Анализ рассказа Е.И.Носова "Живое пламя" .Дидактический материал по литературе для 7 класса

  • pptx
  • 16.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Живое пламя АНАЛИЗ.pptx

Дидактический материал по литературе для 7 класса

АНАЛИЗ
рассказа Е.И.Носова

Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна

ввести учащихся 7 класса в художественный мир писателя Е.И.Носова,

обратить внимание на лаконизм, глубокий философский смысл рассказа «Живое пламя»;
организовать работу по выявлению темы и идеи рассказа;
развивать творческие способности, умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, делать выводы и обобщения;
воспитывать уважительное отношение к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.

Цель урока:

Е.И.Носов. «Живое пламя»

Рассказ «Живое пламя» был написан
Евгением Ивановичем Носовым в 1958 г.
События рассказа происходят в 1950-х годах в СССР, т.е.
в то время, когда ещё очень свежи воспоминания
о событиях Великой Отечественной войны.

Главные герои рассказа

Рассказчик

молодой человек, спокойный и уравновешенный, ценит всё прекрасное, он труженик («опять застала

его за бумагами»), со слов тёти Оли, озорник (сыпанул тайком щепотку мака), добрый, отзывчивый.

Главные герои рассказа

Ольга Петровна

(тётя Оля), хозяйка дома, которая любит выращивать цветы. Любит и помнит погибшего

сына, гордится его поступком. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её. Пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов.
Речь проста, бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину.

Главные герои рассказа

Алексей

сын Ольги Петровны, летчик, геройски погибший на фронте. Человек, любящий свою родину, герой,

совершивший подвиг. Короткая у него жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита. Был гордостью матери и до войны.

Как выглядела клумба тёти Оли?

Клумба тёти Оли

Как вы думаете, почему человек начинает заниматься
разведением цветов?

Найдите слова, которыми автор описывает маки.

Цветение маков

Сколько дней цвели маки?

Как вы понимаете слова тёти Оли?

— Да, сгорел... — вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому.
Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.
И у людей так бывает...

Цветение маков

Почему тётя Оля всё-таки отдала предпочтение макам?

На клумбе полыхал большой ковёр маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Цветение маков

Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: «А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли
подымались все новые и новые туго свёрнутые бутоны,
чтобы не дать погаснуть живому огню»?

Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?

Чему учит рассказ Евгения Ивановича Носова?

Основная мысль рассказа

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна.
Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.
Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, «пламенеют», но огонь этот живой, приносящий слёзы очищения.
И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков,
то в финале – это уже «большой костёр» огненных цветов.

Он напоминает вечный огонь.
Знак вечной памяти и молчания.

ЭПИТЕТЫ

СРАВНЕНИЯ

МЕТАФОРЫ

зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени;
полупрозрачные алые лепестки; густой багрянец

маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия

то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,
«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят

Пламенели – осыпались – погасли

Изобразительно-выразительные
средства рассказа

ГРАДАЦИЯ

Сколько дней цвели маки:

б) пять дней;

в) два дня

а) неделю;

Проверьте себя

На что были похожи маки издали:

б) на ворох осенних листьев;

в) на зажжённые факелы

а) на костёр;

Проверьте себя

С чем сравнила тётя Оля цветение маков:

б) со сказкой;

в) с человеческой жизнью

а) с горящим костром;

Проверьте себя

Кем был погибший во время войны
сын хозяйки:

б) танкистом;

а) лётчиком;

в) моряком

Проверьте себя

Какое художественное средство
использовал писатель в предложении

б) сравнение;

в) метафора

а) эпитет;

«А рядом на клумбе полыхал
большой ковёр маков»:

Проверьте себя

Какое художественное средство
использовал писатель в предложении

в) метафора

б) сравнение;

а) эпитет;

«А щеки горят, будто маков цвет»:

Проверьте себя

Какое художественное средство
использовал писатель в предложении

в) метафора

а) эпитет;

б) сравнение;

«Солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки»:

Проверьте себя

Сказав:
«Да, сгорел... короткая у него жизнь.
Зато без оглядки, в полную силу прожита.
И у людей так бывает...»,
тётя Оля имела в виду:

в) красоту цветка

а) судьбу сына;

б) короткую жизнь мака;

Проверьте себя

Главная мысль, которой подчинено
содержание рассказа:

в) забота об окружающих людях

а) вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

б) взаимоотношения людей;

Проверьте себя

Всем спасибо!

5

ВЫХОД

Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс – М.: ВАКО, 2015
Ерёмина О.А. Уроки литературы в 7 классе: кн. для учителя – М: Просвещение, 2014
Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч./ Полухина В.П.; под ред. Коровиной В.Я. – М.: Просвещение, 2016

Использованный материал: