Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ
Оценка 4.8

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Оценка 4.8
Семинары
docx
религиоведение
Взрослым
20.01.2017
Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ
Тема методического объединения: «Деятельность методического районного объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ». Основными принципами, на которых выстраивалась деятельность МО, являлись: • содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению; • учет запросов родителей на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики; • светский, культурологический характер преподавания.
Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ за 2012.docx
Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ  Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно­нравственной,  культурологической тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода, имеют  особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и  ее  отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием свободы  вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное  образование, решающее задачи духовно­нравственного воспитания граждан России, остается  слишком значимым, чтобы остаться без ответа.  В то же время преподавание основ религиозных культур и светской этики  в общеобразовательной  школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических,  правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно  усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.  В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы  религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер.            В связи с этим в 2012­2013 учебном году создано районное методическое объединение  учителей ОРКСЭ.Тема методического объединения: «Деятельность методического  районного объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ». Основными принципами, на которых выстраивалась деятельность МО, являлись: содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению;    учет запросов родителей  на изучение их детьми основ культуры религий и светской  этики;  светский, культурологический характер преподавания.    Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) направлен на  многостороннее  развитие  личности школьника и способствует укреплению нравственности.  Данный предмет имеет патриотический, нравственный, эстетический, культурологический  аспекты. Соответственно перед МО была поставлена следующая цель. Цель работы объединения:объединение и координация деятельности педагогов ОРКСЭ в области разработки и совершенствования образовательных технологий, направленных на формирование духовно­нравственных ценностей учащихся. Реализация цели требует решенияследующих задач: Обмен   педагогическим   опытом   и   совершенствование   методики  преподавания курса ОРКСЭ. Выстраивание   открытого   образовательного   пространства   для   развития   и поддержки инновационных процессов в преподавании ОРКСЭ. Выявление и коррекция возникающих проблем в преподавании данного курса. Расширение информационной базы по предмету. 1 Поставленные задачи были реализованы, чему способствовала организация и проведение  запланированных заседаний, прохождение учителями  курсов повышения квалификации,  участие в семинарах и конференциях.  Организационно­педагогические условия работы Одним   из   направлений   методической   работы   является   организация   повышения квалификации педагогов. 100% педагогических работников общеобразовательных  учреждений своевременно прошли курсы повышения квалификации учителей, внедряющих курс ОРКСЭ. В нашем   МО   практикуются   разнообразные   формы   работы   с   педагогами,   способствующие повышению   их   квалификации,   в   том   числе   обучение   на   курсах,   самообразование,   участие   в методической работе учреждений,   МО района, используются банки лучшего педагогического опыта. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов. Нормативно­правовое обеспечение работы МО  Конституция РФ (ст. 13, 14) (свободный выбор учащимися (представителями)  религиозных культур и светской этики);  Закон «Об образовании» (п. 4, ст. 14) (реализация права свободного выбора мнений и  убеждений);  Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 5) (право родителей обучать детей религии (вероучению) вне образовательной программы);  Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;   Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г. № Пр­2009   ФГОС начального общего образования, утвержден приказом МО РФ от 06.10.2009 г.  №373;  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012г. №84­р   Приказы Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. N 69 «О внесении  изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», от 1  февраля 2012г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и  примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. N 1312»  Областной закон Ростовской области «О духовно­нравственном воспитании» от  15.06.2010 г. № 441­3С;  Приказ МО и ПО РО от 21.03.2012 г. № 225 «О внесении изменений в БУП Ростовской   области»  Информационное письмо Министерства общего и профессионального образования  Ростовской области от 29.03.2012 г. № 3682/03.1 «О введении учебного предмета  «Основы религиозных культур и светской этики».  Внутришкольные нормативно­правовые базы (локальные акты)  по обеспечению  введения курса. 2 Учебно­методическое и методическое обеспечение реализации курса Большинство   участников   образовательного   процесса   обеспечены   необходимыми   учебно­ методическими   пособиями.     Осуществляется   методическое   сопровождение   организации   и преподавания курса в общеобразовательных учреждениях. Механизмы выбора модуля учащимися Отработаны процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для   обеспечения   добровольного   выбора   учебного   модуля   курса   учащимися   и   родителями (законными представителями). Работа с родителями Во всех школах района были организованы родительские собрания по выбору модулей курса, встречи родителей с представителями муниципальных органов управления образованием, круглые столы с родителями по введению комплексного  учебного курса на базе школ.Опрос родителей показал,   что   большинство   довольны   введением   подобного   курса.   Они   считают,   что   его необходимость давно назрела. Многие родители считают новый курс полезным для своих детей. Формы   информирования   и   просвещения   родителей   о   реализации   курса, использованные в ОУ: ­распространение   буклетов   и   иных   информационных,   презентационных   материалов, подготовленных в субъекте РФ, муниципалитете, школе;  ­выступления и/или презентации курса для родителей;  ­папка с информацией и материалами курса, которая постоянно находится в месте, доступном для родителей;  ­информационный стенд о курсе или раздел на информационном стенде школы. Работа с общественностью Проводится   информационно­разъяснительная,   консультативная   работа   с   населением   и родителями обучающихся. Педагоги отмечают, что введение курса ОРКСЭ способствует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников. Сложилась определенная система работы с родителями и родительской общественностью в рамках   внедрения   нового   курса:   тематические   заседания   школьного   управляющего     совета, тематические родительские собрания, родители активно участвуют в подготовке домашних заданий по предмету, в организации и проведении экскурсий, внеурочных мероприятий. Во многих школах имеются информационные стенды для родителей. Таким   образом,   во   всех   школах   района     идет   систематическая,   комплексная   работа   по введению  курса ОРКСЭ,    и в целом  сформировано  положительное  отношение  общественности, средств массовой информации, религиозных конфессий по отношению к вводимому курсу. 3 Для реализации поставленных задач в течение 2012­2013 учебного года было запланировано и проведено   4   заседания   методического   объединения,   на   которых   были   заслушаны   выступления педагогов из опыта  их работы. На первом заседания МО учителей ОРКСЭ по теме «Организация преподавания ОРКСЭ  в 2012­2013 учебном году» были обсуждены вопросы: 1. Круглый стол «Введение  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе:  цели, задачи, механизмы реализации» 2. Утверждение плана работы на 2012­2013 учебный год. 3. Обсуждение и рекомендации к утверждению рабочих программ учителей МО на 2012­2013  учебный год. Введение предмета должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на   основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально­ педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Руководителем РМО Поповой Л. Н. были сообщены цели, задачи, принципы  построения курса в соответствии с нормативно­правовой основой. Был предложен и одобрен план  работы РМО. Все преподаватели курса выступили со своими рабочими программами на 2012­2013 учебный  год, которыезатем утвердили. Оценка трудностей, проблем, возникших в процессе преподавания курса и поиск способов их решения, выявление потребностей педагогических кадров в консультационной и методической  поддержке по вопросам ведения курса были проанализированы на втором заседании РМО  учителей ОРКСЭ по теме «Консультативная и информационная поддержка учителей  курса ОРКСЭ». Обмен мнениями и результатами проделанной работы между участниками  заседания состоялся по вопросам: 1. Анализ затруднений педагогов и планирование индивидуальных маршрутов педагогов по  устранению затруднений. 2. Создание методической копилки преподавания по курсу ОРКСЭ. Присутствующими было задано много вопросов по обсуждаемой актуальной  проблеме, были разъяснены   законодательные   акты,   касающиеся   данной   тематики,   обсуждено   материально­ техническое   обеспечение   реализации   курса   ОРКСЭ   большинства   школ   района. Еще   не   во   всех школах на высоком уровне подготовлен предметный кабинет, на базе которого идёт проведение уроков   ОРКСЭ,   методические   и   информационные   материалы,   обеспечивающие   реализацию содержания   курса,   а   также   дополнительные   помещения   (библиотека,   музей),   на   базе   которых возможна реализация содержания курса ОРКСЭ. Кравцовой И. В., Плюшкиной Л. Н. былизаданы и совместно обсуждены вопросы по  возникающим трудностям при подготовке уроков ОРКСЭ. В связи с этим, особое значение приобретают духовно­нравственное воспитание школьников,  развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и  4 способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях  национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно­ нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных  ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, поэтому третье заседание было посвящено теме  «Педагогическая мастерская «Духовно­нравственная культура в современной школе:  состояние и перспективы развития».Целью данного семинара стало формирование  представлений о духовно­нравственной культуре в аспекте её преподавания в школе.  Коллеги  смогли познакомиться с опытом работы по программе «Основы светской этики» вследствие  посещения и анализа урока по теме «Терпение и труд» (пр.Студеникина) – учитель Кравцова И. В.;  определить проблемы преподавания модуля «Основы светской этики» и обсудить пути их решения; обозначить основные подходы к организации и проведению урока по основам светской этики с  учетом требований ФГОС.  Представленная проблема была  раскрыта достаточно глубоко в докладе Поповой Л. Н.  В  обсуждении доклада приняли участие все члены МО. В частности Казаркина Т. С. высказала  мнение о том, что при внедрении курса  необходимо использовать разнообразные  формы работы:  групповая и совместная работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуации, тренинги практических навыков. В ходе реализации программы курса применяются  образовательные технологические ресурсы: групповые дискуссии; индивидуальная работа с  текстом; индивидуально­групповая работа с кластерами и проблемными заданиями;  тестирование;  создание и защита проектов;  написание мини­сочинений; приемы драматизации;  электронное  приложение к учебному пособию; обязательно использование примеров и ситуаций из собственного  опыта обучающихся.  По данной теме были посещен открытый урок в 4 классе (учитель Кравцова И. В.); заслушан  самоанализ и проведен анализ урока. Урок начался с эмоционального настроя, наблюдалась  межпредметная связь с русским языком, литературным чтением. Учитель ставит перед детьми  проблемные вопросы, помогающие раскрыть тему урока. Видна качественная подготовка к уроку.  Тщательно продуманная групповая работа способствовала высокому результату урока. Все дети  предлагали собственные варианты, выражали мнения, осуществляли информационный поиск  (пословицы, фразеологизмы). Используя учебник, собственный опыт, дополнительные источники  информации   дети создали проект.  Аксентьева В. С. высказала свое мнение о том, что  представления не имела, как в младших  классах осуществлять метод проектов. И с этой проблемой приехала на семинар. Благодаря  учителю, я нашла ответы на свои вопросы. Каждый ребенок чувствует себя уверенно, работа  учителя видна в его детях. Это как раз и есть проявление духовно­нравственного воспитания. Этот  предмет предполагает, что оценка здесь не главное, важны безвозмездный труд, взаимопомощь.  Рекомендуется  Кравцовой  И. В. проводить уроки на столь же высокопрофессиональном  уровне.  Методические рекомендации по организации изучения в 4­х классах комплексного учебного  курса «ОРКСЭ» были заслушаны в выступлении Плюшкиной Л. Н. Постановили использовать  5 данные методические рекомендациив составлении рабочих программ и ведении подготовительной  работы к урокам ОРКСЭ. В продолжение предыдущей темы было проведено четвертое заседание РМО учителей ОРКСЭ по теме «Место этикета в духовно­нравственном развитии человека».Было заслушано  сообщение Юрченко С. И., в котором она отметила актуальность данного вопроса в современном  обществе и его важность в образовательном процессе. Светлана Ивановна представила результаты  практической деятельности на уроках светской этики, затрагивающие вопросы  духовно­ нравственного развития человека. Это разнообразные индивидуальные и групповые проекты, рисунки  учащихся. Также посещен урок ОРКСЭ в 4 классе, заслушан самоанализ урока и проведен анализ.  Коллеги отметили, что  урок носит познавательный и развивающий характер. Урок начался с  инсценирования, что помогло детям активно включиться в проблему. Учитель применяет  разнообразные методы для достижения поставленной цели: формирования у детей понятия этикет.  Тщательно продуманная групповая работа способствовала высокому результату урока. Все дети  предлагали выражали мнения, осуществляли информационный поиск, используя учебник.  Выбранные учителем методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Формы организации деятельности во время   мероприятия: фронтальная, групповая. Считаю, что активность учащихся на всех этапах  мероприятия  была бы более высокой, если бы учитель не сдерживал обсуждение детьми вопросов в группах. Познавательная эффективность урока высока: ребята не только получили новые знания, но и были сформированы и  закреплены нормы этикета в одежде, общении.  Данные навыки окажут  влияние на формирование мотивов поведения учащихся. Рекомендуется  Юрченко С. И. проводить уроки на столь же высокопрофессиональном уровне.  Всем коллегам вести отражение методической работы по курсу на образовательных сайтах. Обмен мнениями и результатами проделанной работы между участниками семинара  состоялся по вопросу «Анализ внедрения курса ОРКСЭ в Красновской СОШ» (выступление  Поповой Л. Н), а также по вопросу «Приоритет духовных ценностей в системе формирования  культуры человека и в процессе развития образовательной культурной традиции» ( выступление  благочинного церквей Тарасовского округа протоиерея Сергия Явица).  Также был рассмотрен вопрос, посвященный планированию работы МО на следующий год. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 1 Курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью. 2 Изучение  курса  ОРКиСЭ  способствует осознанию и присвоению обучающимися основных  нравственных норм и может стать основой для целенаправленного формирования  ценностно­смысловой сферы личности школьников, а также реализации ФГОС. 3 Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно. 4 Поставленные задачи РМО были реализованы, чему способствовала организация и  проведение запланированных заседаний, прохождение учителями  курсов повышения  квалификации, участие в районных семинарах и конференциях.  5 Педагоги применяют новые интерактивные методики, основанные на взаимном диалоге. 6 Методические принципы, лежащие в основе построения занятий учебного предмета «Основы религиозных   культур   и   светской   этики»,   отражает   основные   требования   к   современному начальному образованию: ­диалогизация образовательного процесса, субъект­ субъектное построение учебного процесса; ­ приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно­нравственной  направленности; ­вариативность;  ­деятельностный характер обучения; ­развитие навыков исследования; ­опора на самостоятельность мышления учащихся. Установлены   бесконфликтные   отношения   между   тремя   равноправными   сторонами 6 учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями. Школьники с интересом изучают данный   курс.   Введение   комплексного   учебного   курса    ОРКиСЭ   находит   поддержку   у большинства родителей обучающихся, однако, следует заметить, что родители не в полной мере понимают концепцию, стратегические направления и цели данного  курса.  7 В течение учебного года проводился мониторинг оценки     личностных,   предметных и метапредметных   результатов.   Основными   объектами   оценки   личностных   результатов обучающихся  являются    внутренняя позиция, самооценка,   личностная   мотивация    учебной деятельности,   ориентация   на   моральные   нормы   их   выполнения.   Личностные   результаты обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой отметке. Объектом    оценки    предметных результатов являются    действия,    выполняемые    обучающимися     с   предметным   содержанием,   например,   тестированием.   Объектом   оценки метапредметных   результатов   служит   сформированность   регулятивных,   коммуникативных   и познавательных   универсальных   действий,   т.е.   таких   умственных   действий   обучающихся, которые   направлены   на   анализ   и   управление   своей   познавательной   деятельностью.     В большинстве школ района проведена  качественная взаимооценка в виде создания презентаций творческих проектов. Результаты учитывались при формировании портфолио ученика. Также постановили принять участие вМежрегиональной учительской конференции, которая  состоится 19 апреля 2013г. Ознакомила с планом проведения Межрегиональной учительской  конференции методист РОО Семыкина В. А.  Таким образом, РМО учителей, преподающих ОРКСЭ, в полном составе приняло участие в   Межрегиональной учительской конференции. 19 апреля 2013 года по инициативе Председателя  Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Главы Донской  митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в Донском государственном  техническом университете состоялось открытие и прошло пленарное заседание первого подобного  форума в регионе. Конференция была организована Донской митрополией совместно с  Министерством общего и профессионального образования Ростовской области. Торжественное  открытие конференции началось с обращения Главы Донской митрополии  Высокопреосвященнейшего Меркурия к участникам форума. Присутствующих приветствовал  заместитель гбернатора Ростовской области Игорь Гуськов. С докладами выступили заместитель  министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, министр образования Ростовской области  7 Лариса Балина. С приветственными словами ко всем собравшимся в зале обратились епископ  Шахтинский и Миллеровский Игнатий, епископ Волгодонский и СальскийКорнилий, председатель  Совета ректоров Ростовской области, ректор Донского государственного технического  университета профессор БессарионМесхи. В работе форума приняли участие представители государственной власти, Администрации города  Ростова­на­Дону, сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Русской  Православной Церкви, представители епархий Южного и Центрального федеральных округов,  духовенство Донской митрополии, представители Законодательного собрания Ростовской области,  ректоры вузов, профессорско­преподавательская корпорация, педагогическая общественность Юга  России, руководители муниципальных учебных заведений, учителя Основ православной культуры в  средних школах, представители казачьих обществ, студенты ростовских вузов и Донской Духовной  семинарии. Общее количество участников конференции – более 1700 человек.В рамках работы  форума организовано 15 секций, заседания которых прошли в формате конференций, круглых  столов, мастер­классов. Основные направления работы на следующий учебный год: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей  курса ОРКСЭ и ОПК, их компетенции в области учебного курса и методики  преподавания на основе создания системы информационно­ технического и  организационно­ деятельностного содержания методической работы; устранение проблем, связанных с введением курса ОРКСЭ; создание условий (организационных, содержательных, научно­ педагогических,  коммуникативных) для успешной реализации идей курса. Задачи: Проведение учебно­методических семинаров по актуальным проблемам  преподавания курса ОРКСЭ в начальных классах.  Изучение   и   внедрение   передового   опыта   учителей   школ   района.Обмен педагогическим   опытом   и   совершенствование   методики   преподавания   курса ОРКСЭ. Выстраивание   открытого   образовательного   пространства   для   развития   и поддержки инновационных процессов в преподавании ОРКСЭ. Продолжение   выявления   и   коррекции   возникающих   проблем   в   преподавании данного курса. Оптимальные и эффективные  формы работы с родителями. Отслеживание личностных, метапредметных и предметных результатов  освоения содержания курса.  Расширение информационной базы по предмету. Руководитель РМО Попова Л. Н. 8

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы районного МО учителей ОРКСЭ

Анализ работы  районного МО учителей ОРКСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017