АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧСЕКОГО РАЗВИТИЯ
После реализации разработанной нами программы коррекции развития изобразительной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР средствами арт-терапии, мы получили заметные качественные и количественные изменения.
Так, проведя рисуночный тест «Дом, Дерево, Человек», мы определили следующую тенденцию: отмечается общая положительная динамика изменения графических образов и техники их исполнения (См. Табл. 6).
Таблица 6.
Динамика изменения уровня сформированности графических образов в экспериментальной группе (в %).
Тип изображения
|
Тема |
Этап экспериментального исследования |
|
Констатирующий |
Контрольный |
||
Дифференцированная схема |
Дом |
0 |
0 |
Дерево |
0 |
0 |
|
Человек |
0 |
0 |
|
Переход к дифференцированной схеме |
Дом |
16,7 |
25 |
Дерево |
8,3 |
16,7 |
|
Человек |
8,3 |
16,7 |
|
Недифференцированная схема |
Дом |
58,3 |
58,3 |
Дерево |
66,7 |
75 |
|
Человек |
83,3 |
83,3 |
|
Переход к недифференцированной схеме |
Дом |
16,7 |
0 |
Дерево |
25 |
8,3 |
|
Человек |
8,3 |
0 |
|
Фрагментарные изображения |
Дом |
8,3 |
0 |
Дерево |
0 |
0 |
|
Человек |
0 |
0 |
Как видно из таблицы 6, в экспериментальной группе испытуемых имеется следующее распределение:
· дифференцированная схема – не выявлена;
· переход к дифференцированной схеме (рисунок дома – 25 % испытуемых; рисунок дерева – 16,7 %, рисунок человека – 16,7 %);
· недифференцированная схема (рисунок дома – 85,3 % испытуемых; рисунок дерева – 75 %, рисунок человека – 83,3%);
· переход к недифференцированной схеме (рисунок дома – 0 % испытуемых; рисунок дерева – 8,3 %, рисунок человека – 0 %);
· фрагментарные изображения - не выявлены.
Таким образом, анализируя полученные данные, можно говорить об общей положительной динамике формирования графических образов (см. Рис. 2), что с одной стороны связано с применением в коррекционной программе техник изотерапии, сказкотерапии и игротерапии, а с другой: наличием в программе упражнений направленных на отработку техники изображения предметных образов.
Рисунок 2. Показатель изменения динамики уровня сформированности графических образов у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %).
По результатам проведения теста «Цветные перцептивные матрицы Равена», в экспериментальной группе испытуемых с ЗПР установлено что:
· 25 % испытуемых имеют уровень развития сформированности перцептивных и мыслительных операций ниже среднего (диапазон баллов (17,5 – 22,5);
· 75 % имеют низкий уровень ( до 17 баллов);
· средний и высокий уровни не выявлены (См. Табл. 7).
Таблица 7.
Показатель изменения уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых экспериментальной группы в ходе исследования (до реализации программы и после).
№ п.п. |
Испытуемый |
Среднее значение (в баллах) |
|
До |
После |
||
1. |
Алёна Д. |
14,8 |
15,2 |
2. |
Валерия У. |
14 |
13,1 |
3. |
Диана О. |
13 |
14,7 |
4. |
Евгений Е. |
13,7 |
14,2 |
5. |
Екатерина М. |
15,3 |
15,9 |
6. |
Игорь В. |
17 |
16,3 |
7. |
Ирина Х. |
16,2 |
17,8 |
8. |
Михаил Г. |
14,7 |
15,2 |
9. |
Ольга П. |
15,3 |
16 |
10. |
Светлана А. |
17,7 |
17,8 |
11. |
Светлана П. |
14,3 |
15,2 |
12. |
Сергей К. |
18 |
18,8 |
Анализируя полученные данные в таблице 7, заметим, что у двух испытуемых (16,7 %) отмечается незначительная отрицательная динамика изменения уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций, что мы связываем с их индивидуально-типологическими особенностями и имеющимся диагнозом. В целом, наблюдается некоторое увеличение количества испытуемых экспериментальной группы с уровнем развития сформированности перцептивных и мыслительных операций ниже среднего, и уменьшение количества испытуемых с показателем низкого уровня (См. Рис. 3).
Рисунок 3. Показатель изменения динамики уровня сформированности перцептивных и мыслительных операций у испытуемых экспериментальной группы до реализации программы и после (в %).
Анализируя полученные результаты, хотелось бы отметить следующее: по общим показателям разработанная нами коррекционная программа оказалась достаточной, для получения положительных динамических изменений в изучаемых показателях (характеризующих изобразительную деятельность) (См. Рис. 4).
Рисунок 4. Динамика развития изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР до реализации программы и после (в %).
Как видно из рисунка 4, в экспериментальной группе испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР, отмечается динамика изменения уровня развития изобразительной деятельности по следующим показателям:
· средний уровень - увеличение количества испытуемых на 4,2 %;
· уровень ниже среднего - увеличение количества испытуемых на 5,6 %;
· низкий уровень – уменьшение количества испытуемых на 12,5 %.
Выводы. По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются следующие особенности развития изобразительной деятельности:
· отсутствие устойчивого интереса к результатам собственной изобразительной деятельности;
· слабая ассоциативная связь между имеющимся у испытуемого опытом графического построения и реально существующими предметами и явлениями;
· слабость процесса узнавания с своих рисунках отображённых реальных образов (с быстрым забыванием);
· наличие большого количества штампов (графических;
· рисунки по форме и содержанию отличаются наличием статичности и схематичности;
· проблемы с конкретно-намеренным выбором цвета для рисунков;
· бедность конечного цветового решения;
· низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти (что проявляется в рамках выполнения конкретного задания по изображению предметов и в свободных рисунках).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.