Анализ результатов итогового собеседования
по русскому языку
Дата проведения: 13.02.2019 г.
Место проведения: ________________
Аудитория: _____
Учитель русского языка и литературы:
Галимуллина А.Р.
13 февраля 25 обучающихся 9 класса приняли участие в апробации итогового собеседования по русскому языку, из них 100% участников справились с предложенными заданиями и получили «зачёт». Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Уровень сложности
заданий базовый. Задания, предлагаемые для выполнения 13 февраля, были
интересны девятиклассникам с учётом их возраста и не вызвали особых
затруднений.
На выполнение работы каждому участнику отводилось 15 минут. В процессе
проведения собеседования велась аудиозапись, была отработана процедура сдачи
устного собеседования по русскому языку, учтены все технические и методические
аспекты, проверена готовность техники и кадров.Оценка выполнения заданий работы
осуществлялась экспертом-экзаменатором непосредственно в процессе ответа по
специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного
русского литературного языка. Ответы оценивались по системе «зачет»/«незачет». Апробация прошла успешно: зачет получили – 26 обучающихся
( 100%)
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов. Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины.
Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Экзаменуемые сумели передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Интонация передаёт пунктуацию текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Анализ результатов апробаций выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:
-неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
-искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;
-наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Анализ результатов апробации показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для обучающихся. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
-искажения в произношении имён собственных и терминов;
-фактические ошибки при пересказе;
-неумение логично включать высказывание в пересказ;
-неумение использовать способы цитирования в речи.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, абзацное членение и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
Экзаменуемые в основном справились с коммуникативной задачей, но темы были раскрыты не в полном объёме. Есть нарушения точности выражения мысли. Высказывание экзаменуемых характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли и прослеживается однообразие грамматических конструкций.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести:
-ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
-маленький объём монологического высказывания;
-большое количество неоправданных пауз в речи;
Задание 4. Участие в диалоге.
Судя по результатам экзамена, наибольшую трудность для учащихся представляет задание 4 . Достаточно большая часть ребят испытывала трудности в выборе ответов.
Взаимодействие с экспертом-собеседником было достигнуто: экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе, но давали неполные ответы на вопросы. Высказывание экзаменуемых отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций. К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
№ задания |
Результаты |
Типичные ошибки |
Кол-во учащихся, допустивших ошибки |
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
|
Экзаменуемые сумели передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Интонация передаёт пунктуацию текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
|
-неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
-искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;
-наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
|
7
6
5 |
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
|
пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для обучающихся. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки.
|
-искажения в произношении имён собственных и терминов;
-фактические ошибки при пересказе;
-неумение логично включать высказывание в пересказ;
-неумение использовать способы цитирования в речи.
|
5
3 3
2 |
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
|
Экзаменуемые в основном справились с коммуникативной задачей, но темы были раскрыты не в полном объёме. Есть нарушения точности выражения мысли. Высказывание экзаменуемых характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли и прослеживается однообразие грамматических конструкций.
|
-ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
-маленький объём монологического высказывания;
-большое количество неоправданных пауз в речи;
|
2
2
3
|
Задание 4 – участие в диалоге.
|
экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе, но давали неполные ответы на вопросы. Высказывание экзаменуемых отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций. |
- односложные ответы на вопросы собеседника. |
5 |
Выводы и рекомендации: Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Устные ответы испытуемых показали, что умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации; умение обмениваться информацией с собеседником сформированы недостаточно устойчиво.
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении, поэтому необходимо обратить внимание преподавателей на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию.
Приложение
Критерии оценивания
1. Чтение текста вслух (Ч)
Максимальное количество баллов за всё задание 2 |
|
Интонация |
|
|
ИЧ |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста |
1 |
|
|
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста |
0 |
|
||
ТЧ |
Темп чтения |
|
|
|
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче |
1 |
|
||
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче |
0 |
|
||
2.Пересказ текста с включением приведённого высказывания (П)
Максимальное количество баллов за всё задание 4 |
П1 |
Сохранение при пересказе микротем текста |
|
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
1 |
|
||
Упущена или добавлена одна или более микротем |
0 |
|
||
П 2 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
|
|
|
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет |
1 |
|
||
Допущены фактические ошибки (одна и более) |
0 |
|
||
П 3 |
Работа с высказыванием |
|
|
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично |
1 |
|
||
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа |
0 |
|
||
П 4 |
Способы цитирования |
|
|
|
Ошибок нет |
1 |
|
||
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) |
0 |
|
||
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)
Максимальное количество баллов за всё задание 4
Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно. |
Г |
Соблюдение грамматических норм |
|
|
Грамматических ошибок нет. |
1 |
|
||
Допущены грамматические ошибки (одна и более). |
0 |
|
||
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). |
1 |
|
||
Допущены орфоэпические ошибки (две и более). |
0 |
|
||
Р |
Соблюдение речевых норм |
|
|
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. |
1 |
|
||
Допущены речевые ошибки (три и более). |
0 |
|
||
Иск. |
Искажения слов |
|
|
|
Искажений слов нет. |
1 |
|
||
Допущены искажения слов (одно и более). |
0 |
|
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2)-10.
3. Монологическое высказывание (М)
Максимальное количество баллов за всё задание3 |
М 1 |
Выполнение коммуникативной задачи |
|
|
Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. |
1 |
|
||
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допущены фактические ошибки, и/или приведено менее 10 фраз по теме высказывания. |
0 |
|
||
М 2 |
Учет условий речевой ситуации |
|
|
|
Учтены условия речевой ситуации. |
1 |
|
||
Условия речевой ситуации не учтены. |
0 |
|
||
М 3 |
Речевое оформление монологического высказывания (MP) |
|
|
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
1 |
|
||
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). |
0 |
|
||
4. Участие в диалоге (Д)
Максимальное количество баллов за всё задание2 |
Д 1 |
Учащийся справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге. |
1 |
|
Ответы на вопросы не даны илиданы односложные ответы. |
0 |
|
||
Д 2 |
Учет условий речевой ситуации |
1 |
|
|
Учтены условия речевой ситуации. |
0 |
|
||
Условия речевой ситуации не учтены. |
|
|
||
Критерии оценивания правильности речи за выполнениезаданий 3 и 4 (Р 2)
Максимальное количество баллов за всё задание 4
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.
|
Г |
Соблюдение грамматических норм |
|
|
|
Грамматических ошибок нет. |
1 |
|
|
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более). |
0 |
|
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
|
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). |
1 |
|
|
|
Допущены орфоэпические ошибки (три и более). |
0 |
|
|
Р |
Соблюдение речевых норм |
|
|
|
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. |
1 |
|
|
|
Допущены речевые ошибки (три и более). |
0 |
|
|
РО |
Речевое оформление |
|
|
|
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. |
1 |
|
|
|
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за монолог и диалог - 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы - 19.
Протокол результатов выполнения диагностической работы в 9 «А» классе МОБУ СОШ № ___ по русскому языку
в формате ГИА (устная часть) от ____2019 г.
Учитель: Галимуллина А.Р.
Количество учащихся в классе: 26
Присутствовали: 25 Отсутствовали по болезни: 1 ( ________________ )
№ |
Фамилия Имя ученика |
№вар |
1.Чтение текста (2) |
2. Пересказ (4) |
Правильность речи (оценивается 1 и 2 задание совместно) (4) |
Кол-во баллов за 1 и 2 часть(10) |
3.Монологическое высказывание (3) |
4.Участие в диалоге (2) |
Правильность речи (оценивается 3 и 4 задание совместно) (4) |
Кол-во баллов за 3 и 4 часть (9) |
Общая сумма баллов(19) |
Экз.оценка |
Зачет/незачет |
|||||||||||||
|
|
|
ИЧ |
ТЧ |
П 1 |
П 2 |
П 3 |
П 4 |
Г |
О |
Р |
Иск. |
|
М 1 |
М 2 |
М 3 |
Д 1 |
Д 2 |
Г |
О |
Р |
РО |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
2 |
|
7 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
7 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
14 |
3 (удовл.) |
зачет |
3 |
|
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
19 |
5 (отлично) |
зачет |
4 |
|
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
6 |
13 |
3 (удовл.) |
зачет |
5 |
|
6 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
16 |
4 (хорошо) |
зачет |
6 |
|
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
11 |
3 (удовл.) |
зачет |
7 |
|
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
8 |
|
5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6 |
14 |
3 (удовл.) |
зачет |
9 |
|
4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
11 |
3 (удовл.) |
зачет |
10 |
|
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
11 |
|
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
8 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
12 |
|
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
17 |
4 (хорошо) |
зачет |
13 |
|
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
17 |
4 (хорошо) |
зачет |
14 |
|
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
11 |
3 (удовл.) |
зачет |
15 |
|
6 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
16 |
|
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
17 |
4 (хорошо) |
зачет |
17 |
|
7 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
13 |
3 (удовл.) |
зачет |
18 |
|
9 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
19 |
|
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
8 |
17 |
4 (хорошо) |
зачет |
20 |
|
8 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
21 |
|
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
17 |
4 (хорошо) |
зачет |
22 |
|
4 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
18 |
4 (хорошо) |
зачет |
23 |
|
4 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
16 |
4 (хорошо) |
зачет |
24 |
|
6 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
15 |
4 (хорошо) |
зачет |
25 |
|
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
17 |
4 (хорошо) |
зачет |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.