Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 летнего возраста.

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К 11-12 летнему возрасту, в основном, завершается развитие двигательной функции (Л. Е. Любомирский, 1989). Уровень развития координационных способностей в младшем школьном возрасте достигает примерно 75% от общего прироста результатов за весь школьный период (В. Н. Лях, 1990). Улучшение с возрастом результатов двигательных действий обеспечивается повышением точности сенсомоторной координации и программирования моторных актов. Возрастные периоды характеризуются разными темпами развития сенсомоторных функций. В 7-8 и 11-12 лет у мальчиков интенсивно улучшается регуляция точности моторных актов типа слежение управления, достигают оптимального уровня временные показатели простой двигательной реакции, уменьшается скрытый период сложных реакций, повышается точность РДО. Прогнозирование начала предстоящего действия улучшается с 7 до 12 лет. Проявление мануальной асимметрии в младшем школьном возрасте от 7-8 лет характеризуется нелинейной динамикой. С 6-10 лет определен период высокой чувствительности сенсомоторных функций к воздействию тренировки. Периоды соответствия высокой
Иконка файла материала publikatsiya_0.docx
Анатомо­физиологические особенности детей 10­12 летнего возраста. С анатомо­физиологической точки зрения младший школьный возраст рассматривается как относительно спокойный по сравнению с дошкольным и подростковым. Период 8­11 лет характеризуется повышенным темпом роста и массы тела, интенсивным процессом замены хрящевой ткани на костную, при одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также укреплением суставного и связочного аппаратов, формированием осанки (В. К.Бальсевич, В. А. Запорожанов , 1987). Среди физических способностей наиболее интенсивно развиваются в данном   возрасте   скоростные   и   координационные   способности   (к/с), способность   овладевать   технически   сложными   формами   движений.   (Н.   А. Фомин, Ю. Н. Вавилов, 1991). Для развития способности выполнять движения в максимальном темпе благоприятными являются периоды ­ 7­9 лет и 10­11 лет у девочек и 7­9 лет у мальчиков;   для   увеличения   времени   двигательной   реакции   –   10­11   лет   у девочек и 11­12 лет у мальчиков; для развития гибкости  ­ 7­10 лет у девочек и 11­12 лет у мальчиков; для развития выносливости – 8­10 лет у мальчиков, 7­9 лет у девочек (А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, 1991). К   11­12   летнему   возрасту,   в   основном,   завершается   развитие двигательной   функции   (Л.   Е.   Любомирский,   1989).   Уровень   развития координационных   способностей     в   младшем   школьном   возрасте   достигает примерно 75%  от общего прироста результатов за весь школьный период (В. Н. Лях, 1990). Улучшение с возрастом результатов двигательных действий обеспечивается   повышением   точности   сенсомоторной   координации   и программирования   моторных   актов.   Возрастные   периоды   характеризуются разными   темпами   развития   сенсомоторных   функций.   В   7­8   и   11­12   лет   у мальчиков интенсивно улучшается регуляция точности моторных актов типаслежение управления, достигают оптимального уровня временные показатели простой   двигательной   реакции,   уменьшается   скрытый   период   сложных реакций, повышается точность РДО. Прогнозирование начала предстоящего действия улучшается с 7 до 12 лет. Проявление мануальной асимметрии в младшем   школьном   возрасте   от   7­8   лет   характеризуется   нелинейной динамикой.   С   6­10   лет   определен   период   высокой   чувствительности сенсомоторных функций   к воздействию тренировки. Периоды соответствия высокой   чувствительности   и   ускоренного   развития   функций   совпадают частично.   Такое   совпадение   в   6­10   лет   обнаружено   в   регулировании временных параметров. В кинестетической функции таких совпадений у детей 6­10 лет не отмечается. Существенных половозрастных различий в динамике развития пространственных параметров двигательных действий не выявлено (Л. Е. Любомирский, 1989). Анализ   взаимосвязей   между   различными   координационными способностями   показал, что каждая способность проявляется с различной долей   общности   и   специфичности.   Наиболее   интегративно   проявляются способности к реакции и равновесию. В этом случае связи между отдельными координационными способностями   слабые либо отсутствуют. Достоверные взаимосвязи   наблюдаются   между   показателями, способности   к   реакции   и   равновесию.   характеризующими   Наиболее   значимыми координационными   способностями   у   мальчиков   и   девочек   11­12   лет определились следующие: динамическое равновесие (соответственно 12,6% и 6,8%),   способность   к   комплексной   реакции   (7,8%   и   6,2%),   способность   к согласованию движений (5,6% и 11,9%), способность к ориентированию (5,3% и 5,3%). У детей в возрасте 11­12 и 12­13 лет различия между показателями, характеризующими   способность   дифференцировать   временные   и   силовые   пространственных характеристики   достоверны,   а   по   показателям   характеристик     не   существенны.   У   мальчиков   11­12   лет   точностьвоспроизведения   пространственных   характеристик   осваивается   легче,   чем точность   мышечных   усилий,   начиная   с   13­ти   лет   точность   по   всем характеристикам   представляет   одинаковую   степень   трудности   (Ж.   К. Холодов, 1975). У   детей   и   подростков,   систематически   занимающихся   спортом,   в отличие   от  их   сверстников,  которые   ограничиваются  занятиями   на  уроках физической   культуры,   развитие   физических   качеств   происходит   более гармонично   и   на   значительно   более   высоком   уровне.   Показатели   развития двигательной   функции   у   детей   12­14   лет,   занимающихся   спортом   могут изменяться   в   диапазоне   от   5%   до   25%   в   зависимости   от   использования различных средств физического воспитания. Исследования многих авторов показали, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей развития физических качеств в течение   трех   лет   в   два   раза   превышает   средние   величины   прироста, характерные для учащихся, не занимающихся систематически спортом. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10­13 лет. По данным В. П. Филина, во всех случаях, когда учащиеся, кроме   уроков,   занимаются   в   спортивных   секциях,   когда   объем   их двигательного   режима   достигает   1,5­2   часа   в   день,   физические   качества развиваются значительно активнее. Исходя   из   данных   научно­методической   литературы,   развитие физических   качеств   у   детей   школьного   возраста   имеет   свои   возрастные особенности: 1.   Развитие   различных   физических   качеств   происходит   не одновременно. 2. Величина годовых приростов неодинакова в различные возрастные периоды,   а   также   для   мальчиков   и   девочек,   отличается   относительными величинами при сравнении прироста двигательных качеств.3.   У   большинства   детей   младшего   и   среднего   школьного   возраста показатели   физических   качеств   различны   по   своему   уровню:   например, уровень   силовой   статической   выносливости,   как   правило,   не   совпадает   с уровнем развития динамической выносливости. Вывод:  При изучении данного вопроса были сделаны следующие выводы, что  развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в  возрастной период 10­13 лет.  При работе с подростками следует сделать упор на пробуждение интереса к  физическим занятиям, к здоровому образу жизни, к формированию  нравственных ценностей и развития доверия к самому себе.