Организация и методика проведения урока-исследования в основной школе
Автор: Жарикова Светлана Семеновна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Табулгинская средняя общеобразовательная школа им. П.Д. Слюсарева"
Чистоозерный район, Новосибирская область
Список уроков - исследования
Актуальна та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности.
Понятие урока-исследования
Урок – исследования –
деятельность учителя и ученика, связанная с решением учащихся творческой исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере.
Урок-исследование "Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры«7 класс
Цифровая лаборатория РобикЛаб
Организация урока-исследования
обучение предмету (дидактическая цель)
и обучение исследовательской деятельности
(педагогическая цель)
Цели
урока -исследования
Главная цель образования — воспитание творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Для обучения предмету решаются задачи:
• приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);
• приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);
• приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).
Для обучения исследовательской деятельности решаются задачи:
• знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности;
• знание методики научного исследования;
• умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.
Типы уроков-исследования по уровню самостоятельности учащихся
Начальный (урок «Образец исследования»)
Продвинутый (урок «Исследование»)
Высший (урок «Собственное исследование»)
Структура урока - исследования
1) актуализация знаний;
2) мотивация;
3) создание проблемной ситуации;
4) постановка проблемы исследования;
5) определение темы исследования;
6) формулирование цели исследования;
7) выдвижение гипотезы;
8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);
9) интерпретация полученных данных;
10) вывод по результатам исследовательской работы;
11) применение новых знаний в учебной деятельности;
12) подведение итогов урока;
13) домашнее задание.
Учебные приемы на уроке - исследования
– выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
– определение темы и цели исследования;
– формулирование и отбор полезных гипотез;
– определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
– разграничение допущений и доказанных положений;
– планирование эксперимента для проверки гипотезы;
– анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
– планирование результата;
– проведение эксперимента;
– конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
Урок-исследование «Проверка гипотезы:дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска»7 класс
.
Цель
Сформировать представление о баллистическом движении, развить умения формулировать и проверять гипотезу через эксперимент, установить зависимость дальности полёта от высоты пуска шарика.
Задачи
Обучающая:
Научить учащихся применять знания о движении тела, брошенного горизонтально, для планирования и проведения эксперимента.
Закрепить умения измерять, анализировать, строить графики.
Развивающая:
Развивать логическое мышление, исследовательские умения, навыки обработки данных.
Формировать умение работать с экспериментальной установкой.
Воспитательная:
Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение к мнению одноклассников. Развивать интерес к научной деятельности и физике как науке.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, стремления к познанию, понимание значимости физики в реальной жизни.
Регулятивные УУД:
Планирование своей деятельности, контроль, коррекция, самооценка на основе выполнения эксперимента.
Познавательные УУД:
Умение выделять главное, строить логические рассуждения, анализировать, обобщать, делать выводы
Коммуникативные УУД:
Умение слушать, договариваться, работать в группе, отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы.
Метапредметные УУД:
Использование естественнонаучного метода, моделирование, работа с таблицами, графиками, формулирование выводов.
Методические приёмы, педагогические методы, технологии обучения
Исследовательский метод Работа в группах
Экспериментальная деятельность Мозговой штурм
Обсуждение результатов Графическая визуализация Проблемный подход
Метод аналогий Наблюдение Сравнение
Интерактивное взаимодействие «вопрос–ответ»
Учебные материалы к уроку
презентация
карта - памяти для учеников
полезные советы учителю
рабочий лист
чек-лист учителя
тест
Кроссворд
Урок-исследование «Проверка гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска»
9 класс. Урок-исследование на тему: «Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона».Цель занятия: исследование способности электромагнитных волн проникать сквозь преграду из диэлектрика и металла.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.