Анализ работы школьной библиотеки МБОУ «Колыванская СОШ № 2» за 2022-2023 учебный год.
Школьная
библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в
учебно-воспитательном процессе, в целях обеспечения прав участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами (учебной, методической, справочной, художественной литературой,
периодическими изданиями), способствующими формированию культуры личности
учащихся.
Библиотека руководствуется в
своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного
учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором
общеобразовательного учреждения. Работа
школьной библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных
ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
В 2022-2023 учебном году работа школьной библиотеки была направлена на:
- формирование библиотечного фонда в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с опорой на образовательные программы;
- обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
- обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- развитие и поддержка в детях привычки чтения и учения, умения пользоваться библиотекой;
- воспитание любви к книге;
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
- обучение работе со справочной литературой;
- овладение новыми технологиями работы;
- воспитание бережного отношения к фонду и к учебникам;
- информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе, о наличии их в школьной библиотеке;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов;
- создание комфортной среды в школьной библиотеке для пользователей.
Основными направлениями деятельности школьной библиотеки являлись:
- пополнение банка педагогической информации;
- разработка, приобретение, усовершенствование программного обеспечения;
- оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотеки;
- создание педагогам условий для получения информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через каталоги, а также предоставление возможности просмотреть и отобрать необходимое;
- оказание педагогам практической помощи при проведении уроков, мероприятий;
- создание (на основе имеющихся в школьной библиотеке методических описаний) обучающих программ для интеллектуального развития учащихся, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
- создание условий для чтения книг и периодических изданий.
Основными функциями деятельности школьной библиотеки являлись:
• образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и программе развития;
•информационная - предоставлять участникам образовательного процесса возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя;
•культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
Работа с библиотечным фондом:
Основной традиционный ресурс школьной библиотеки – книжные, учебные и журнальные фонды, сосредоточившие в себе огромный образовательный, воспитательный, гуманистический и культурный потенциал, реализуемый в интересах обучающихся. Изучен и проанализирован состав фондов художественной и учебной литературы, проведена работа с Федеральным перечнем учебников на 2023-2024 учебный год, подготовлен перечень учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, сформирован общешкольный заказ на учебники и учебные пособия на 2023-2024 учебный год. В школьной библиотеке организован открытый доступ к библиотечному фонду. Фонд расставлен в систематическом порядке в соответствии с таблицами ББК. Внутри разделов по алфавиту. Художественная литература представлена разделами: «Русская литература», «Иностранная литература», «Литература современных писателей», «Детская литература», литература по отраслям знаний. Документация ведется в печатной и дублируется в электронной форме. Поддерживается необходимый режим хранения и сохранности книжного фонда.
Фонд представлен – 29759 экземплярами литературы и электронными документами.
Фонд учебников, с учетом поступивших – 1974 экз., составляет – 16053 экземпляров.
Общее число книг - 13706 экз., из которых научно-педагогическая и методическая литература - 3089 экз., художественная литература, входящая в школьную программу, литература для внеклассного чтения – 8714 экз.
Справочные издания и прочие издания 1903 экз. Справочный фонд составляют словари и энциклопедии для школьников, специалистов и широкого круга читателей.
Электронные документы -744 экз.
Расстановка в фонде учебников и литературы произведена по классам обучения. Картотека учебников пополняется и редактируется по мере их поступления. Все обучающиеся обеспечены учебниками на 100% по основным предметам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников. На каждого читателя заведены формуляры, где фиксируются выданные книги и учебная литература. Для учащихся с 1 по 4 классы учебники и учебные пособия получают классные руководители. Учащиеся с 5 по 11 классов учебники получают самостоятельно.
За исключением книг, принесенных читателями взамен утерянных, новых поступлений художественной литературы, в течение учебного года не было, и велась следующая работа: обеспечение свободного доступа в библиотеке к художественной литературе, оформление фонда художественной литературы, создание полочных разделителей, выдача художественной литературы читателям, соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах, систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий, ведение работы по сохранности фонда, создание и поддержание комфортных условий для работы читателей, работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся. По анализу читательских формуляров выяснилось, что все учащиеся прошли перерегистрацию, на всех первоклассников заведены формуляры читателя. Вся литература, поступившая в библиотеку, своевременно регистрировалась в инвентарной книге, накладные подшиты, велась книга суммарного учета.
Работа по сохранности фонда:
В целях профилактики сохранности учебников и художественной литературы, педагогом-библиотекарем проводились беседы с учащимися на абонементе. С учащимися начальной школы проводились библиотечные уроки - «Правила обращения с книгой». Проводились рейды по сохранности учебников. Ведется папка актов выдачи учебников по начальным классам. Раз в месяц проверяются читательские формуляры с целью контроля за своевременным возвратом в библиотеку выданных книг, с должниками ведется соответствующая работа. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб – приносят аналогичную книгу взамен утраченной.
Особо ценные издания (словари, энциклопедии) хранятся на отдельных стеллажах, ежедневно проверяется их наличие.
Для обеспечения учета при работе с основным и учебным фондом ведется следующая документация:
- книга суммарного учёта основного фонда;
- инвентарная книга основного фонда;
- папка «Акты списанных изданий»;
- книга учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
- книга учёта учебников;
- картотека учета учебников;
- накладные на учебники;
- журнал регистрации учетных карточек;
- папка «Акты списанных учебников».
Массовая работа. Работа с читателями.
Приоритетным направлением является: развитие личностной культуры учащихся через продвижение чтения и поддержку устойчивого интереса к литературе. Сейчас, как никогда, просматривается тенденция снижения уровня чтения в стране, и в библиотеке нашей школы, особенно среди учащихся среднего и старшего звеньев. Причина этого невысокого интереса объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой, а та, которая есть, со временем устаревает и становится не пригодной для использования. Еще одна причина – учащиеся стали чаще пользоваться интернетом для получения какой – либо информации. Осознавая важность этой проблемы, пытаюсь найти пути приобщения детей к чтению. Этому способствует как ежедневная работа с читателем, так и проводимые массовые мероприятия по пропаганде книги и чтению: провожу информационно - библиографическое обслуживание; прививаю любовь к книгам и воспитанию культуры чтению путём книжных выставок, обзоров, проведением различных литературных и библиотечных конкурсов, викторин, дискуссий, уроков-презентаций, обзором книг, библиотечных уроков. Привлекаю учащихся начальных классов к систематическому чтению с целью успешного изучения литературных произведений по внеклассному чтению. Провожу для учащихся начальной школы библиотечные уроки. В школьной библиотеке имеется компьютер с выходом в сеть Интернет, открыт доступ к виртуальному читальному залу. Учащимся предлагаются электронные книги по школьной программе и по интересам бесплатно.
С целью повышения читательской активности в работе библиотеки использовались различные формы и методы массовой работы.
Выставочная деятельность:
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки, как к юбилейным, так и знаменательным датам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.
Одно из важных мест в массовой работе занимают внеклассные мероприятия - одна из организационных форм, широко используемых мной в своей деятельности. В основном, это интеллектуальные и ролевые игры, выставки, классные часы, встречи, экскурсии, диспуты, беседы, которые подходят для любой возрастной группы. Ежегодными и традиционными стали такие мероприятия как «Неделя детской книги», «Посвящение в читатели первоклассников», «Читатель года». Оформлена информационная стена, посвященная истории возникновения Недели детской книги. Проведена акция:
- Подари учебнику и книге вторую жизнь, учащиеся «ремонтировали» книги и учебники.
Библиотечные уроки с использованием, как традиционных форм - урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества, так и игровых, соревновательных, интеллектуальных турниров (викторин, библиографических игр, литературных путешествий), которые сегодня актуальны и очень нравятся ребятам, особенно младшего и среднего возраста. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке. Первое знакомство первоклассников с библиотекой прошло во втором полугодии учебного года. Учащиеся познакомились с понятиями – библиотека, читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги, отгадывали загадки о книгах, о библиотеке. Благодаря применению библиотечных уроков, повышается познавательная активность учащихся, растёт уровень информационной культуры, развиваются умения и навыки пользования справочно-библиографической литературой.
Анализ «Журнала посещений» и читательских формуляров показывает, что интерес к чтению не во всех классах высок. Хочется отметить учащихся начальных классов, а именно учащиеся 1 «а», 2 «б», классов по количеству посещений, взятых книг и журналов в школьной библиотеке самые активные читатели. Особенно 2 «б» класс, в котором количество художественной литературы и журналов, полученных за год составило – 151 экз., самые активные из 2 «б» класса:
Бицыоха Юлия
Етмишев Азиз
Коновалова Оксана
Кочкарева Василиса
Кремлева Дарья
Манакова Ольга
Меркушкина Пелагея
Учащиеся 3 «а» и 4 «а» классов посещают школьную библиотеку меньше всех. Хотя учащиеся 1 «а» и 1 «б» классов посещать библиотеку и брать литературу для чтения начали только со 2-го полугодия но, несмотря на это, у учащихся 1-х классов интерес к чтению более высокий, чем у учащихся 3 и 4–х классов.
Среди учащихся среднего и старшего звена посещаемость библиотеки низкая, спросом в основном пользуется только школьная программная литература. В дальнейшей работе необходимо обратить внимание на поддержку интереса к чтению, повышение читаемости учащихся через пополнение фонда библиотеки и виртуальную библиотеку.
Основные формы индивидуального обслуживания:
- беседы при записи в школьную библиотеку, рекомендательные беседы при выборе книг;
- обслуживание на абонементе и в читальном зале;
- обеспечение доступа к фонду читального зала;
- беседа о прочитанном.
Работа с педагогическим коллективом:
В течение учебного года систематически проводилась работа с педагогическими работниками в различных направлениях:
- информирование классных руководителей о чтении и посещаемости школьной библиотеки учащимися; совместная работа по вопросам выдачи и сдачи учебной литературы учащимися;
- информирование учителей – предметников о новых поступлениях учебной литературы;
- обеспечение учителей – предметников учебной, художественной и справочной литературой;
- консультационно-информационная работа с методическим объединением учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий к новому учебном году;
- утверждение перечня учебников для использования в учебном процессе в 2023 – 2024 учебном году;
- помощь в подготовке и проведении предметных недель, внеклассных мероприятий, классных часов.
Заключение:
можно выделить следующие успехи и проблемы:
успехи:
- высокая читаемость учащихся в начальном звене;
- ежегодное пополнение фонда учебников (100 % обеспеченность);
- формирование и развитие у учащихся читательского интереса.
Проблемы:
- снижение читательской активности у учащихся среднего и старшего звена;
- отсутствие поступления фонда художественной литературы;
- низкая обращаемость, так как, в фонде содержится устаревшая литература и библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой.
Исходя из обозначенных в анализе успехов и проблем, можно сказать, что задачи, поставленные в начале учебного года достигнуты.
Низкая обращаемость говорит о том, что необходимо дальше работать в направлении обеспечения библиотеки художественным фондом.
Таким образом, задачи библиотечной работы на следующий учебный год:
1. Воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться школьной библиотекой.
2. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ.
3. Создание максимально благоприятной среды для работы в школьной библиотеке.
4. Качественное обеспечение учебно – воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.
5. Формирование и закрепление учащимися 1 – 11-х классов читательских компетенций.
6. Совершенствование библиотечных технологий.
7. Организация массовой и индивидуальной работы библиотеки с применением ИКТ.
8. Формирование и эффективное использование виртуальной библиотеки.
9. Повышение своей квалификации и профессионального уровня.
10. Пополнение и обновление художественного фонда, укрепление материально – технической базы школьной библиотеки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.