анализ произведения

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала анализ лирич произвед.doc

Анализ лирического произведения       

 Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

    Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

 

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

 

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

 

 

     Поэзия Ф.И.Тютчева получила признание в 1836 году, когда впервые были напечатаны 16 стихотворений поэта в журнале «Современник».

«Зима недаром злится …» - одно из этих стихотворений.

    Ритм стихотворения динамичный. Рифма - перекрёстная:  рифмуются первая и третья  строки, вторая и четвёртая

 

 злится – стучится

пора - со двора

 

хлопочет – хохочет

ворчит – шумит

 

     В стихотворении  показана последняя схватка уходящей Зимы с Весной, смена времени года, противопоставление старого и нового, зла и добра.

     Благодаря различным изобразительным средствам,  использованным Тютчевым,  очень легко «увидеть» и «услышать» происходящее.

   Героини – живые, по – разному действующие, каждая со своим характером.

      Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна – прекрасное весёлое дитя. Весна «в окно стучится», «хохочет», а  Зима «злится», «ворчит», «взбесилась». Зима понимает, её часы сочтены, пора, «Все нудит Зиму вон»,  но она ещё «хлопочет».

 Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну  снежком. Воздействие приёма аллитерации ( свистящие звуки в 4 строфе) эту сцену делает более ярко звучащей.

 А что же весна в ответ? Бодра, жизнерадостна, она знает исход поединка – ничто в природе не нарушит привычного  цикла.

 

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала…

Наперекор врагу.

 

  На стороне Весны буквально «всё» - ведь « всё засуетилось, всё нудит Зиму вон».

« Всё» - это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в жизни всего живого активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом «поднятым трезвоном».

 

   В стихотворении мало эпитетов – «злая» («ведьма злая» - использован приём инверсия, нарушение  порядка слов, ещё глубже характеризующий Зиму),

«прекрасное дитя» (обычный порядок слов),

«румяней стала» -  (инверсия).

Обилие  глаголов, передающих движения, активные действия ,состояния объектов природы, позволяет  акцентировать внимание читателя на  звуковой стороне картины и наполняет текст стихотворения разнообразными  звуками ранней весны.

 

     «злится», «прошла», «стучится», «гонит» - в первой строфе;

«засуетилось», «нудит», «подняли» - во второй строфе;

«хлопочет», «ворчит», «хохочет», «шумит» - в третьей;

«взбесилась», «захватя», «пустила, убегая» - в четвёртом;

«умылася», «стала» - в пятом.

        В последней строфе всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.

 
      В этом замечательном  стихотворении почти в каждой строке  присутствуют метафоры, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.