Запорожанов , 1987).
Среди физических способностей наиболее интенсивно развиваются в данном возрасте скоростные и координационные способности (к/с), способность овладевать технически сложными формами движений. (Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов, 1991).
Для развития способности выполнять движения в максимальном темпе благоприятными являются периоды - 7-9 лет и 10-11 лет у девочек и 7-9 лет у мальчиков; для увеличения времени двигательной реакции – 10-11 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков; для развития гибкости - 7-10 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков; для развития выносливости – 8-10 лет у мальчиков, 7-9 лет у девочек (А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, 1991).
Анатомофизиологические особенности детей 1012 летнего
возраста.
С анатомофизиологической точки зрения младший школьный возраст
рассматривается как относительно спокойный по сравнению с дошкольным и
подростковым. Период 811 лет характеризуется повышенным темпом роста и
массы тела, интенсивным процессом замены хрящевой ткани на костную, при
одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также укреплением
суставного и связочного аппаратов, формированием осанки (В. К.Бальсевич,
В. А. Запорожанов , 1987).
Среди физических способностей наиболее интенсивно развиваются в
данном возрасте скоростные и координационные способности (к/с),
способность овладевать технически сложными формами движений. (Н. А.
Фомин, Ю. Н. Вавилов, 1991).
Для развития способности выполнять движения в максимальном темпе
благоприятными являются периоды 79 лет и 1011 лет у девочек и 79 лет у
мальчиков; для увеличения времени двигательной реакции – 1011 лет у
девочек и 1112 лет у мальчиков; для развития гибкости 710 лет у девочек
и 1112 лет у мальчиков; для развития выносливости – 810 лет у мальчиков,
79 лет у девочек (А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, 1991).
К 1112 летнему возрасту, в основном, завершается развитие
двигательной функции (Л. Е. Любомирский, 1989). Уровень развития
координационных способностей в младшем школьном возрасте достигает
примерно 75% от общего прироста результатов за весь школьный период (В.
Н. Лях, 1990). Улучшение с возрастом результатов двигательных действий
обеспечивается повышением точности сенсомоторной координации и
программирования моторных актов. Возрастные периоды характеризуются
разными темпами развития сенсомоторных функций. В 78 и 1112 лет у
мальчиков интенсивно улучшается регуляция точности моторных актов типаслежение управления, достигают оптимального уровня временные показатели
простой двигательной реакции, уменьшается скрытый период сложных
реакций, повышается точность РДО. Прогнозирование начала предстоящего
действия улучшается с 7 до 12 лет. Проявление мануальной асимметрии в
младшем школьном возрасте от 78 лет характеризуется нелинейной
динамикой. С 610 лет определен период высокой чувствительности
сенсомоторных функций к воздействию тренировки. Периоды соответствия
высокой чувствительности и ускоренного развития функций совпадают
частично. Такое совпадение в 610 лет обнаружено в регулировании
временных параметров. В кинестетической функции таких совпадений у детей
610 лет не отмечается. Существенных половозрастных различий в динамике
развития пространственных параметров двигательных действий не выявлено
(Л. Е. Любомирский, 1989).
Анализ взаимосвязей между различными координационными
способностями показал, что каждая способность проявляется с различной
долей общности и специфичности. Наиболее интегративно проявляются
способности к реакции и равновесию. В этом случае связи между отдельными
координационными способностями слабые либо отсутствуют. Достоверные
взаимосвязи наблюдаются между показателями,
способности к реакции и равновесию.
характеризующими
Наиболее значимыми
координационными способностями у мальчиков и девочек 1112 лет
определились следующие: динамическое равновесие (соответственно 12,6% и
6,8%), способность к комплексной реакции (7,8% и 6,2%), способность к
согласованию движений (5,6% и 11,9%), способность к ориентированию (5,3%
и 5,3%).
У детей в возрасте 1112 и 1213 лет различия между показателями,
характеризующими способность дифференцировать временные и силовые
пространственных
характеристики достоверны, а по показателям
характеристик
не существенны. У мальчиков 1112 лет точностьвоспроизведения пространственных характеристик осваивается легче, чем
точность мышечных усилий, начиная с 13ти лет точность по всем
характеристикам представляет одинаковую степень трудности (Ж. К.
Холодов, 1975).
У детей и подростков, систематически занимающихся спортом, в
отличие от их сверстников, которые ограничиваются занятиями на уроках
физической культуры, развитие физических качеств происходит более
гармонично и на значительно более высоком уровне. Показатели развития
двигательной функции у детей 1214 лет, занимающихся спортом могут
изменяться в диапазоне от 5% до 25% в зависимости от использования
различных средств физического воспитания.
Исследования многих авторов показали, что у подростков, регулярно
занимающихся спортом, прирост показателей развития физических качеств в
течение трех лет в два раза превышает средние величины прироста,
характерные для учащихся, не занимающихся систематически спортом.
Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной
период 1013 лет. По данным В. П. Филина, во всех случаях, когда учащиеся,
кроме уроков, занимаются в спортивных секциях, когда объем их
двигательного режима достигает 1,52 часа в день, физические качества
развиваются значительно активнее.
Исходя из данных научнометодической литературы, развитие
физических качеств у детей школьного возраста имеет свои возрастные
особенности:
1. Развитие различных физических качеств происходит не
одновременно.
2. Величина годовых приростов неодинакова в различные возрастные
периоды, а также для мальчиков и девочек, отличается относительными
величинами при сравнении прироста двигательных качеств.3. У большинства детей младшего и среднего школьного возраста
показатели физических качеств различны по своему уровню: например,
уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с
уровнем развития динамической выносливости.
Вывод: При изучении данного вопроса были сделаны следующие выводы, что
развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит не
одновременно. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в
возрастной период 1013 лет.
При работе с подростками следует сделать упор на пробуждение интереса к
физическим занятиям, к здоровому образу жизни, к формированию
нравственных ценностей и развития доверия к самому себе.