Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы
Оценка 4.9

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
04.03.2018
Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы
Данная статья представляет собой исследование особенностей реализации ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ по работе с детьми - сиротами. В исследовании раскрывается специфика деятельность социального педагога в условиях Федеральных целевых программ. Выявляется положительный и отрицательный опыт реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 год.
анализ опыта.doc
Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы Ткачева Надежда Николаевна социальный педагог МКОУ «СШ № 9»             Проблема   сиротства   в   нашей   стране   приобретает   в   современных условиях   качественно   иное   содержание.   За   последние   100   лет   Россия переживает третью волну сиротства: после первой Мировой войны 1914 – 1918 года  и Революции в октябре 1917 года, после Великой Отечественной войны 1941 – 1945  года  и в настоящее  время.  Если  в  послевоенные  годы  причины сиротства были  очевидны: война унесла жизни тысячи отцов и матерей, а голод и разруха препятствовали естественной заботе о детях, то в наше время причины сиротства трудно признать понятными.  В современном обществе все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях.   Это   дети   из   социально   неблагополучных   семей,   от   которых отказываются либо сразу после их рождения, либо впоследствии, при зачислении ребенка в детский сад или школу, когда педагогам становится очевидным так называемое   «скрытое»   социальное   сиротство   ребенка.   Это   связано   с увеличением   числа   детей,   рождающихся   вне   брака,   ростом   социальной   материальными   и   жилищными   трудностями, дезорганизации   семей, безработицей,   слабостью   здоровья   и   нездоровым   образом   жизни,   падением нравственных   устоев   и,   как   следствие,   изменением   отношения   к   детям   ­ жестокому   обращению,   пренебрежением   потребностями   и   интересами   детей вплоть до их полного вытеснения из семей. Более 100 тысяч детей органы опеки ежегодно   забирают из таких семей в детские дома и приюты, из них около половины через лишение родительских прав [10;  25]. Многочисленными   исследованиями   в  области   педагогики,   психологии   и социологии  доказано,   что   лишение   детей   родительской   заботы   (особенно материнской), и последующая психическая и социальная депривациия в детских домах, катастрофически сказывается на социальном, психическом и физическом здоровье детей. Проблемы   социального   характера   проистекают   из   социального   статуса ребенка   ­   сироты   в   детском   доме,   который   заключается   в   словосочетании «ничей ребенок». Дать детям социальную поддержку и защиту  ­ наиважнейшая задача   социального   педагога   детского   дома.  При   этом,  нужно   отметить,   что деятельность   социального   педагога   в   детском   доме   имеет   свою   специфику, которая   определяется   не   только   типом   детского   дома,   индивидуальными особенностями   детей,   находящихся   на   воспитании   в   данном   детском   доме, личными   характеристиками   социального   педагога,   но   и   во   многом особенностями   государственной   политики   в   сфере   социальной   поддержки детей­сирот   на   современном   этапе   развития   России.   Опираясь   на   данное утверждение, нами были определены следующие задачи исследования: 1. Раскрыть   специфику   деятельности   социального   педагога   в   условиях Федеральных целевых программ 2. Выявить положительный и отрицательный опыт реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы Глубочайший социально­экономический кризис, обрушившийся на страну в 90   –е   годы,   привел   в   упадок   практически   все   сферы   общества,   затронул   и образование, и семейно – бытовую сферу. Все это привело к разрастанию таких   как   подростковая   беспризорность   и социально   опасных   элементов, безнадзорность, «социальное сиротство»  ­  большинство сирот на тот момент ­   Наблюдался   значительный   рост это   дети, правонарушений   и   преступлений   среди   подростков,   значительное   снижение   брошенные   родителями. возраста   детей,   начавших   курить,   употреблять   алкоголь   и   наркотические вещества,   крайне   высокой   остается   младенческая   смертность,   увеличивается число   детей   с   проблемами   здоровья   и   развития.  Ухудшилось   питание большинства   детей,   ограничился   их   доступ   к   внешкольному   образованию, культуре и полноценному отдыху [11; 69]. Проблемы детей в России в эти годы достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции   принятой   Генеральной   Ассамблеей   Организации о   правах   ребенка, Объединенных   Наций   (далее   ООН)   в   1989   году  [1].   Обязательства   по   ее выполнению взяла на себя Российская Федерация и 1 июня 1992 года вступает в силу   Указ   Президента   РФ  N   543   "О   первоочередных   мерах   по   реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90­е годы"  [4]. В соответствии с этим Указом в целях улучшения положения детей   в   Российской   Федерации,   создания   благоприятных   условий   для   их жизнедеятельности,   обучения   и   развития   Правительством   РФ   разработана федеральная программа "Дети России" (Указ от 18 августа 1994 года № 1696).  Федеральная   программа   "Дети   России"   в   качестве   президентской   была изначально   утверждена   в   составе   следующих   целевых   программ:   "Дети   ­ инвалиды", "Дети ­ сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи"   и   "Развитие   индустрии   детского   питания   в  Российской   Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) на 1991 ­ 1995 годы" и была   обеспечена   финансированием   в   соответствии   со   статьями   17   и   36 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год". Затем действие данной президентской программы было продлено на 1996 ­ 1997 годы, а состав целевых   программ,   входящих   в   президентскую   программу   "Дети   России" расширился, включив в себя следующие целевые программы: "Одаренные дети", "Организация   летнего   отдыха   детей",   "Дети   семей   беженцев   и   вынужденных переселенцев", «Безопасное материнство» [8; 12]. В этот критический период у государства возникла реальная и очень сильная потребность   в   специалистах   педагогического   профиля,   которые   были   бы профессионально   подготовлены   к   работе   с  различными   категориями   детей   и осуществляли   бы   на   местах   основную   работу   по   реализации   федеральных целевых программ. Страна осознала потребность в специалистах в социальной сфере и в 1990 году решением  коллегии  Государственного образования  СССР «О  введении   института   социальных   педагогов», на законодательном уровне была  закреплена  должность  социального  педагога. Должность   «социальный   педагог»   на   тот   момент   подразумевала   умение специалиста   обеспечивать   социально­психологическую   поддержку   в   процессе социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье и другим воспитательным   институтам,   исполнять   роль   посредника,   связующего   звена между   детьми   и   взрослыми,   личностью   и   коллективом.   Специалист   данной области   должен   был   помогать   подросткам   в   период   социального   и профессионального становления, защищать их права [9; 156]. Оценивая  результативность   совместной   работы   в   рамках   федеральной программы   "Дети   России"   социальных   педагогов   с   организациями   и ведомствами,   задействованными   в   данном   вопросе,   можно   было   говорить   о положительной   динамике,   наметившейся   по   ряду   существующих   проблем: достигнуто   снижение   младенческой   смертности   (на   21,8   процента)   и   расширилась   сеть материнской   смертности   (на   27   процентов); реабилитационных центров, оснащенных современным оборудованием для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году); доля детей­инвалидов,   получивших   реабилитационные   услуги,   возросла   с   21,8 процента в 2002 году до 32 процентов в 2006 году; количество детей­сирот, переданных   на   воспитание   в   приемную   семью,   выросло   в   2,2   раза;   на   35,6 процента  увеличилось   количество  детей,  получивших  помощь  в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Вместе с тем, можно было говорить  и о выявленных недоработках: хотя и наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей, но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления   было   преждевременно;   проблема   социального   сиротства   продолжала оставаться   одной   из   наиболее   важных   проблем   детства.   Развитие   семейных форм устройства детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходило медленно [3].  Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 ­ 2010 годы стала продолжением федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 ­ 2006 годы. Новизна данной Программы состояла в следующем: ориентированность как   на   поддержку   и   развитие   детей,   так   и   на   профилактику   семейного неблагополучия   и   поддержку   семей,   оказавшихся   в   трудной   жизненной ситуации,   в   первую   очередь   семей   с   детьми­инвалидами;   использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом   и   проблем   детей,   в   частности;   направленность   мероприятий   данной программы   на   достижение   измеряемых   результатов,   оцениваемых   целевыми показателями и индикаторами. Решение указанных задач осуществлялось в рамках реализации входящих в состав   Программы   подпрограмм:  "Здоровое   поколение",  "Одаренные   дети"  и "Дети и семья" [5]. В 2012 году, когда срок реализации программы "Дети России" на 2007 ­ 2010 давно истек, под натиском вопиющих фактов, когда  тысячи российских детей были   вывезены   за   границу   и   следы   многих   сирот   потом   терялись,   фактов жестокого   обращения   и   даже   убийства   российских   детей   в   приемных заграничных   семьях,   полного   отсутствия   контроля   за   администрациями учреждений интернатного типа, правительство, наконец – то обратило внимание на   плачевное   положение  детей   –   сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей. И в декабре 2012 года уполномоченный при Президенте Российской Федерации   по   правам   ребенка   Павел   Астахов   направил   Президенту   России Владимиру   Путину   и   председателю   Правительства   Дмитрию   Медведеву предложения по принятию Федеральной целевой программы «Россия без сирот»  В   данной   программе   выделены   четыре   основные на   2013–2020   годы. подпрограммы:   «Профилактика   семейного   неблагополучия   и социального сиротства», «Дети – сироты», «Семейные формы жизнеустройства детей­сирот», «Профилактика девиантного поведения детей – сирот» [2]. Отличие данной программы от ранее действовавших федеральных целевых программ состоит в выделении детей ­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве основной целевой группы, системном подходе к решению проблем   семейного   неблагополучия   и   улучшения   положения   указанной категории   детей,  а  также   в   направленности   предусмотренного   ею  комплекса мер:  на   раннюю   профилактику   социального   сиротства;  культивирование традиционных   семейных   ценностей,   ориентацию   на   создание   и   поддержку многодетных   семей,   в   том   числе   приемных;  расширение   семейных   форм устройства   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   и обеспечение их вариативности; создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей в российских, как биологических, так и замещающих семьях; стимулирование российского усыновления и иных семейных форм устройства детей   в   семьи   граждан   РФ;  минимизацию   практики   усыновления   российских за   рубежом; детей   иностранными   гражданами,   проживающими   деинституциализацию   и   разукрупнение   детских   сиротских   учреждений,   их перепрофилирование   в   современные,   оснащенные   необходимыми   кадровыми ресурсами,   материально­техническими   и   учебно­методическими   средствами центры   подготовки   и   профессионального   сопровождения   приемных   и   иных замещающих семей, а также в центры реабилитации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей ­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  перераспределение   бюджетных   средств:   с   финансирования государственных   сиротских   учреждений   на   всемерную   поддержку   семей, принимающих на воспитание детей ­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2].   С   изменением   социальной   федеральной   программы,   с   введением Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   (далее   ФГОС), изменилась   и   концепция   работы   социального   педагога,   изменились   цели   и задачи, которые должен ставить перед собой современный специалист в этой области, расширились его функции и сферы деятельности. Опираясь на  ФГОС, 26   августа    2010    года   приказом   Министерством здравоохранения   и  социального   развития    РФ    № 761  города  Москва     была утверждена  новая  квалификационная  характеристика  социального  педагога.   функций   данного Она   давала   более   четкую   формулировку   основных   специалиста, главной из которых являлась социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации в социуме [7; 154].  На   основе   федеральной   целевой   программы     "Дети­сироты"     во   многих регионах   РФ   разработаны   и   утверждены   региональные   программы   "Дети­ сироты" и  Волгоградская область была выбрана одним из пилотных регионов для апробации Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 – 2020 годы, что позволяет специалистам, работающим в данной сфере, говорить как   о   положительных   результатах,   так   и   о   проблемах,   наметившихся   на сегодняшний день.  Анализ   сложившейся   ситуации   мы   дадим   на   примере   работы Государственного   образовательного   учреждения   для   детей­сирот   и   детей, оставшихся   без   попечения   родителей   «Михайловский   детский   дом».  У учреждения богатая история ­ Михайловский детский дом был создан в годы Великой   Отечественной   войны,   куда   направлялись   изможденные   голодом   и холодом дети Сталинграда.  В 1945 году детский дом обрел свое постоянное место в здании школы № 1 по улице Ленина дом 103. За его более чем 70 летнее существование из стен детского дома вышли около 500 воспитанников, которые сейчас   живут   и   работают   в   разных   уголках   России,   ближнего   и   дальнего зарубежья. Конечно же, за столь долгое существование данного учреждения в его стенах сложился   очень   сплоченный   высококвалифицированный   коллектив   педагогов, неравнодушных, заинтересованных, с большим опытом работы. Ведь работа с данной   категорией   детей   очень   специфична   и   трудна,   и   далеко   не   каждый педагогический   работник,   как   говориться,   может   потянуть   ее   в   моральном плане. Поэтому, педагоги неподготовленные к данной работе психологически, очень быстро осознают это и «отсеиваются».     Государственная   политика   в   области   социальной   защиты   детей­сирот   в контексте   реформирования   привела   к   тому,   что   данный   детский   дом   был преобразован в Центр временного содержания детей, откуда дети переходили либо в семью, либо в другие детские дома. Если ранее число воспитанников доходило до 70 человек, то на данный момент оно сократилось до 20 человек.  Конечно   же,   в   этом   есть   свои   плюсы.   Большая   наполняемость   детей   в детском доме приводит к переполнению спален, а так же комнат для занятий и отдыха. У детей практически не остается места, чтоб побыть наедине самим с собой,   не   говоря   уже   о   собственном   «уголке»,  который   он   может   уютно обставить по собственному усмотрению, а ведь это очень важно для успешной социализации ребенка. Вместе  с тем,  чем меньше  детей, тем  больше  им  уделяется  внимания со стороны всего персонала детского дома, ранее выявляются проблемы, успешнее ведется работа по реабилитации ­ и это несомненный плюс реформирования. Но в то же время последствиями преобразования детского дома в   Центр временного   содержания   детей   стало   повальное   сокращение   специалистов, работающих с детьми, многие из которых, проработав в детском доме более 20 лет, в одночасье оказались безработными и невостребованными. В нашем городе, на сегодняшний день,  в сфере образования идет массовая реорганизация всех образовательных учреждений (от дошкольных образовательных учреждений до профессиональных).     Поэтому     проблема   трудоустройства   педагогов   очень актуальна и остра, а у сокращенных работников детского дома практически нет шансов устроиться работать по своей профессии, а ведь их опыт в сфере работы с «трудными детьми» необходим современному обществу. Федеральная   целевая   программа   «Россия   без   сирот»   на   2013–2020   годы значительно   облегчает   устройство   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без (разные   формы   устройства:   опека   и попечения   родителей,   в   семьи  попечительство, приемная семья). Граждан, желающих взять ребенка в семью или   стать   опекунами   для   детей­сирот,   государство   стало   поддерживать материально и организационно, упростив процедуру усыновления и убрав ряд бюрократических препон. Это привело к расширению практики передачи детей­ сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   на   семейные   формы воспитания. И, конечно же, это большой плюс, ведь ту заботу и ласку, которую получает ребенок в семье, не может заменить никакая другая форма воспитания. Но и здесь возникли большие проблемы.  Многие дети, усыновленные или взятые под опеку в семьи по упрощенной процедуре, вскоре вернулись обратно в детский   дом.  Родители   в   этих   семьях   не   смогли   справиться   с   возникшими трудностями,   не   были   готовы   к   ним,   не   рассчитали   свои   силы   или   просто прельстились   обещанными   материальными   благами,   забывая,   что   воспитание ребенка,   а   особенно   чужого,   это   огромный   труд,   требующий   как психологических и физических, так и материальных затрат. Не стоит так же забывать, что на сегодняшний день в учреждении находятся в основном дети «риска по семейному устройству». Это следующие категории детей:   дети   подросткового   возраста   старше   10   лет;   дети   с   ограниченными возможностями и дети­инвалиды; дети из многодетных семей, проживающие в детском   учреждении   по   три   и   более   человек.   Также   факторами   риска   по семейному   устройству   является   этническая   и   конфессиональная принадлежность   кандидатов   в   замещающие   родители   и   соответствующие требования к ребенку с их стороны. Все эти факторы уменьшают шанс ребенка попасть в семью, и увеличивают возможность последующего отказа от ребенка. А повторный отказ – это огромная психологическая травма для ребенка. Практика показывает, что такие дети становятся замкнутыми и озлобленными на весь мир, и практически нет шансов, что они еще когда – то смогут научиться доверять окружающим. Конечно же, прежде чем отдать ребенка в семью, специалисты детского дома готовят   детей­сирот   и   родителей   к   воссоединению,   стараются   провести глубокие исследования личностей усыновителей либо опекунов, установить их истинные   мотивы   усыновления   ребенка.   Необязательно,   чтобы   будущие родители имели высшее образование, главное – чтобы природная мудрость и естественная любовь к детям доминировали в характере этих людей. Но, как уже   говорилось   выше,   многие   педагоги  данного   учреждения,   настоящие специалисты в своей области, которые работали с детьми многие годы и могли дать им реальные характеристики и ценные рекомендации будущим родителям, были сокращены. Еще   одной   проблемой,   которая   выявилась   в   ходе   действия  федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013–2020 годы, стал тот факт, что в большинстве   своем   дети,   живущие   в   Михайловском   детском   доме   ­   это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях, проживающих либо в самом городе Михайловка, либо в Михайловском районе. Проживая в данном детском   доме,   дети   имели   возможность   видеться   и   общаться   со   своими родственниками, за исключением, конечно, тех случаев, когда такое общение противоречило интересам детей, что определено Семейным кодексом [6].  Профилактически ­ восстановительная  работа с семьями группы  риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня   приоритетом   для   большинства   органов   местного   самоуправления   в Российской Федерации, для комитетов и департаментов. В Семейном Кодексе Российской   Федерации   есть   целый   раздел,   посвященный   воспитанию   детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.  Педагоги  Михайловского   детского   дома  вели   планомерную  работу   с биологическими   семьями,   которые   отказались   от   своих   детей,   что   Деинституциализация   и способствовало   воссозданию   многих   семей. разукрупнение   детских   сиротских   учреждений   привело   к   тому,   что   многие воспитанники были переведены в другие детские дома, и это стало настоящей трагедией,   как   для   многих   деток,   так   и   для   их   родственников   и   большим препятствием для их дальнейшего общения.  Опираясь   на   вышеизложенное,   можно   утверждать,   что   в   последние   годы государство прилагает большие усилия, направленные на улучшения ситуации с детьми ­ сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Принят ряд комплексных   мер,   направленных   на   искоренение   сиротства,   как   социального явления.   Ведется   активная   социальная   реклама,   направленная   на   устройство детей ­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, а так же подготовка   квалифицированных   кадров,   к   которым   относятся   и   социальные педагоги,   которые   будут   осуществлять   информационно   –   просветительскую работу и готовить детей­сирот и родителей к воссоединению. История   сиротских   учреждений   в  России   насчитывает,  по   меньшей   мере, десять веков. Через пять лет она может завершиться: необходимость в детских домах в нашей стране может отпасть, так как каждый ребенок, будь то сирота или оставшийся без попечения родителей, обретет новую семью. По крайней мере,   такова   основная   задача   федеральной   целевой   программы   «Россия   без сирот», рассчитанной на 2013–2020 годы.  Практическая реализация данной программы уже выявила положительную динамику   в   ситуации   детей   –   сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей:  расширилась практика передачи детей ­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семейные формы воспитания, а так же расширились правовые,   материальные   и   социальные   гарантии   полноценного   развития   и воспитания детей данной категории. Но   нельзя   забывать   и   о   проблемах,   обнаруженных   в   ходе   действия   этой программы, которые надо устранять, не дожидаясь 2020 года. Дети с тяжелыми формами   инвалидности,   нуждающиеся   в   постоянном   медицинском   уходе,   а также   несовершеннолетние   с   серьезными   отклонениями   в   поведении   – малолетние   правонарушители»   –   остаются   категориями   детей,   которым необходимо     попечение   государства   в   силу   особенностей   их   физического   и психического развития.   Чтобы   своевременно   скорректировать   работу   по   реализации   данной программы,   на   наш   взгляд,   нужно  организовать   постоянную   взаимосвязь  принимающих   тот   или   иной   закон   с депутатов   Государственной   Думы, представителями   органов   региональной   власти,   а   также   педагогами   и директорами детских домов и, конечно, приемными родителями. Ведь именно эти люди могут обрисовать реалистичную картину ситуации в стране, связанную с   детьми   –   сиротами   и   детьми,   оставшимися   без   попечения   родителей,   на сегодняшний день.  1. 2. 3. Литература Конвенция   ООН   «О   правах   ребенка»  [Электронный   ресурс]: (принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г.) // ­ Режим доступа: Консультант Плюс: СПС. www.consultant.ru ­ (Дата обращения: 27.11.2015). Концепция Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс]  : Система ГАРАНТ: http://  ­   Режим   доступа:  base.garant.ru   ­   (Дата   обращения: 27.11.2015). Подпрограмма “Дети­сироты” федеральной целевой программы “Дети  России”  на 2003­2006 годы  [Электронный   ресурс]: (от 03.10.2002   N   732)   //  Режим   доступа: http://base.garant.ru ­ (Дата обращения: 28.11.2015).  Система   ГАРАНТ:   Постановления   Правительства   «О   неотложных   мерах   по социальной   защите   детей   –   сирот   и   детей,   оставшихся   без попечения родителей» [Электронный ресурс]: (от 20 июня 1992 г.   №   409   в   ред.30.03.98.   №   366)   //   ­   Режим   доступа: Консультант Плюс: СПС. www.consultant.ru ­ (Дата обращения: 30.11.2015). Постановление   Правительства   РФ   "О   федеральной   целевой программе "Дети России" на 2007 ­ 2010 годы"  [Электронный ресурс]: (от 21 марта 2007 г. N 172)// ­ Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru ­ (Дата обращения: 05.12.2015). Семейный   Кодекс   Российской   Федерации  [Электронный ресурс]:   (от   29.12.1995   №   223­ФЗ,   принят   ГД   ФС   РФ 08.12.1995) (ред. от 02.01.2002) // Режим доступа: Консультант Плюс: СПС. ­ www.consultant.ru ­ (Дата обращения: 06.12.2015).   Ю.А.   Социальный   порядок   в   России Агафонов, (Институциональный   и   нормативно­правовой   аспекты) [Электронный ресурс] / Ю.А. Агафонов. ­ 2000. ­ 338 с. Богуславский, М.О. О федеральной целевой программе «Дети­ сироты» [Текст] / М.О. Богуславский // Библиотека «Первого сентября «Управление школой». 2007. №2. ­ 16 с.  Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей   [Текст]   /   В.Н.   Гуров   М.:   Педагогическое   общество 4. 5. 6. 7. 8. 9. России, 2006.­ 183 с.    И.Ф. Дементьева, 10.   Социальное   сиротство:   генезис   и профилактика [Текст] / И.Ф. Дементьева. М.: 2000. – 228 с. 11. Королёв,   А.А.   Социальная   “цена”   либерально­радикальной реформы начала 90­х годов  [Текст] / А.А. Королев. М.:1995.­ 123 с.

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы

Анализ опыта реализации Федеральной целевой программы  "Россия без сирот" на 2013 – 2020 годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018