышащих младших школьников формировалось уважительное
отношение к пожилым людям, ветеранам войны, желание оказывать им
посильную помощь.
Система мониторинговых исследований
Решать проблемы – 34%
Справляться с трудностями – 49%
Вести диалог – 51%
Работать в коллективе – 90%
Проявлять самостоятельность – 69%
Испытывать ответственность – 63%
Сравнительные результаты уровня нравственно-патриотического воспитания
Родная страна: 65%; 70%; 15%
Символика: 90%; 80%; 25%
Культура и традиции: 60%; 60%; 25%
Личностный компонент: 35%; 25%; 10%
Сентябрь 2014
Май 2015
Представители общественности
Социально-образовательные эффекты
Литература Интернет-источники
Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000 г.
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2000 г.
Домрачева С.А. Проектная деятельность в образовании. Йошкар-Ола, 2007 г.
Пахомов В.Г. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин учитель», 2004 г.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005 г.
http://www.cross-ipk.ru/conf/files/2-20
http://iteach.stup.as.ru/node/21, http://sputnik.master
http://pedsovet.su/load/394-1-0-34645
http://pedsovet.su/load/394
Парад Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2015 | Интересное ...ivstory.ru640 × 360Поиск по картинке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.