«Из опыта проведения уроков и внеурочной деятельности в рамках обучения по модулю «Основы православной культуры» (Мастер
Оценка 4.6

«Из опыта проведения уроков и внеурочной деятельности в рамках обучения по модулю «Основы православной культуры» (Мастер

Оценка 4.6
Документация +2
doc
религиоведение +1
Взрослым
12.10.2021
«Из опыта проведения уроков и внеурочной деятельности в рамках обучения по модулю «Основы православной культуры» (Мастер
«И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…» (Джером Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»)
к семинару районному.doc

К  районному семинару

 «Из опыта проведения уроков и внеурочной деятельности в рамках обучения по модулю «Основы православной культуры» (Мастер- класс)

  

«И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались

 в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда

бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не

сорвались. Вот  и вся моя работа…»

(Джером Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»)

 

С прошлого учебного года мы узнали о введении  апробированного комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Для начала испугалась, как и что будет внесено в изучение этого предмета. Сопротивлялась поездкам на семинары. Задавалась вопросами: нужен ли он нам? Зачем нам это? Изучив задачи курса, обратив особое внимание на его цель: «формирование  у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним»,  увидела несколько направляющих сторон, которые привлекли моё особое внимание. 

*Курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие  и общероссийские ценности;

*Характер курса - интегративный, его содержание связано с другими предметами (Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка), с внеклассной работой, с воспитанием детей в семье. Совместно с родителями был выбран  данный модуль. Уроки спланированы по программе Данилюка А.Я.. Преподавание ведётся по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»,  но нет рабочей тетради для учеников. Но, несмотря на это, есть позитивные моменты курса.

И вот теперь, за небольшой период преподавания появился и небольшой опыт работы по преподаванию модуля «Основы православной культуры».

В своей профессиональной деятельности я опираюсь на принципы гуманизации, ориентации на идеал, системно-деятельностной организации воспитания. Более того, стараюсь соотносить процессы обучения, развития и воспитания с индивидуальными и личностными особенностями обучающихся, что является отличительной особенностью методики преподавания курса ОРКСЭ.  Свои уроки я стараюсь выстраивать так, чтобы у детей была возможность высказать собственное суждение, вступить в диалог, поразмышлять, что для преподавания курса ОРКСЭ является крайне значимым и соответствует целям и задачам курса.

         Стараюсь формировать комфортную, творческую образовательную среду, поддерживать устойчивый интерес к предмету, способствовать процессу открытий и выбора каждого ребенка.  В своей педагогической деятельности   использую различные методы преподавания: дискуссионные, игровые, метод творческого самовыражения, метод экспрессии, методы психической саморегуляции.

Комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» безотметочный, в чём я увидела  определенные сложности в оценивании знаний детей.

Поэтому, обратившись к различным материалам, обнаружила уже разработанную систему оценивания курса, она включает два  уровня результатов:

- теоретические знания  - приобретение, которых дает ребенку возможность научиться понимать и воспринимать  социальную реальность повседневной жизни;

- личностные изменения ребенка это

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к религиозным и светским традициям, к социальной реальности в целом – это дает ребенку возможность оценивать или отвергать приобретённые социальные знания;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, это делает ребенка самостоятельным и ответственным.

Таким образом, разработанные два способа диагностики результатов обучения мне понравились и начала их использовать на практике.

- для диагностики теоретических знаний я использую:

-  разработанные поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, где результат оценивается словами «молодец», «классно», «ура»;

- электронные тесты выполненные в программе «Cаptivаtе», тестовые задания предлагаются всех видов тестов:

-множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);

-заполни пропуски;

-верно/неверно;

-соотнеси;

-краткий ответ.

Контрольные тесты не содержат слайдов-подсказок, после выполнения теста ученик видит, насколько хорошо он усвоил тему, кроме того он имеет возможность просмотреть все задания  и проанализировать свои ошибки.

Все тесты соответствуют стандартному формату тестов, поэтому кроме своей основной функции – контроля полученных знаний, информационной, сопровождающей их можно использовать как тренажер для закрепления изученного материала.

Для диагностики личностных изменений детей нашла интересный мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Этот мониторинг является основой мониторинга психологического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников ФГОС начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования на 2011-2015уч.г., которая получила высокую оценку внешней экспертизы. http://school58.tomsk.ru/admin40

Данный мониторинг был представлен и получил положительные отклики на Всероссийской видео конференции в сентябре 2011 года.

В программе представлена периодичность, инструментарий, ожидаемые результаты, сама процедура мониторинга, результативность мониторинга (как его оформить в таблицы).

Итак, опыт преподавания модуля «Основы православной культуры» малюсенький, да появился, благодаря подмоге интернета, литературы, учебников и районных семинаров, но, оказывается, формироваться  разнообразный методический материал начал ещё в то время, когда и не было у нас такого предмета ОРКСЭ. Каким образом это произошло? Во внеклассной работе на кружках «Этика и этикет», «Мукосольки», через проектную и исследовательскую деятельность учеников, участие школьников в научно-практических конференциях, участие в духовно-исторических Кирилло–Мефодиевских чтениях, на которые мы уже не один год представляли свои работы как кружка «Мукосольки, так и работы Воскресной школы, с которой мы сотрудничаем; участие в проведении праздников села, таких как: «Праздник Пасхи», «Масленница». Данные мероприятия пользуются популярностью среди школьников и их родителей, отличаются массовым участием детей, способствуют созданию самобытного позитивного толерантного уклада школьников. После праздников создаём небольшие ролики, которые селяне и гости  могут увидеть во время выборной компании, во время посещения школы  на каких - либо мероприятиях, выставляем в группе «Живём активно» в контакте.

Проведение праздников в селе организовывает директор ДК совместно со школьниками, что  способствует развитию познавательной и творческой активности школьников, их интереса к традициям, истории, культуре Родины; формированию активной гражданской позиции, социализации обучающихся ОУ села; совершенствованию форм совместной деятельности дополнительного и общего образования.  Значит, методический материал у всех есть, надо только вовремя достать из «нужного шкафчика».

 

Конечно, данный модуль «Основы православной культуры» открывает ресурсное поле для работы с детьми в рамках внеурочной деятельности при активном взаимодействии общего и дополнительного образования. 

 

Таким образом, комплексный учебный курс ОРКСЭ открывает широкие возможности для моделирования внеурочной деятельности на основе нравственных ценностей и идеалов. Позволяет сделать внеурочную деятельность детей интересной, разнообразной, результативной, полезной, развивающей.

        

 Позитивных моментов много, но главное, что ученики интересуются предметом. Каждая тема интересна, детям приятно узнавать о связях между современными  научными открытиями и  чудесными событиями, описанными в Библии. Детей привлекает живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые, добрые герои. Они берут ребят за душу.

         На очередном родительском собрании, родители высказали своё мнение:

·       Мы с мужем рады, что такой предмет ведётся. Наш сын стал рассуждать про дела, душу, добро и зло.

·       Я думаю, что моему ребёнку такой предмет на пользу. Мне видится, что он стал добрее к семье, внимательнее. Он с радостью читает учебник и берёт его в школу.

·       В этой книге всё так понятно, что нам с мужем самим интересно читать его. Мы с мужем сначала боялись, что на этом уроке будут учить молиться, а оказывается, там совсем другому учат: взаимопониманию, уважению к своей родине, он говорит нам про совесть и честь.

 Хочу отметить, что я учу 2 класса: 2 и 4, так вот, когда наступает урок «Основы православной культуры», 2-ники должны б уйти, а они остаются просто послушать, некоторые вступают в разговор.

                  Ну вот и получила ответы на те самые вопросы, которые возникли в самом начале.  Увидела ответ на вопрос. Предмет интересный, нужный. Поняла, что этот предмет в данное время незаменим. Вот этого нам и не хватает в этом бездушном мире, он необходим.

Спасибо!

 


Скачано с www.znanio.ru

К районному семинару «Из опыта проведения уроков и внеурочной деятельности в рамках обучения по модулю «Основы православной культуры» (Мастер- класс) «И моё дело – ловить…

К районному семинару «Из опыта проведения уроков и внеурочной деятельности в рамках обучения по модулю «Основы православной культуры» (Мастер- класс) «И моё дело – ловить…

К омплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» безотметочный , в чём я увидела определенные сложности в оценивании знаний детей

К омплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» безотметочный , в чём я увидела определенные сложности в оценивании знаний детей

Данный мониторинг был представлен и получил положительные отклики на

Данный мониторинг был представлен и получил положительные отклики на

Позитивных моментов много, но главное, что ученики интересуются предметом

Позитивных моментов много, но главное, что ученики интересуются предметом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021