Анализ воспитательной работы классного руководителя 5 - 6 класса Кисловой Л.Г. за 2021-2022 учебный год.
Современное образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребёнка - основная тенденция современной школы.
В работе с классом основное внимание уделяла нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности и профилактике правонарушений.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
Приоритетными воспитательными задачами прошедшего года были:
1) Вовлечение каждого ученика класса в воспитательный процесс;
2) Развитие у обучающихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
3) Развитие познавательной деятельности в системе урочно – внеурочной деятельности;
3) Развитие физически здоровой личности;
4) Развитие соуправления учеников;
5) Создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
6) Выявление детских проблем, нахождение путей их решения;
7) Раскрытие и развитие детского творческого потенциала через классные мероприятия;
8) Формирование и развитие гражданской позиции.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
За прошедший год было проведено 30 тематических классных часов по плану воспитательной работы. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка, согласно воспитательному плану. Перед детьми ставилась важная задача – сделать ответственный выбор, т.е. предварительный выбор профиля обучения и, в перспективе, будущей профессии. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего специалиста. Поэтому в воспитательные задачи на этот учебный год были включены следующие пункты:
1. Подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения в течение всего учебного года.
2. Помочь обучающимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями.
Для реализации этих задач в течение года были проведены классные часы и беседы по соответствующей тематике: «Найди себя», «Типы профессий», «Дорога в завтра»; «Хороший человек не профессия».
Дети с интеллектуальными нарушениями, как правило, ещё не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение на всю их дальнейшую судьбу. У них не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора.
Кроме того, проводились беседы по правилам дорожного движения и 15 – минутки по безопасности жизнедеятельности детей, пожарной безопасности.
В результате поставленные перед коллективом в прошлом учебном году задачи, я считаю выполненными.
2. Анализ развития коллектива класса:
Класс как учебная единица является основной формой первичного коллектива школьников. Особенностью классного коллектива является личный контакт в нём обучающихся, постоянное деловое и товарищеское общение между ними, и именно классный коллектив, в первую очередь, влияет на формирование морального облика каждого ученика. Эффективность этого влияния во многом зависит от сплочённости класса, от организации в нём разнообразной коллективной деятельности.
Обучающиеся по своему характеру, по своим интересам и склонностям не одинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни – смелые и решительные, другие - застенчивые и стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Как правило, их характер, интересы, настроения и желания, их мотивы поведения, навыки и привычки - различны.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года анкетирование показало, что явных лидеров в коллективе 3. В группу отверженных входили Скареднов В и Нестерова В., общения с ними избегали все члены классного коллектива. В начале года отмечались вспышки агрессии среди обучающихся, непонимание. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. Развились коммуникативные умения, появился дух товарищества и взаимопонимания. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе почти не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными, некоторые обучающиеся класса испытывают к противоположному полу симпатию. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий.
В классе сложились определённые традиции. Большинство обучающихся класса к учителям относятся с уважением, на уроках дисциплину не нарушают. Но некоторые обучающиеся в частности Таричко Т. и Лазарев Т. могут разговаривать на уроках, на замечания реагируют неадекватно. Обучающиеся класса с любовью относятся к школе, с удовольствием участвуют в уборке территории, благоустройстве двора.
В жизни коллектива особых негативных явлений не замечено. В этом году открытых конфликтов в классе не наблюдалось. Имели место небольшие конфликты, но, как правило, они быстро решались иногда даже без участия классного руководителя.
Большинство обучающихся активно вовлекались в жизнедеятельность класса, участвовали во всех внеклассных мероприятиях.
3. Анализ здоровья и здорового образа жизни.
Оздоровление школьников – цель, которой мы постоянно стремимся, формируя потребность самовоспитанию морально-волевых качеств. Активная работа велась через классные часы и беседы в пропаганде здорового образа жизни, формировании осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре и стойкому убеждению в личной ответственности за состояние здоровья. В рамках этой работы проведены следующие беседы и классные часы: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить…», «Добро и зло», «Предупрежден — значит, защищен», «С чего начинается деградация личности», «Воспитай себя», «Я люблю тебя, жизнь». Вопросы, связанные с курением и употреблением алкогольных напитков, наркотических средств, поднимались не только на классных часах, но и на родительских собраниях. Проводилось анкетирование, показавшее, что дети негативно относятся к вредным привычкам, тянутся к спорту. Обучающиеся класса всегда приходят в школу в чистой школьной форме, соблюдают гигиенические нормы и правила. В целях снижения ДДТТ, учителем ОБЖ и мною ежемесячно проводились беседы.
В целях профилактики сколиоза и формировании правильной осанки учителя-предметники правильно размещают обучающихся при посадке, учитывая состояние здоровья и рост обучающихся. В классе используется мебель, соответствующая росту обучающихся.
Учителя и классный руководитель на внеклассных мероприятиях создают ситуации успеха, направленные на то, чтобы обучающиеся чувствовали уверенность в своих силах, озвучивают цели урока, стараются создать деятельную благожелательную атмосферу.
В классе среди обучающихся встречается как бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении, уверенность в успехе, так и у некоторых обучающихся преобладает подавленное настроение, иногда наблюдается конфликтность, агрессивность, присутствует соперничество за лидерство в классе. Отдельные члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Но в большинстве своем в классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. Удалось выстроить определенные оптимальные отношения с обучающимися, позволяющих чувствовать себя защищенными. Старалась создать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность. При разработке мероприятий находила общие интересы, которые объединили бы детей класса. Содействовала созданию в классе обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, а так же установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде
Осуществляла комплексную профилактическую работу среди обучающихся класса по проблемам злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами, организует и применяет систему мер, направленных на социальное оздоровление детей «группы риска» и формирование их нравственно-правовой устойчивости, налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью ребенка.
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
80 % обучающихся моего класса участвовали во всех проводимых мероприятиях школы.
5. Анализ работы органов самоуправления:
Цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.
Задачи самоуправления:
ü развитие творчества, инициативы у обучающихся, формирование жизненной позиции.
ü развитие отношений заботы друг о друге, уважения к старшим.
ü развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.
В нашем классе действует ученическое самоуправление. Его деятельность направлена на приобщение обучающихся к участию в решении вопросов организации жизни коллектива класса, достижение обучающимися соответствующего образовательного и культурного уровня; воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
Деятельность органов самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни обучающихся: поддержание порядка и дисциплины в классе, организация учебного процесса; организация внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся.
Ежегодно в сентябре мы выбираем актив класса. В этом учебном году в актив класса вошли следующие ученики: председатель актива – Седых Владимир командир класса, заместитель командира класса – Шестак Роман.
Актив класса мы выбираем обычно на один год. В течение года многим ученикам даём временные поручения. Участие в органах самоуправления влияет на воспитание и развитие личности обучающихся. Они учатся самостоятельно составлять сценарии, презентации к различным праздникам, учатся доводить начатое дело до конца, планировать работу, экономно использовать свободное время. В обучающихся вырабатываются организаторские способности.
6. Анализ развития учащихся класса:
В 2021-22 учебном году значительно понизились познавательные интересы и творческие способности некоторых обучающихся ( на начало года – 4 ударника на конец года – 3) в интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности. Многие вовлечены в значимую для них деятельность, они серьёзно относятся к собственному саморазвитию и самовоспитанию, ответственны, на них всегда можно положиться. Они систематически готовятся к урокам, принимают активное участие в урочной и внеурочной деятельности, всегда доводят начатое дело до конца (Седых В. и Шестак Р.). Однако следует отметить, что ещё не у всех обучающихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Не все обучающиеся в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. В нашем классе есть такие дети, которые агрессивно воспринимают критику со стороны как учителей, так и своих сверстников, не признают своих ошибок, не реагируют на замечания окружающих (Таричко Т., Чернова И.).
В социально культурном развитии нельзя однозначно сказать, что уровень воспитанности повысился. Так как некоторые учеников или же не изменили показатель воспитанности, или же он стал ниже (Лазарев Т.). Отмечены положительные обучающиеся у которых повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми (Медведев С.) Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений положительно влиять на своих сверстников.
7. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
В работе с классом основное внимание уделяла нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности и профилактике правонарушений. В воспитательном процессе были использованы различные формы работы. Внутри каждого вида деятельности отмечалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм.
Все эти формы работы соответствовали возрастным особенностям, интересам, запросам и потребностям учащихся.
Чувствовалась удовлетворенность школьников проведенными воспитательными мероприятиями. С наибольшим удовольствием ребята участвовали в спортивных мероприятиях, в классных интеллектуальных конкурсах, на классных часах, к которым были составлены презентации. Классные мероприятия были разбиты на блоки, последовательность которых чередовалась. Таким образом, в каждой четверти были мероприятия из каждого блока, что позволяло разнообразить мероприятия, а не зацикливаться на какой-то одной теме.
Результат: чувствуется, что обучающиеся меняются в лучшую сторону, стараются стать добрее, поведение их становится осознанным и сознательным.
8. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
Особая работа проводилась с «трудными» детьми. Постоянно контролировала пропуски занятий, проводила личные беседы, посещала обучающихся в группах (Скареднова В. и Нестерова В.) так как девочки с тяжёлой умственной отсталостью. Велись постоянные беседы, профилактическая работа, консультации.
9. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с обучающимися класса:
Поддерживалась тесная связь с учителями-предметниками. Мною была организована серия посещений уроков, с целью выяснения уровня подготовки обучающихся по различным предметам, а также наблюдения за отношениями детей и состоянием микроклимата в классе на уроках. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности ребят на уроках, выполнении ими устных и письменных домашних заданий.
В рамках проведения предметных недель проходили открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых ученики показывали хорошие знания и проявляли смекалку. Эффективно на воспитательный процесс в классе влияет демократический стиль общения классного руководителя: дети охотно идут на контакт.
11. Выводы:
1. Главное достижение классного коллектива за прошедший год - это повышение уровня самостоятельности, появление зачатков умений положительно влиять на своих сверстников, развитие культуры жизненного самоопределения, повышение качества знаний. Я считаю, что этого удалось добиться благодаря накопленному положительному опыту и тесной взаимосвязи учителями-предметниками, воспитателями.
2. Есть и негативные моменты. Так в связи с возрастными особенностями ухудшилось состояние у Таричко Т., несмотря на то, что она пролечилась в специальном учреждении.
3. К сожалению, не удалось воплотить в жизнь некоторые задумки, в связи с распространением короновирусной инфекцией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.