АНАЛИЗ РЕЗ ПРИМ. СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВ ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ. ШК. ВОЗ. С ЗПР
Оценка 4.7

АНАЛИЗ РЕЗ ПРИМ. СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВ ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ. ШК. ВОЗ. С ЗПР

Оценка 4.7
docx
28.05.2021
АНАЛИЗ РЕЗ ПРИМ. СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВ ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ. ШК. ВОЗ. С ЗПР
АНАЛИЗ РЕЗ ПРИМ. СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВ ИЗОБР. ДЕЯТ. ДЕТЕЙ МЛ. ШК. ВОЗ. С ЗПР.docx

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧСЕКОГО РАЗВИТИЯ

После реализации разработанной нами программы коррекции развития изобразительной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР средствами арт-терапии, мы получили заметные качественные и количественные изменения.

Так, проведя рисуночный тест «Дом, Дерево, Человек», мы определили следующую тенденцию: отмечается общая положительная динамика изменения графических образов и техники их исполнения (См. Табл. 6).

Таблица 6.

Динамика изменения уровня сформированности графических образов в экспериментальной группе (в %).

Тип изображения

 

Тема

Этап экспериментального исследования

Констатирующий

Контрольный

Дифференцированная схема

Дом

0

0

Дерево

0

0

Человек

0

0

Переход к дифференцированной схеме

Дом

16,7

25

Дерево

8,3

16,7

Человек

8,3

16,7

Недифференцированная схема

Дом

58,3

58,3

Дерево

66,7

75

Человек

83,3

83,3

Переход к недифференцированной схеме

Дом

16,7

0

Дерево

25

8,3

Человек

8,3

0

Фрагментарные изображения

Дом

8,3

0

Дерево

0

0

Человек

0

0

 

Как видно из таблицы 6, в экспериментальной группе испытуемых имеется следующее распределение:

·                   дифференцированная схема – не выявлена;

·                   переход к дифференцированной схеме (рисунок дома – 25 % испытуемых; рисунок дерева – 16,7 %, рисунок человека – 16,7 %);

·                   недифференцированная схема (рисунок дома – 85,3 % испытуемых; рисунок дерева – 75 %, рисунок человека – 83,3%);

·                   переход к недифференцированной схеме (рисунок дома – 0 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 0 %);

·                   фрагментарные изображения - не выявлены.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно говорить об общей положительной динамике формирования графических образов (см. Рис. 2), что с одной стороны связано с применением в коррекционной программе техник изотерапии, сказкотерапии и игротерапии, а с другой: наличием в программе упражнений направленных на отработку техники изображения предметных образов.

Рисунок 2. Показатель изменения динамики уровня сформированности графических образов у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %).

 

По результатам проведения теста «Цветные перцептивные матрицы Равена», в экспериментальной группе испытуемых с ЗПР установлено что:

·        25 % испытуемых имеют уровень развития сформированности перцептивных и мыслительных операций ниже среднего (диапазон баллов (17,5 – 22,5);

·        75 % имеют низкий уровень ( до 17 баллов);

·        средний и высокий уровни не выявлены (См. Табл. 7).

Таблица 7.

Показатель изменения уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых экспериментальной группы в ходе исследования (до реализации программы и после).

№ п.п.

Испытуемый

Среднее значение (в баллах)

До

После

1.      

Алёна Д.

14,8

15,2

2.      

Валерия У.

14

13,1

3.      

Диана О.

13

14,7

4.      

Евгений Е.

13,7

14,2

5.      

Екатерина М.

15,3

15,9

6.      

Игорь В.

17

16,3

7.      

Ирина Х.

16,2

17,8

8.      

Михаил Г.

14,7

15,2

9.      

Ольга П.

15,3

16

10.  

Светлана А.

17,7

17,8

11.  

Светлана П.

14,3

15,2

12.  

Сергей К.

18

18,8

 

Анализируя полученные данные в таблице 7, заметим, что у двух испытуемых (16,7 %) отмечается незначительная отрицательная динамика изменения уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций, что мы связываем с их индивидуально-типологическими особенностями и имеющимся диагнозом. В целом, наблюдается некоторое увеличение количества испытуемых экспериментальной группы с уровнем развития сформированности перцептивных и мыслительных операций ниже среднего, и уменьшение количества испытуемых с показателем низкого уровня (См. Рис. 3).

Рисунок 3. Показатель изменения динамики уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %).

 

Анализируя полученные результаты, хотелось бы отметить следующее: по общим показателям разработанная нами коррекционная программа оказалась достаточной, для получения положительных динамических изменений в изучаемых показателях (характеризующих изобразительную деятельность) (См. Рис. 4).

Рисунок 4. Динамика развития изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР до реализации программы и после (в %).

Как видно из рисунка 4, в экспериментальной группе испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР, отмечается динамика изменения уровня развития изобразительной деятельности по следующим показателям:

·                   средний уровень -  увеличение количества испытуемых на 4,2 %;

·                   уровень ниже среднего - увеличение количества испытуемых на 5,6 %;

·                   низкий уровень – уменьшение количества испытуемых на 12,5 %.

Выводы. По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются следующие особенности развития изобразительной деятельности:

·                   отсутствие устойчивого интереса к результатам собственной изобразительной деятельности;

·                   слабая ассоциативная связь между имеющимся у испытуемого опытом графического построения и реально существующими предметами и явлениями;

·                   слабость процесса узнавания с своих рисунках отображённых реальных образов (с быстрым забыванием);

·                   наличие большого количества штампов (графических;

·                   рисунки по форме и содержанию отличаются наличием статичности и схематичности;

·                   проблемы с конкретно-намеренным выбором цвета для рисунков;

·                   бедность конечного цветового решения;

·                   низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти (что проявляется в рамках выполнения конкретного задания по изображению предметов и в свободных рисунках).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ

Фрагментарные изображения

Фрагментарные изображения

Рисунок 2. Показатель изменения динамики уровня сформированности графических образов у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %)

Рисунок 2. Показатель изменения динамики уровня сформированности графических образов у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %)

Диана О. 13 14,7 2

Диана О. 13 14,7 2

Рисунок 3. Показатель изменения динамики уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %)

Рисунок 3. Показатель изменения динамики уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %)

Рисунок 4. Динамика развития изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с

Рисунок 4. Динамика развития изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с

· слабая ассоциативная связь между имеющимся у испытуемого опытом графического построения и реально существующими предметами и явлениями; · слабость процесса узнавания с своих рисунках отображённых…

· слабая ассоциативная связь между имеющимся у испытуемого опытом графического построения и реально существующими предметами и явлениями; · слабость процесса узнавания с своих рисунках отображённых…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021