Анализ работы педагога-библиотекаря МБОУ "Колыванская СОШ №2" за 2021-2022 учебный год
Оценка 4.7

Анализ работы педагога-библиотекаря МБОУ "Колыванская СОШ №2" за 2021-2022 учебный год

Оценка 4.7
doc
17.06.2022
Анализ работы педагога-библиотекаря МБОУ "Колыванская СОШ №2" за 2021-2022 учебный год
Анализ библиотеки 2021-2022 уч год.doc

Анализ работы педагога – библиотекаря

МБОУ «Колыванская СОШ № 2»  за 2021 – 2022 учебный год

  Школьная библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе,  в целях обеспечения прав участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами (учебной, методической, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями), способствующими формированию культуры личности учащихся.
         Работа школьной библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки. В 2021-2022 учебном году работа школьной библиотеки была направлена на:

-  формирование библиотечного фонда в соответствии с Федеральным перечнем  учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,  и с опорой на образовательные программы образовательного учреждения;

-  обеспечение  участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;

- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;

-  обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;

 - воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

-  развитие и поддержка в детях привычки чтения и учения, умения пользоваться библиотекой;

-   воспитание любви к книге;

- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

-  обучение работе со справочной литературой;

- овладение новыми технологиями работы;

-   воспитание бережного отношения к фонду и к учебникам;

-  информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе, о наличии их в школьной библиотеке; 

- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов; 

-  создание комфортной среды в школьной библиотеке для пользователей.

Основными направлениями деятельности школьной библиотеки являлись:

-  пополнение банка педагогической информации;

-  разработка, приобретение, усовершенствование про­граммного обеспечения;

- оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информа­ции из библиотеки;

- создание педагогам условий для получения информа­ции о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через каталоги, а также предоставле­ние возможности просмотреть и отобрать необходимое;

- оказание педагогам практической помощи при прове­дении уроков, мероприятий;

- создание (на основе имеющихся в школьной библиотеке методических описаний) обучающих программ для интеллектуального развития учащихся, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследователь­ской работы с различными источниками информации;

- создание условий для чтения книг и периодических изданий.

Основными функциями деятельности школьной библиотеки  являлись:

• образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концеп­ции школы и программе развития;

• информационная  -  предоставлять участникам об­разовательного процесса возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя;

• культурная  -  организовывать мероприятия, вос­питывающие культурное и социальное самосозна­ние, содействующие эмоциональному развитию уча­щихся, их родителей (законных представителей)  и педагогов.

 Работа с библиотечным фондом:

 Основной традиционный ресурс школьной библиотеки – книжные, учебные и журнальные фонды, сосредоточившие в себе огромный образовательный, воспитательный, гуманистический и культурный потенциал, реализуемый в интересах обучающихся. Книжный фонд школьной библиотеки соответствует требованиям ФГОС. Учебный фонд сформирован  в соответствии с Федеральным перечнем  учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с опорой на образовательные программы образовательного учреждения и располагается в книгохранилище. В информационно-библиотечном центре организован открытый доступ к библиотечному фонду. Фонд расставлен в систематическом порядке в соответствии с таблицами ББК. Внутри разделов по алфавиту. Художественная литература представлена разделами: «Русская литература», «Иностранная литература», «Литература современных писателей», «Детская литература», литература по отраслям знаний. Документация ведется в печатной и дублируется в электронной форме. Поддерживается необходимый режим хранения и сохранности книжного фонда. Фонд представлен – 27479 экземплярами литературы и электронными документами. Фонд учебников – 13773 экз., общее число книг - 13706 экз., из которых научно-педагогическая и методическая литература - 3089 экз., художественная литература, входящая в школьную программу, литература для внеклассного  чтения – 8714 экз. Справочные издания  и прочие издания 1903 экз. Справочный фонд составляют словари и энциклопедии для школьников, специалистов и широкого круга читателей. Электронные документы -744 экз.

 На каждого читателя заведены формуляры, где фиксируются выданные книги. Расстановка  в фонде учебников и литературы произведена по классам обучения. Картотека учебников пополняется и редактируется по мере их поступления. Все обучающиеся обеспечены учебниками на 100%.

Вся литература, которая поступает в библиотеке, своевременно регистрировалась в инвентарной книге, накладные подшиты, велась книга суммарного учета.

В конце учебного года по графику проведена сдача учебников по классам. Своевременно проводилась работа по заказу учебников в соответствии с Федеральным перечнем учебников, составление отчётных документов.

       Работа по сохранности фонда:

       В целях профилактики сохранности учебников и художественной литературы,  педагогом-библиотекарем проводились беседы  с учащимися на абонементе. С учащимися начальной школы проводились библиотечные уроки «Правила обращения с книгой». Проводились рейды по сохранности учебников.  Ведется папка актов выдачи учебников по начальным классам. Раз в месяц проверяются читательские формуляры с целью контроля за своевременным возвратом в библиотеку выданных книг, с должниками ведется соответствующая работа. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб – приносят аналогичную книгу взамен утраченной.

Особо ценные издания (словари, энциклопедии) хранятся на отдельных стеллажах, ежедневно проверяется их наличие.

     Для обеспечения учета при работе с основным и учебным фондом ведется следующая документация:

- книга суммарного учёта основного фонда;

- инвентарная книга основного фонда;

- папка «Акты списанных изданий»;

- книга учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;

- книга учёта учебников;

- картотека учета учебников;

- накладные на учебники;

- журнал регистрации учетных карточек;

- папка «Акты списанных учебников».

          Массовая работа. Работа с читателями.

         Приоритетным направлением является: развитие личностной культуры учащихся через продвижение чтения и поддержку устойчивого интереса к литературе. Сейчас, как никогда, просматривается тенденция снижения уровня чтения в стране,  и в библиотеке нашей школы, особенно среди учащихся среднего и старшего звеньев. Причина этого невысокого интереса объясняется тем, что в последнее  время  библиотека  не  пополняется  художественной  литературой,  а  та,  которая  есть, со временем устаревает и становится не пригодной для использования.  Еще одна причина – учащиеся  стали чаще пользоваться интернетом для получения какой – либо информации. Осознавая важность этой проблемы, пытаюсь найти пути приобщения детей к чтению. Этому способствует как ежедневная работа с читателем, так и проводимые массовые мероприятия по пропаганде книги и чтению: провожу информационно - библиографическое обслуживание; прививаю любовь к книгам и воспитанию культуры чтению путём книжных выставок, обзоров, проведением различных литературных и библиотечных конкурсов, викторин, дискуссий, уроков-презентаций, обзором книг, библиотечных уроков, просмотром DVD. Привлекаю учащихся начальных классов к систематическому чтению с целью успешного изучения литературных произведений по внеклассному чтению. Провожу для учащихся начальной школы библиотечные уроки. В школьной библиотеке имеется компьютер с выходом в сеть Интернет, открыт доступ к виртуальному читальному залу. Учащимся предлагаются электронные книги по школьной программе и по интересам онлайн бесплатно.

С целью повышения читательской активности в  работе  библиотеки  использовались  различные  формы  и  методы  массовой работы. 

  Выставочная деятельность:

 Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке  оформляются разнообразные выставки,  как к юбилейным, так и знаменательным датам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.

           Одно  из  важных  мест  в  массовой работе занимают внеклассные мероприятия - одна из организационных форм, широко используемых мной в своей деятельности. В основном, это  интеллектуальные и ролевые игры, выставки, классные часы, встречи, экскурсии, диспуты, беседы, которые подходят для любой возрастной группы. Ежегодными и традиционными стали такие мероприятия как «Неделя детской книги», «Посвящение в читатели первоклассников»,  «Читатель года». Оформлена информационная стена, посвященная истории возникновения Недели детской книги. Проведена акция:

- Подари учебнику и книге вторую жизнь, учащиеся «ремонтировали» книги и учебники. 

          Библиотечные уроки  с использованием как традиционных форм: урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества, так и игровых, соревновательных, интеллектуальных турниров (викторин, библиографических игр, литературных путешествий), которые сегодня актуальны и очень нравятся ребятам, особенно младшего и среднего возраста. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:  Первое знакомство первоклассников  с библиотекой прошло во втором полугодии  учебного года. Учащиеся познакомились с понятиями – библиотека, читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги, отгадывали загадки о книгах, библиотеке.  Благодаря применению библиотечных уроков, повышается познавательная активность учащихся, растёт уровень информационной культуры, развиваются  умения и навыки пользования справочно-библиографической литературой. 

        В конце учебного года анализирую читательские формуляры и подвожу итог   конкурса на «Лучшего читателя школьной библиотеки» за текущий учебный год.  Лучшими читателями в этом году стали учащиеся начальных классов:

н/п

Фамилия, имя.

Класс

1

Бойченко Анна

1 «а»

2

Загорт Дарина

1 «а»

3

Шабаршина Елизавета

1 «а»

4

Бицыоха Юлия

1 «б»

5

Киселева Ксения

2 «а»

6

Кондратьев Николай

2 «а»

7

Лебедева Софья  

2«а»

8

Никулин Алексей

2«а»

9

Петкау Полина

2«а»

10

Сулягин Данил

2«а»

11

Шелепов Роман

2«а»

12

Дьячков Илья

2 «б»

13

Иванова Мария

2 «б»

14

Корчуганова Анастасия

2 «б»

15

Ляпустина Екатерина

2 «б»

16

Содиков Руслан

2 «б»

17

Чирвов Никита

2 «б»

18

Истомина Валерия

3 «а»

19

Карпухин Максим

3 «а»

20

Лапоченко Тимофей

3 «а»

21

Наумов Алексей

3 «а»

22

Ханеев Александр

3 «а»

23

Черданцев Никита

3 «а»

24

Шаляпина Кристина

3 «а»

25

Карагулов Ильяс

3 «б»

26

Шабаршина Виктория

3 «б»

27

Карагулов Денис

4 «а»

28

Шорникова Софья

4 «а»

29

Грамотина Анна

4 «б»

30

Заушицина Софья

4 «б»

31

Нестерова Елизавета

4 «б»

32

Пискунова Вероника

4 «б»

 

Анализ «Журнала посещений» и  читательских формуляров показывает, что интерес к чтению не во всех классах высок. Хочется отметить учащихся начальных классов, так учащиеся 1 «а,б», 2 «а,б», 3 «а» классов по количеству посещений, взятых книг и журналов в школьной библиотеке самые читающие, а учащиеся 4-х классов посещают школьную библиотеку меньше всех.  Хотя учащиеся 1 «а» и 1 «б» классов посещать библиотеку и брать литературу для чтения начали только со 2-го полугодия но, несмотря на это, у учащихся  1-х  классов интерес к чтению  более высокий, чем у учащихся  4–х  классов. 

Среди учащихся среднего и старшего звена посещаемость библиотеки низкая,   спросом   в основном пользуется только школьная  программная  литература. В  дальнейшей  работе  необходимо  обратить  внимание  на  поддержку  интереса  к  чтению, повышение читаемости учащихся через пополнение фонда библиотеки и  виртуальную библиотеку.

Основные формы индивидуального обслуживания:

- беседы при записи в школьную библиотеку, рекомендательные беседы при выборе книг;

- обслуживание на абонементе и в читальном зале;

- обеспечение доступа к фонду читального зала;

- беседа о прочитанном.

   Работа с педагогическим коллективом:

         В течение учебного года систематически проводилась работа с педагогическими работниками в различных направлениях:

- информирование классных руководителей о чтении и посещаемости школьной библиотеки учащимися; совместная работа по вопросам выдачи и сдачи  учебной литературы учащимися; 

- информирование учителей – предметников о новых поступлениях учебной литературы;

- обеспечение учителей – предметников учебной, художественной и справочной литературой; 

- консультационно-информационная работа с методическим объединением учителей – предметников, направленная  на  оптимальный выбор учебников и учебных пособий к новому учебном году;

- утверждение перечня учебников для использования в учебном процессе в 2022 – 2023 учебном году;

- помощь в подготовке и проведении предметных недель, внеклассных мероприятий, классных часов.

        Заключение:

можно выделить следующие успехи и проблемы:

успехи:

- высокая читаемость учащихся в начальном звене;  

- ежегодное пополнение фонда учебников (100 % обеспеченность);

-  формирование и развитие у учащихся читательского интереса.

Проблемы:

- снижение  читательской  активности  у учащихся среднего и старшего звена;

- отсутствие  поступления  фонда  художественной литературы;  

- низкая  обращаемость,  так  как,  в  фонде содержится  устаревшая  литература  и 

библиотека  нуждается  в  пополнении  фонда художественной и детской литературой. 

Исходя из обозначенных в анализе успехов и проблем, можно сказать, что задачи, поставленные в начале учебного года достигнуты.  

Низкая обращаемость говорит о том, что необходимо дальше работать в направлении обеспечения библиотеки художественным фондом.

Таким образом, задачи библиотечной    работы  на следующий учебный год:

1.  Воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться школьной библиотекой.

2.  Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ.

3. Создание максимально благоприятной среды для работы в школьной библиотеке.

4. Качественное обеспечение учебно – воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.

5. Формирование и закрепление  учащимися 1 – 11-х классов  читательских компетенций.

6. Совершенствование библиотечных технологий.

7. Организация массовой и индивидуальной работы библиотеки с применением ИКТ.

8. Формирование и эффективное использование виртуальной библиотеки.

9. Пополнение и обновление художественного фонда, укрепление материально – технической базы школьной библиотеки.

 


Анализ работы педагога – библиотекаря

Анализ работы педагога – библиотекаря

Основными направлениями деятельности школьной библиотеки являлись: - пополнение банка педагогической информации; - разработка, приобретение, усовершенствование про­граммного обеспечения; - оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся…

Основными направлениями деятельности школьной библиотеки являлись: - пополнение банка педагогической информации; - разработка, приобретение, усовершенствование про­граммного обеспечения; - оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся…

Основными функциями деятельности школьной библиотеки являлись: • образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концеп­ции школы и программе развития; • информационная - предоставлять…

Основными функциями деятельности школьной библиотеки являлись: • образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концеп­ции школы и программе развития; • информационная - предоставлять…

Фонд учебников – 13773 экз., общее число книг - 13706 экз

Фонд учебников – 13773 экз., общее число книг - 13706 экз

Для обеспечения учета при работе с основным и учебным фондом ведется следующая документация: - книга суммарного учёта основного фонда; - инвентарная книга основного фонда; -…

Для обеспечения учета при работе с основным и учебным фондом ведется следующая документация: - книга суммарного учёта основного фонда; - инвентарная книга основного фонда; -…

Провожу для учащихся начальной школы библиотечные уроки

Провожу для учащихся начальной школы библиотечные уроки

В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились…

В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились…

Лапоченко Тимофей 3 «а» 21

Лапоченко Тимофей 3 «а» 21

Работа с педагогическим коллективом:

Работа с педагогическим коллективом:

Исходя из обозначенных в анализе успехов и проблем, можно сказать, что задачи, поставленные в начале учебного года достигнуты

Исходя из обозначенных в анализе успехов и проблем, можно сказать, что задачи, поставленные в начале учебного года достигнуты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2022