Анализ воспитательной работы за 2022– 2023 учебный год
классного руководителя 1 класса МБОУ Киевской ООШ№8
Радакаевой Л.В
1. Анализ целеполагания и планирования
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» указывает, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
- любящий свой
народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
В 2022-2023 учебном году началась работа, направленная на формирование «модели» выпускника начальной школы, а также создания и сплочения детского коллектива; большое внимание уделялось патриотическому воспитанию обучающихся.
Целями воспитательной работы в 2022-2023 учебном году были:
- формирование навыков самостоятельной деятельности, положительной мотивации и интереса к учению, социальной ответственности, способности сопереживать, понимать себя и другого человека;
- воспитание у учащихся чувства патриотизма: развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности совсем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Приоритетными воспитательными задачами прошедшего учебного года (и в перспективе) стали:
- развитие уровня эмоционального самоконтроля в коммуникативной деятельности;
- активизация познавательных процессов, формирование позитивной мотивации к учебе;
- формирование уверенности в своих силах, коммуникативных навыков, позитивной моральной позиции;
- воспитание чувства коллективизма;
- воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств;
- воспитание патриотов своей Родины.
Считаю, что поставленные задачи соответствуют актуальным направлениям формирования личности.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа. Самое трудное - найти «общий язык» с детьми и их родителями. С этой целью, во-первых, было проведено анкетирование родителей «Давайте познакомимся», в которой родители сообщили необходимые сведения о себе и своей семье, так же была проведена беседа на тему «Адаптация первоклассников к школе».
Были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа.
Направления воспитательной работы, по которым проводилась работа: «Духовно-нравственное», «Спортивно–оздоровительное», «Художественно – эстетическое», «Гражданско-патриотическое», «Экологическое воспитание»
В работе использовала разнообразные формы:
∙ классные часы
∙ участие в праздниках и общешкольных мероприятиях
∙ проведение открытых мероприятий
∙ экскурсии
∙ родительские собрания
∙ индивидуальные беседы
∙ создание проектных мини-работ
Таким образом, можно сделать вывод, что перспективные задачи частично были решены. Дети стали дружнее, научились некоторым приемам работы в коллективе, получили опыт публичного выступления всем классом, учились выходить их конфликтных ситуаций мирным путем, частично освоили общественную работу (поручения).
2. Анализ развития коллектива класса
Количество учащихся в 1 классе на начало – 5 человек, и конец года - 5обучающихся: 3 мальчиков и 2 девочек.
Физическое развитие детей соответствует возрасту.
В возрастном отношении почти все дети одинаковы. Большое внимание в течение учебного года уделялось анализу поступков и поведения учащихся.
Интеллектуальный уровень средний, работоспособность хорошая. Дисциплина на уроках к концу учебного года, в основном, хорошая. Дети усвоили правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой, но не всегда соблюдают.
Интересы учащихся в классе различны. Ведущими видами деятельности в классе являются: познавательный, художественный, спортивный, общественный.
В коллективе выделилось организующее ядро класса: Красильников А, Коцюржинская Н,– это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее сильно проявляют организаторские способности, свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах, которые в силу возраста, слабой адаптации к школьной жизни, несформированности навыков самостоятельности, самообслуживания нуждаются в помощи.
В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. Все дети имеют сменные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности.
В течение всего учебного года велась работа по формированию и сплоченности коллектива класса. По мнению учащихся, учителей и родителей в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными.
Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом. В 2022-2023 учебном году главной задачей было то, чтобы нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости. Большинство учащихся проявляли активность в прохождении онлайн – олимпиад на образовательной платформе Учи.ру, В классе зародилась замечательная традиция:
- поздравление именинников в виде добрых пожеланий;
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения и т.д.
Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях.
Ученики относятся с уважением друг к другу и к учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные результаты.
В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками.
Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.
Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные результаты. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников.
Все ребята класса старались участвовать в различных конкурсах, играх, выставках, соревнованиях. Самыми активными участниками являются Коцюржинская Н, Красильников А,Богач Т.
Участие в конкурсах и олимпиадах
№п/п |
Название мероприятия |
Уровень |
участники |
|
Российско-китайский фестиваль «Дорога сказок» |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ |
3 |
|
Международный конкурс рисунков Музея Победы «Нарисуй Ёлку Победы» |
|
2 |
|
Всероссийский конкурс рисунков Музея Победы «Защитники Отечества» |
РОССИЙСКИЙ |
4 |
|
Учи.ру Олимпиада по математке. Олимпиада по русскому языку Олимпиада по окружающему миру. Олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству
|
|
3
3 3
3 |
|
|
Окружной |
|
|
Конкурс рисунков «Охрана труда глазами детей» |
|
1 |
|
Математика «Маленький интеллектуал» |
|
2 |
|
Конкурс «Самый математичный класс» |
|
|
3 Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе
Духовно-нравственная, гражданско-патриотическое работа
Воспитание патриотических чувств, любовь к Отечеству, гордость за свою страну проходит тонкой нитью через каждое воспитательное мероприятие, классный час, урок и т.д. Это направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие нравственных начал в ребёнке играет важную роль в становлении личности. В своей работе уделяю большое внимание формированию уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Проводимые мероприятия, беседы в рамках духовно-нравственного направления формируют, развивают и распространяют идеи добра, сострадания в детской среде. Учу своих учеников уважать чувства других людей, всегда думать о том, как их поступки скажутся на окружающих, не быть равнодушными к тому, что люди испытывают, поступать так, чтобы доставить другим и себе радость.
Учебный год начался общешкольным первым уроком «Здравствуй школа!». Целью урока было создание условий для развития познавательно интереса к учебе в школе и благоприятного психологического климата в классном коллективе; знакомство первоклассников с учителем; формирование чувства патриотизма и любви к России как единой Родине через связь патриотических, трудовых и культурных традиций.
В рамках месячника патриотического воспитания дети изготовили поздравительные открытки. Были проведены классные часы на тему: «Символы России – гимн, флаг, герб», «Урок мужества». «День снятия блокады Ленинграда». А в мае месяце к празднованию Дня Победы дети участвовали в акциях: «Георгиевская ленточка», Проводились беседы о культуре внешнего вида и общения с использованием "вежливых слов" в повседневной речи.
Провели классные часы: «Если добрый ты», «Дружбой нужно дорожить!», единый классный час «Конфликт и пути его решения». Из анализа результатов работы наблюдается, что у учащихся формируется любовь к Родине, родному краю и интерес к историческому прошлому своего народа, своей семьи. Этому способствовали мероприятия, проводимые ко Дню Победы, а также уроки мужества. Посетили Музей истории ПБТФ п. Преображения
Воспитание положительного отношения к труду: Прочно устоявшейся нормой жизни
стало поддержание силами учащихся чистоты в учебном классе. Мы придерживаемся правила
«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
В рамках недели науки и техники был проведен конкурс поделок из природного материала.
Постоянно велся контроль за чистотой в классе и внешним видом учащихс
Воспитание положительного отношения к труду: Прочно устоявшейся нормой жизни стало поддержание силами учащихся чистоты в учебном классе. Мы придерживаемся правила «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Постоянно велся контроль за чистотой в классе и внешним видом учащихся.
Спортивно – оздоровительная деятельность
Одной из задач воспитательного процесса является здоровье-сберегающее образование. С этой целью проводились различные физминутки, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах.
Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни.
Беседы: «Индивидуальный питьевой режим в школе», классный час по профилактике гриппа и ОРВИ, «Режим дня школьника», проведены кл.часы на темы: «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «Скажем нет вредным привычкам!». Учащиеся повторили правила дорожного движения, знания сигналов светофора; вспомнили правила поведения с незнакомыми людьми. Были проведены ежедневные минутки по ПДД. Проведен классный час на тему "Моя безопасность". В игровой форме ребята повторили правила безопасного поведения во время пожара, при обращении с электрическими приборами, газом, а также с незнакомыми людьми. Классный час "Как я буду действовать во время пожара?" напомнил учащимся правила пожарной безопасности.
Постоянно проводились инструктажи по технике безопасности для учащихся. Дети и родители ознакомлены с «Памяткой по технике безопасности на период летних каникул».
Систематически проводились уроки здоровья: «Что такое здоровье?», «Дружи с водой», «Как сделать сон полезным?» «Как следует питаться?»
Художественно – эстетическая деятельность
В этом направлении была проведена большая работа во внеурочное время. Ребята активно участвовали в школьных конкурсах рисунков, поделок. Всем классом были на спектакле Дом культуры п.Преображение, а также посетили кинотеатр и посмотрели мультфильм «Щелкунчик».
Экологическое воспитание:
Формированию экологической культуры способствовали мероприятия, направленные на воспитание любви и бережного отношения к природе, применение в повседневной жизни полученных необходимых знаний и навыков по охране окружающей среды. Обучающиеся совершили экскурсии в природу "Вот и осень пришла", "Зима", где учились правилам заботливого обращения с растениями и животными, наблюдали за изменениями в природе. Дети просмотрели презентацию о том, как жила Природа до появления людей и какие изменения произошли в ней в процессе развития Человечества. Приняли участие в акции «Покормите птиц зимой». Дети приносили корм для птиц и изготавливали вместе с родителями кормушки.
мероприятия, направленные на воспитание любви и бережного отношения к природе,
применение в повседневной жизни полученных необходимых знаний и навыков по охране
окружающей среды. Обучающиеся совершили экскурсии в природу "Вот и осень пришла",
за изменениями в природе. Проведен экологический час "Айболит бьет тревогу." Дети
просмотрели презентацию о том, как жила Природа до появления людей и какие изменения
произошли в ней в процессе развития Человечества. Приняли участие в акции «Покормите
птиц зимой». Дети приносили корм для птиц и изготавливали вместе с родителями кормушки.
4. Анализ работы органов самоуправления:
Ученическое самоуправление в классе находится в стадии становления и развития. Во втором полугодии в классе обозначился лидер –Коцюржинская Н, которую дети единогласно выбрали старостой.
Также оформились группы по интересам, которые помогали классному руководителю в организации учебного процесса и во внеурочной деятельности. Работа по организации ученического самоуправления в классе будет продолжаться в течение всего периода обучения.
5. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса. Вместе с родителями прошли праздники «Прощай, Азбука!» и проект «Моя любимая цифра». Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся, на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
сотрудничество родителей и классного руководителя;
ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
взаимного доверия.
Следует отметить, что активность проявляют большинство родителей учащихся. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
В течение года было проведено 4 родительских собраний, консультации для родителей: «Мой ребенок - первоклассник», «Режим дня первоклассника», «Родителям о внимании и внимательности», «Итоги первого года обучения»
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы.
6. Выводы
В целом, воспитательная работа в 1 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.
Главное достижение классного коллектива за прошедший год:
- участие в школьных конкурсах и олимпиадах;
- воспитание сознательной дисциплины и сознательного отношения к учению,
- воспитание коллективизма;
Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:
- патриотическое воспитание обучающихся – одно из основных направлений воспитательной деятельности;
- работа с коллективом учащихся – направление коллективного воздействия на детей, опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную, коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, культуры чувств;
- активизация участия детей в конкурсах, исследовательских работах, презентациях и т.д.
- оказание педагогической помощи родителям; их детям – учебной помощи;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы.
Помнить и способствовать тому, что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».
Классный руководитель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.