Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 летнего возраста.

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Запорожанов , 1987). Среди физических способностей наиболее интенсивно развиваются в данном возрасте скоростные и координационные способности (к/с), способность овладевать технически сложными формами движений. (Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов, 1991). Для развития способности выполнять движения в максимальном темпе благоприятными являются периоды - 7-9 лет и 10-11 лет у девочек и 7-9 лет у мальчиков; для увеличения времени двигательной реакции – 10-11 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков; для развития гибкости - 7-10 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков; для развития выносливости – 8-10 лет у мальчиков, 7-9 лет у девочек (А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, 1991).
Иконка файла материала publikatsiya_0.docx
Анатомо­физиологические особенности детей 10­12 летнего возраста. С анатомо­физиологической точки зрения младший школьный возраст рассматривается как относительно спокойный по сравнению с дошкольным и подростковым. Период 8­11 лет характеризуется повышенным темпом роста и массы тела, интенсивным процессом замены хрящевой ткани на костную, при одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также укреплением суставного и связочного аппаратов, формированием осанки (В. К.Бальсевич, В. А. Запорожанов , 1987). Среди физических способностей наиболее интенсивно развиваются в данном   возрасте   скоростные   и   координационные   способности   (к/с), способность   овладевать   технически   сложными   формами   движений.   (Н.   А. Фомин, Ю. Н. Вавилов, 1991). Для развития способности выполнять движения в максимальном темпе благоприятными являются периоды ­ 7­9 лет и 10­11 лет у девочек и 7­9 лет у мальчиков;   для   увеличения   времени   двигательной   реакции   –   10­11   лет   у девочек и 11­12 лет у мальчиков; для развития гибкости  ­ 7­10 лет у девочек и 11­12 лет у мальчиков; для развития выносливости – 8­10 лет у мальчиков, 7­9 лет у девочек (А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, 1991). К   11­12   летнему   возрасту,   в   основном,   завершается   развитие двигательной   функции   (Л.   Е.   Любомирский,   1989).   Уровень   развития координационных   способностей     в   младшем   школьном   возрасте   достигает примерно 75%  от общего прироста результатов за весь школьный период (В. Н. Лях, 1990). Улучшение с возрастом результатов двигательных действий обеспечивается   повышением   точности   сенсомоторной   координации   и программирования   моторных   актов.   Возрастные   периоды   характеризуются разными   темпами   развития   сенсомоторных   функций.   В   7­8   и   11­12   лет   у мальчиков интенсивно улучшается регуляция точности моторных актов типаслежение управления, достигают оптимального уровня временные показатели простой   двигательной   реакции,   уменьшается   скрытый   период   сложных реакций, повышается точность РДО. Прогнозирование начала предстоящего действия улучшается с 7 до 12 лет. Проявление мануальной асимметрии в младшем   школьном   возрасте   от   7­8   лет   характеризуется   нелинейной динамикой.   С   6­10   лет   определен   период   высокой   чувствительности сенсомоторных функций   к воздействию тренировки. Периоды соответствия высокой   чувствительности   и   ускоренного   развития   функций   совпадают частично.   Такое   совпадение   в   6­10   лет   обнаружено   в   регулировании временных параметров. В кинестетической функции таких совпадений у детей 6­10 лет не отмечается. Существенных половозрастных различий в динамике развития пространственных параметров двигательных действий не выявлено (Л. Е. Любомирский, 1989). Анализ   взаимосвязей   между   различными   координационными способностями   показал, что каждая способность проявляется с различной долей   общности   и   специфичности.   Наиболее   интегративно   проявляются способности к реакции и равновесию. В этом случае связи между отдельными координационными способностями   слабые либо отсутствуют. Достоверные взаимосвязи   наблюдаются   между   показателями, способности   к   реакции   и   равновесию.   характеризующими   Наиболее   значимыми координационными   способностями   у   мальчиков   и   девочек   11­12   лет определились следующие: динамическое равновесие (соответственно 12,6% и 6,8%),   способность   к   комплексной   реакции   (7,8%   и   6,2%),   способность   к согласованию движений (5,6% и 11,9%), способность к ориентированию (5,3% и 5,3%). У детей в возрасте 11­12 и 12­13 лет различия между показателями, характеризующими   способность   дифференцировать   временные   и   силовые   пространственных характеристики   достоверны,   а   по   показателям   характеристик     не   существенны.   У   мальчиков   11­12   лет   точностьвоспроизведения   пространственных   характеристик   осваивается   легче,   чем точность   мышечных   усилий,   начиная   с   13­ти   лет   точность   по   всем характеристикам   представляет   одинаковую   степень   трудности   (Ж.   К. Холодов, 1975). У   детей   и   подростков,   систематически   занимающихся   спортом,   в отличие   от  их   сверстников,  которые   ограничиваются  занятиями   на  уроках физической   культуры,   развитие   физических   качеств   происходит   более гармонично   и   на   значительно   более   высоком   уровне.   Показатели   развития двигательной   функции   у   детей   12­14   лет,   занимающихся   спортом   могут изменяться   в   диапазоне   от   5%   до   25%   в   зависимости   от   использования различных средств физического воспитания. Исследования многих авторов показали, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей развития физических качеств в течение   трех   лет   в   два   раза   превышает   средние   величины   прироста, характерные для учащихся, не занимающихся систематически спортом. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10­13 лет. По данным В. П. Филина, во всех случаях, когда учащиеся, кроме   уроков,   занимаются   в   спортивных   секциях,   когда   объем   их двигательного   режима   достигает   1,5­2   часа   в   день,   физические   качества развиваются значительно активнее. Исходя   из   данных   научно­методической   литературы,   развитие физических   качеств   у   детей   школьного   возраста   имеет   свои   возрастные особенности: 1.   Развитие   различных   физических   качеств   происходит   не одновременно. 2. Величина годовых приростов неодинакова в различные возрастные периоды,   а   также   для   мальчиков   и   девочек,   отличается   относительными величинами при сравнении прироста двигательных качеств.3.   У   большинства   детей   младшего   и   среднего   школьного   возраста показатели   физических   качеств   различны   по   своему   уровню:   например, уровень   силовой   статической   выносливости,   как   правило,   не   совпадает   с уровнем развития динамической выносливости. Вывод:  При изучении данного вопроса были сделаны следующие выводы, что  развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в  возрастной период 10­13 лет.  При работе с подростками следует сделать упор на пробуждение интереса к  физическим занятиям, к здоровому образу жизни, к формированию  нравственных ценностей и развития доверия к самому себе.