Практическое задание 2 дисциплины 6.
Составьте сводную таблицу закономерностей и принципов педагогического процесса как целостного явление.
Представьте на примере конкретной педагогической ситуации реализацию базовых функций педагогического процесса.
принципы |
закономерности |
1.Общий: - субъективности; - ценности; - системности (целостности) |
Действительны в каждом отдельном звене воспитательного процесса, в любой сфере и в любом периоде и звене воспитательного процесса. |
2. Частный: - свободы выбора (ненасилия); - амплификация; - здесь и сейчас |
Определяют цель воздействия во взаимодействии с детьми, анализировав природу педагогического воздействия. |
3. Дополнительный - поля личностного влияния |
Дополняет общепедагогический принцип субъектности понятием "субъективности", в котором разворачивается взаимодействие педагога с детьми, и которое педагогу удаётся создать через эмоциональное насыщение, через апелляцию к разуму детей, через увлекательные формы объектов внимания или объектов приложения собственных физических и духовных сил. |
Схематическая картинка отображает связь общего и частного. И это предостерегает педагога-практика от увлечения частными вопросами и отдельными операциями, как бы ни были они остроумны. Не владея общими принципами воспитания, бессмысленно апеллировать к технологическим принципам. Более того, бесплодным становится принцип создания «поля личностного влияния». Бессилен будет педагог, реализующий ситуативно и автономно один из принципов: он не получит желаемых воспитательных результатов.
Проверить сопряженность выявленных принципов нетрудно — достаточно проанализировать одно удачное решение сложной коллизии, произведенное педагогом. Например:
...Директор школы сообщила старшеклассникам, что завтра весь педагогический коллектив выходит на благоустройство школьного двора: будут разбивать красивые газоны. «Работа эта тяжелая, не все на нее согласятся, но мы подумали: «До каких пор жить в окружении захламленного сорняками двора?!».
Больше директор ничего не сказала. На следующий день вместе с учителями вышли на тяжелую работу по созданию Красоты и ученики, сами составили бригады, принесли лопаты и грабли...Малыши тоже пришли. Им нашли работу, конечно.
Здесь синкретическое единство принципов явное: апелляция к субъектности, целостность воздействия, ориентация на ценность красоты, эмоциональная амплификация, свобода выбора и принцип «здесь и сейчас». И все эти в едином фокусе собранные руководящие положения реализуются в поле широкого личностного влияния школьных педагогов. Ни один из принципов не может быть вырван из контекста педагогического воздействия, каким бы кратким либо длительным оно ни было, — иначе ослабеет и станет бессильным любое педагогическое влияние, какими бы красивыми, необычными, новационными, оригинальными средствами оно, это влияние, ни оснащалось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.