Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка" (10-11 класс)
Оценка 4.7

Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка" (10-11 класс)

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русская литература
10 кл—11 кл
09.09.2020
Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка" (10-11 класс)
Презентация адресована учителю литературы, посвящена рассказу А.П. Чехова "Душечка", который может быть прочитан со школьниками 10-11 классов
Чехов А.П. Анализ рассказа Душечка.pptx

Анализ рассказа А.П. Чехова «Душечка»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Душечка»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Душечка»

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

А.П. Чехов: на стыке веков Л.Толстой писал о "новых, совершенно новых для всего мира формах письма, созданных

А.П. Чехов: на стыке веков Л.Толстой писал о "новых, совершенно новых для всего мира формах письма, созданных

А.П. Чехов: на стыке веков

Л.Толстой
писал о "новых, совершенно новых для всего
мира формах письма, созданных Чеховым, о присущей ему необыкновенной
технике реализма".

Отзыв М.Горького об одном из поздних
рассказов Чехова: "Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм".

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Споры о главной героине рассказа

Споры о главной героине рассказа

Споры о главной героине рассказа

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове

Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает "душечка" -- милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове

Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает "душечка" -- милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Лев Толстой о «Душечке» Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению (но не по чувству), существом «Душечки», то разделяющей заботы

Лев Толстой о «Душечке» Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению (но не по чувству), существом «Душечки», то разделяющей заботы

Лев Толстой о «Душечке»

Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению (но не по чувству), существом «Душечки», то разделяющей заботы Кукина с его театром, то ушедшей в интересы лесной торговли, то под влиянием ветеринара считающей самым важным делом борьбу с жемчужной болезнью, то, наконец, поглощенной вопросами грамматики и интересами гимназистика в большой фуражке. Смешна и фамилия Кукина, смешна даже его болезнь и телеграмма, извещающая об его смерти, смешон лесоторговец с своим степенством, смешон ветеринар, смешон и мальчик, но не смешна, а свята, удивительна душа «Душечки» с своей способностью отдаваться всем существом своим тому, кого она любит.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Лев Толстой о «Душечке» Я думаю, что в рассуждении, не в чувстве автора, когда он писал «Душечку», носилось неясное представление о новой женщине, об ее…

Лев Толстой о «Душечке» Я думаю, что в рассуждении, не в чувстве автора, когда он писал «Душечку», носилось неясное представление о новой женщине, об ее…

Лев Толстой о «Душечке»

Я думаю, что в рассуждении, не в чувстве автора, когда он писал «Душечку», носилось неясное представление о новой женщине, об ее равноправности с мужчиной, развитой, ученой, самостоятельной, работающей не хуже, если не лучше, мужчины на пользу обществу, о той самой женщине, которая подняла и поддерживает женский вопрос, и он, начав писать «Душечку», хотел показать, какою не должна быть женщина.
Но я, по крайней мере, несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Лев Толстой о «Душечке» Меня трогает и рассказ о том, как она с полным самоотречением любит

Лев Толстой о «Душечке» Меня трогает и рассказ о том, как она с полным самоотречением любит

Лев Толстой о «Душечке»

Меня трогает и рассказ о том, как она с полным самоотречением любит Кукина и все, что любит Кукин, и так же лесоторговца, и так же ветеринара, и еще больше о том, как она страдает, оставшись одна, когда ей некого любить, и как она, наконец, со всей силой и женского и материнского чувства (которого непосредственно не испытала) отдалась безграничной любви к будущему человеку, гимназистику в большом картузе.
Автор заставляет ее любить смешного Кукина, ничтожного лесоторговца и неприятного ветеринара, но любовь не менее свята, будет ли ее предметом Кукин, или Спиноза, Паскаль, Шиллер, и будут ли предметы ее сменяться так же быстро, как у «Душечки», или предмет будет один во всю жизнь.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Лев Толстой о «Душечке» Что бы было с миром, что бы было с нами, мужчинами, если бы у женщин не было этого свойства и они…

Лев Толстой о «Душечке» Что бы было с миром, что бы было с нами, мужчинами, если бы у женщин не было этого свойства и они…

Лев Толстой о «Душечке»

Что бы было с миром, что бы было с нами, мужчинами, если бы у женщин не было этого свойства и они не проявляли бы его? Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее,— без таких женщин плохо было бы жить на свете. Не было бы Марии и Магдалины у Христа, не было бы на каторге жен декабристов, не было бы тысяч и тысяч безызвестных, самых лучших, как все безвестное, женщин, утешительниц слабых, тех, для которых нужнее, чем кому-нибудь, утешения любви. В этой любви, обращена ли она к Кукину или к Христу, главная, великая, ничем не заменимая сила женщины.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Почему возможны разные прочтения рассказа

Почему возможны разные прочтения рассказа

Почему возможны разные прочтения рассказа А. Чехова «Душечка»?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Душечка», 1966, режиссер С. Н

Душечка», 1966, режиссер С. Н

«Душечка», 1966, режиссер С. Н. Колосов. В главной роли Людмила Касаткина

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Каким видится вам режиссерское прочтение?

Каким видится вам режиссерское прочтение?

Каким видится вам режиссерское прочтение?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Душечка», 1899 Жизнь русской провинции, однообразная и пошлая

Душечка», 1899 Жизнь русской провинции, однообразная и пошлая

«Душечка», 1899

Жизнь русской провинции, однообразная и пошлая

Жизнь Ольги Племянниковой, способной к самоотверженной любви

Ольга – образ романтический, драматический, героический
или комический?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Тайна имени Почему Оленька, а не

Тайна имени Почему Оленька, а не

Тайна имени

Почему Оленька, а не Ольга?

Почему Душенька, а не душа?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Тайна имени «Ольга» Заимств. из скандинавских языков

Тайна имени «Ольга» Заимств. из скандинавских языков

Тайна имени «Ольга»

Заимств. из скандинавских языков. В переводе Хельга означает «святая», «священная», «светлая», «ясная», «мудрая», «роковая». Также считается, что имя Ольга является женской формой мужского имени Олег.

По второй версии происхождения имя Ольга – это древнеславянское имя и произошло оно от имён Вольга, Волх, где имена Вольга и Волх – мужские

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Портрет «Тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая»

Портрет «Тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая»

Портрет

«Тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая».
«Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую, наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали:

"Да, ничего себе..." – и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: "Душечка!"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Что не так? Котикова В.С. МБОУ г

Что не так? Котикова В.С. МБОУ г

Что не так?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Талант « Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого

Талант « Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого

Талант

«Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда она училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка»

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Роль четырехчастной композиции «

Роль четырехчастной композиции «

Роль четырехчастной композиции   « В душе ее и пусто, и нудно, и отдает полынью...»  р

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Безличность, безликость Ольга

Безличность, безликость Ольга

Безличность, безликость

Ольга Семеновна являла незамутненную никакими посторонними примесями способность любить сильно и преданно, в каком-то смысле она была самой любовью (воплощенной любовью), но любовь ее была любовью без выбора, была любовью «до востребования».

Женственность осуществляет себя в Ольге Семеновне в безличной любви к мужчине, к форме. В сущности, безразлично, «кто они», эти мужчины. Мужчина как предмет привязанности («любви»), как формирующая «душечку» форма – это не какой-то определенный мужчина, который подходил бы именно «ей» - это мужчина вообще.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Душа и душечка Женщине – нужен мужчина, мужчине – женщина, но личности, человеку помимо прочего, нужна другая личность, другая индивидуальность

Душа и душечка Женщине – нужен мужчина, мужчине – женщина, но личности, человеку помимо прочего, нужна другая личность, другая индивидуальность

Душа и душечка

Женщине – нужен мужчина, мужчине – женщина, но личности, человеку помимо прочего, нужна другая личность, другая индивидуальность.

При ярко выраженной женственности индивидуально-личностное начало в Оленькиной «душке» не развито, оно как бы находится в анабиозе, спит, пребывает в зачаточном состоянии, соответственно, ее душа остается неоформленной, мягкой и податливой «душечкой».

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Чью жизнь проживает Душечка? Отсутствие «Я»

Чью жизнь проживает Душечка? Отсутствие «Я»

Чью жизнь проживает Душечка?

Отсутствие «Я».
Отсутствие способности к самоанализу.
Отсутствие собственного мира.
Отсутствие собственного мнения.
Отсутствие содержания вне формы (мужчины).
Отсутствие личного, свободного и творчески-действенного бытия в мире.


Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Роль художественной детали «

Роль художественной детали «

Роль художественной детали

«...Главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно, не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы. При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить все и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как и на дворе. И так жутко и так горько, как будто объелась полыни».
«Как быстро бежит время! Дом у Оленьки потемнел, крыша заржавела, сарай покосился, и весь двор порос бурьяном и колючей крапивой. Сама Оленька постарела, подурнела; летом она сидит на крылечке, и на душе у нее по-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью, а зимой она сидит у окна и глядит на снег».

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

В какой момент сатирические ноты угасают, а на первый план выходит человеческое начало? «Ах, как она его любит!

В какой момент сатирические ноты угасают, а на первый план выходит человеческое начало? «Ах, как она его любит!

В какой момент сатирические ноты угасают, а на первый план выходит человеческое начало?

«Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за эти его ямочки на щёчках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает – почему

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Финал грустно-иронического рассказа

Финал грустно-иронического рассказа

Финал грустно-иронического рассказа

Смирнин-старший заселил дом, Смирнин-младший – душу. Оленька воскресла, «восстала из мертвых», словно ее, как в русской сказке окропили «живой водой» .

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Встреча души с душой, обретение себя, актуализация в материнской любви

Встреча души с душой, обретение себя, актуализация в материнской любви

Встреча души с душой, обретение себя, актуализация в материнской любви

Страх потерять Сашу рождает не полынную горечь, а острую боль.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Не все смешно, что смешно, да и так ли уж это смешно, а?

Не все смешно, что смешно, да и так ли уж это смешно, а?

Не все смешно, что смешно, да и так ли уж это смешно, а?

У Чехова, наоборот, мысль движется от анекдота - к жизни героя, которая - вся - оказывается «несчастным случаем».
З. Паперный

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Домашняя работа: какая из интерпретаций рассказа

Домашняя работа: какая из интерпретаций рассказа

Домашняя работа: какая из интерпретаций рассказа А. Чехова «Душечка» ближе вам?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2020