Анализ воспитательной работы в 11 классе в МБОУ СОШ с.Калинка»»
за 2022/2023 учебный год.
Классный руководитель: Н.А.Улантикова
Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года являются целесообразными, так как они направлены на формирование личностных качеств конкретных обучающихся 11 класса.
Цели воспитательной работы:
-создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого;
- коррекция индивидуального развития обучающихся, предупреждение дезадаптации;
-создание системы гражданско-патриотического ,правого воспитания;
-патриотическое и духовно-нравственное развитие;
- воспитание обучающихся и сохранение их здоровья;
-воспитание дружбы и товарищества.
В начале года были поставлены следующие задачи:
воспитание молодых людей:
-любящих свой край и своё Отечество, знающих русский язык, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции;
-сознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно -познающих мир, осознающих ценность труда, науки и творчества;
-умеющих учиться, осознающих важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способных применять полученные знания на практике;
социально активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями, осознающих свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
-уважающих других людей, умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющих правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
-ориентирующихся в мире профессий, понимающих значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствуют возрастным и психологическим особенностям подростков.
Воспитательная работа в классе построена согласно общешкольному плану работы школы.
Для реализации поставленных задач мною были запланированы и проведены следующие формы работы:
1. Индивидуальные консультации.
2. Классные часы.
3. Отслеживание применения различного рода рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.
4. Привлечение к самоуправлению через поручения, анализ и контроль.
5. Работа по профилактике правонарушений.
6. Вовлечение учащихся во внеклассную и внеурочную деятельность через сотрудничество с «партнерами».
«Партнеры» классного руководителя: Совет старшеклассников школы, родители, учителя- -предметники, педагоги дополнительного образования, библиотека, ДК и т.п.
Взаимодействие с «партнерами» позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия
1. Краткая характеристика класса.
На начало 2022-2023 учебного года в 11 классе обучалось-5 человек, на конец учебного года - 5 человек ( 4 мальчика и 1 девочка). Прибывших – нет, убывших – нет.
В классе имеются дети из:
-многодетных семей: нет
-малообеспеченных семей : 1 ( Григонис Юрий)
-неполных семей: 3 ( Григонис Юрий, Чекрыжов Илларион, Меланье Виктория- отцы есть, но с семьями не проживают);
-опекаемых семей : нет
-социально тревожных семей: нет
-социально неблагополучных семей : нет
-состоящих на учете: нет
-дети ОВЗ : нет
2. Анализ развития учащихся класса.
Учащиеся 11 класса обладают средним интеллектуальным потенциалом. По итогам прошлого учебного года 3 чел. окончили учебный год на «хорошо». По итогам первого полугодия 2022-2023 абсолютная успеваемость класса – 100%, качественная успеваемость – 60 % ,общий средний балл класса-4,06. По итогам 2022-2-23 учебного года -качество знаний по предметам в классе-80 % , общий процент успеваемости класса-100 %. Этот показатель стал выше на 20 % в сравнении с итогами 1 полугодия. В этом году изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, что связано с предстоящими выпускными экзаменами и поступлением в учебные заведения. У Дерко А.,Коломоец Я. и Чекрыжова И. проявилось особое желание участвовать не только в урочной, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. В олимпиадах различного уровня приняли участие 100 % обучающихся класса.
В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и со взрослыми, правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. Развивается культура жизненного самоопределения.
В течение учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Отношения были ровными, но не очень дружественными ( каждый сам по себе). Все в классе имели коллективное поручение, но не всегда его выполняли. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры.
Учащиеся класса контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родители занимают важное место в их жизни. Работоспособность класса средняя. Учащиеся общительны. На контакт со взрослыми идут легко. Контроль за успеваемостью ведет классный руководитель. Пропуски уроков, конечно, присутствовали, как по уважительной причине, так и без - Григонис Юрий ( работал в течение 10-11 кл.). По этому вопросу постоянно проводилась работа со всеми родителями . Так, в феврале 2023 года Григонис Ю. вместе с мамой приглашали на Совет профилактики школы совместно с инспектором ПДН.
Уровень сплоченности коллектива
Актив класса работал не на должном уровне. Хорошим помощником классного руководителя был Чекрыжов Илларион. Остальные ученики класса по мере своих способностей принимали участие в делах класса. Ребята не всегда проявляли ответственное отношение к учебе, должное отношение к общественно-полезному труду, дисциплинированность, требовательность к себе. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся не всегда сплочены .Учащиеся принимали участие в классных и общешкольных мероприятиях, предметных олимпиадах, предметных неделях. На классных часах рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе, общественных местах.
Были проведены следующие мероприятия, проведённые по направлениям воспитательной работы.
Анализ по направлениям деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание
Формирование гражданско-патриотического сознания является определяющим звеном в воспитательной работе – это развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Работа по воспитанию гражданственности проводилась не только на классных часах, но и отражалась в традиционных мероприятиях школы. Стали традиционными многие мероприятия.
В течение года были проведены такие мероприятия:
Классный час ко Дню народного единства
Урок подготовки к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций
Совместный просмотр и обсуждение видеосюжетов, роликов, фильмов
Классный час «Главная книга страны» - ко Дню Конституции Российской Федерации
Просмотр документального фильма ко Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой
Тематический классный час-«День Героев Отечества»
Тематический классный час «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками»
Акция «Посылка солдату» (3 чел )
Школьная игра «Зарница» ( весь класс)
Участие в митинге 9 мая ( 4 чел.)
Уроки мужества.
Разговоры о главном.
Конкурс инсценированного военно-патриотического номера, посвященный Дню Защитника Отечества, награждены грамотой ( участники -Григонис Ю. и Чекрыжов И.).
Таким образом, в учебно-воспитательном процессе класса первостепенное внимание уделяется воспитанию гражданственности и патриотизма, которое осуществляется на хорошем методическом уровне.
Положительные результаты:
1. активная гражданская позиция;
2. способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, поселения, района, Родины;
3. чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
4. духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
5. способность к саморазвитию.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное направление является одним из приоритетных направлений в педагогическом процессе. В формировании нравственных основ личности и духовной культуры обучающихся проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся. Классные часы: «Урок Мира», Клубный час «Выбор профессии»; тематические уроки , посвященные жизни и творчеству И.С. Тургенева, А.И. Солженицина, Д.А. Гранина; классные часы -«Доброта в нас и вокруг нас»,«От сердца – к сердцу», «Что такое толерантность» и другие.
Учащиеся класса участвовали в школьных, районных акциях по разным направлениям:
- «День самоуправления» ,ставший традиционным на День учителя;
- 2 субботника по наведению порядка в селе( осенью и весной).
Положительные результаты:
О достаточно хорошем уровне сформированности нравственных и духовных качеств учащихся можно судить по их заинтересованности в подобных мероприятиях.
Результатом хорошей работы в этом направлении является то, что во всех мероприятиях, проводимых в классе, каждый ученик вносил свою лепту.
ЗОЖ и работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения
Условия обучения детей в школе соответствуют санитарным нормам, регламентированным СанПиНами.
Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, ставшая системой , поставлена на хорошем уровне, и работа по данному направлению ведется из года в год по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление – обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно—консультативная работа – классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, спортивные соревнования.
Немало усилий вкладывают формированию ЗОЖ занятия физической культуры: спортивные игры, подвижные игры способствуют укреплению физического развития учащихся, а именно силы, ловкости, выносливости, скорости, гибкости.
Школьное расписание уроков в основном строится с учетом умственной работоспособности учащихся во избежание переутомления. На переменах учащиеся проветривают учебные кабинеты, проводят генеральную уборку в учебном кабинете. Домашние задания даются с учетом возможности их выполнения в допустимых пределах.
С целью предупреждения употребления учащимися наркосодержащих веществ в начале года проводилось тестирование.
Классные часы: «Витамины против простуды», «Профилактика простудных заболеваний», «Психология курения», Круглый стол: «Жизнь виртуальная и жизнь реальная. Тренинг здорового образа жизни».
Участие в мероприятиях: Всемирный день туризма в школе. Участие в акции «Стоп,СПИД».
Беседы: «Выработка хороших привычек», «Наркомания: жить или не жить», «Стресс. Его значение в жизнедеятельности человеческого организма», « О профилактике ОРВИ,КОВИД, гриппа».
Инструктажи по ТБ :
-«Правила поведения в школе, на спортивных площадках»;
-«Безопасный маршрут домой»;
-«По ПДД и ПБ»;
-«Правила безопасности в случае террористической угрозы»;
-«По ПДД и ПБ во время осенних, зимних, весенних каникул»;
-«По правилам поведения на улице, в транспорте ,в общественных местах» ;
-«Антитеррористическая безопасность»;
-«Правила эвакуации при угрозе терроризма»;
-«Правила безопасности при использовании пиротехники во время новогодних каникул»;
-«Осторожно: лед!»;
- «ПДД: путь в школу в зимний период «Дом-школа-дом» ;
-«Осторожно : клещи»;
-«Ответственность несовершеннолетних за участие в несанкционированных митингах»;
-«Правила поведения во время массовых мероприятиях ( 1 мая,9 мая , 22 мая и др.) »;
-« Правила поведения и ответственность во время праздника «Последний звонок».
Положительные результаты:
1. К формированию у учащихся ЗОЖ в классе уделяется особое внимание ( никто не курит и не употребляет спиртные напитки).
2. Результаты сдачи норм ГТО – Коломоец Ян (бронзовый значок).
Правовое воспитание учащихся.
Продолжение изучения Конвенции о правах ребенка - проводились дискуссии, беседы с учащимися.
Декабрь месяц ежегодно обозначается как месяц правовой культуры учащихся. Были проведены мероприятия, посвященные Дню Всеобщей Декларации прав человека, Конституции Ро
Положительные результаты:
В дальнейшем продолжить работу по знанию учащимися своих прав и обязанностей, проводить различные тренинги по усовершенствованию навыков финансовой (экономической) грамотности.
Экологическое воспитание учащихся.
Одним из проблем современного общества стоит проблема охраны окружающей среды. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Осенью и весной учащиеся под девизом «Чистое село !» приняли активное участие в субботнике по уборке территории села от мусора. Раз в месяц проводились генеральные уборки в классном кабинете. Активно участвовали в школьной акции «Покорми зимующих птиц» (есть фотографии).Участие в школьной акции «Экоелка» (есть фото).
Положительные результаты:
Во всех мероприятиях экологической направленности учащиеся показали свою активность, с пониманием относятся к сохранению окружающей среды.
Интеллектуально-познавательное воспитание.
Участие в молодежной интеллектуальной игре «ДВИЖ» сезона 2022-2023 – 1 место и 2 вторых (Дипломы команде «Электрон»).
С целью повышения профессиональной подготовки учащихся были проведены мероприятия: знакомство с профессиями разных специальностей , встречи с представителями ВУЗов(Университет экономики и права и др.).
Беседы о профориентации. Профессии: врач, учитель, эколог, программист, журналист, переводчик и др.
Входная диагностика учащихся класса: «Тест на профориентацию: кем работать?», Тест на стрессоустойчивость.
Социально-педагогическое воспитание.
-День самоуправления в школе;
-онлайн-экскурсии в ТОГУ ( педагогический университет) ,так как 2 чел. планируют поступить в этот вуз.
Беседы о профессии учителя, просмотры видеосюжетов, фильмов об учителях, наставниках молодежи, о великих педагогах .
Нравственно-эстетическое воспитание ( художественное).
- очные экскурсии в музей имени Гродекова и другие ;
- посещение театров, кинозалов, выставок в городе на постоянной основе по Пушкинской карте (2чел.-Чекрыжов И., Коломоец Ян);
-участие в онлайн –конкурсах различных уровней в течение учебного года ( Дерко А., Чекрыжов И.. Коломоец Я.)
Физкультурно-оздоровительное воспитание.
-участие в районных соревнованиях в школьной команде : Коломоец Ян;
-сдача норм ГТО: Коломоец Ян
Естественно-научное воспитание.
-Большой этнографический диктант: 3 чел.( есть сертификаты);
-Всероссийский урок цифры : 5 чел.(есть сертификаты);
-защита итоговых проектов по темам элективного курса( все учащиеся).
Семейное направление.
-подготовка к празднику « Последний звонок» ( активное участие мамы Иллариона Чекрыжова);
-участие родителей в акциях « Посылка солдату», «Подарок детям-инвалидам на Новый год».
Волонтерская деятельность.
В волонтерском движении школы активно участвовал Дерко Алексей ( акция «Новый год»- Дед Мороз; поздравления ветеранов педагогического труда на дому ко Дню учителя,9 мая и другие мероприятия)
3. Взаимодействие с семьей. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся.
С родителями учащихся поддерживаю тесную связь. По объективным причинам было проведено только 2 очных классных родительских собрания :
1. Итоги прошедшего года «Перелистывая страницы». Подготовка к ЕГЭ. «Способности молодого человека и их влияние на профессиональную ориентацию».
2. Законодательная и нормативная база подготовки к ЕГЭ. Безопасное поведение в Сети Интернет. Приказы и положения Министерства РФ о проведении итоговой аттестации.
На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня учащихся, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание, подготовка к ЕГЭ, элективные курсы, индивидуальная работа педагогического коллектива с учащимися и другие.
В течение учебного года проведены индивидуальные беседы с родителями Григонис Ю. , Коломоец Я., Чекрыжова И. ,Меланье В., Дерко А.: об успеваемости , единых требованиях к учащимся, о подготовке к ЕГЭ , о готовности к итоговой аттестации ,о проведении ЕГЭ, об организации и проведении праздника «Последний звонок».
4. Работа по социально-психологическому направлению
Для достижения положительных результатов работа по социально – психологическому направлению велась в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законодательством и нормативно- правовыми актами органов исполнительной власти РФ, направленными на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, Уставом школы.
Проведена работа:
- изучение семей учащихся, изучение внутрисемейных отношений;
- выявление семей с низким уровнем воспитательной компетенции, неблагополучных, негативно воздействующих на личность ребенка.
- выявление проблем и трудностей каждой группы;
- организация психолого- педагогической помощи семье;
- индивидуальная работа с родителями;
Выявлены обучающиеся, проживающие в неполных семьях, занимающихся в объединениях, кружках и др.
Большое внимание уделялось и здоровью обучающихся. Работала столовая, охвачены горячим питанием 3 учащихся (Коломоец Я. – платно, Григонис Ю. и Дерко А.-льготное питание).
Проводился ежедневный контроль посещаемости обучающихся, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями.
Социально - психологическая работа проводилась как с детьми, так и с их родителями. Налажена система изучения условий и воспитания детей. Проводились обследования условий жизни и воспитания детей в семьях, беседы с родителями об их ответственности за воспитание детей.
Профилактике вредных привычек способствовали классные часы по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения с просмотром видеороликов и других фильмов антинаркотической направленности.
5. Эффективность проводимой воспитательной работы, выводы
Вся воспитательная работа школы строилась на принципах, заложенных в Уставе школы, на основе личностно-ориентированного подхода.
На основе сотрудничества взрослых и детей, в совместных проводимых мероприятиях педагогов и родителей в школе был организован демократический уклад жизнедеятельности.
Таким образом, задачи, стоящие перед классом, выполнены, качество воспитания повысилось. Практически все запланированные мероприятия были проведены . Не проведено в апреле -мае открытое воспитательное мероприятие по теме «Чернобыль: зона отчуждения. Годы спустя…Слезы Чернобыля». Причина: систематическое отсутствие 2-3 учащихся в школе по болезни и другим уважительным причинам ( регулярные выезды в военкомат, обследования в медучреждениях и др.) . Учащиеся стали активнее использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении мероприятий и классных часов.
Были созданы условия для формирования разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации и профессиональному самоопределению.
+ Приложение « Участие учащихся в мероприятиях в 2022-2023 учебном году» (таблица отдельно)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.