АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 8-9 КЛАССЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР)на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО ЗПР), рабочей программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту. Безопасность на объектах экономики»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи преподавателям-организаторам, учителям ОБЖ в составлении рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на системно-деятельностный и практико-ориентированный подход в преподавании ОБЖ обучающимся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности». Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует получению обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной и подробной картине мира, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы; получении навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира; умении распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально неблагоприятному воздействию.
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет определенную сложность для данной категории обучающихся с ОВЗ. Это связано со своеобразием психической деятельности обучающихся с ЗПР:
- низким уровнем познавательной активности, вследствие чего обучающиеся овладевают гораздо меньшим объемом знаний и представлений об окружающем мире, чем их нормативно развивающиеся сверстники;
- преимущественно пассивным характером усвоения знаний, которые с трудом актуализируются;
- низким уровнем развития познавательной сферы, трудностями понимания причинно-следственных связей и прогнозирования последствий тех или иных действий;
- недостаточной сформированностью саморегуляции деятельности и поведения.
При адаптации программы основное внимание обращается на овладение обучающимися с ЗПР практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Целью изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства
Достижение этих целей применительно к обучающимся с задержкой психического развития обеспечивается решением следующих задач:
§ освоение обучающимися с ЗПР знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
§ понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
§ понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
§ понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
§ понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
§ освоение обучающимися с ЗПР умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
§ понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
§ освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
§ освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
§ освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
§ освоение умений проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
§ освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
§ освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
§ воспитание у обучающихся с ЗПР чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
§ развитие у обучающихся с ЗПР качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
§ формирование у обучающихся с ЗПР современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстримистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по основам безопасности жизнедеятельности
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», направленные на развитие мыслительной деятельности, повышение познавательной активности, формирование саморегуляции деятельности и коммуникативных навыков.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР: учебный материал необходимо преподносить небольшими порциями, усложняя его постепенно, изыскивать способы адаптации трудных заданий, некоторые темы давать как ознакомительные (в программе они выделены курсивом); теоретический материал рекомендуется изучать в процессе практической деятельности по решению учебных задач (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций). Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ способствует прочному и осознанному формированию жизненных компетенций.
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет обучающимся с ЗПР получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям (триместрам). Тематическое планирование программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть разработано как по линейному, так и по концентрическому принципу. Предлагается два варианта тематического планирования. Первый построен по линейному принципу, предполагает последовательное изучение модулей программы в течении двух лет (8-9 класс) может применяться в условиях инклюзивного класса. Второй вариант построен по концентрическому принципу, все модули изучаются и в 8, и в 9 классе с постепенным усложнением тем, данный вариант используется в отдельном классе для обучающихся с ЗПР. Вариант тематического планирования самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом региональных особенностей.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Содержание видов деятельности определяется особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить специфичные для данной категории подростков, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности; введение дополнительных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата.
При изучении материала по ОБЖ целесообразно давать алгоритм ответа или наводящие вопросы, использовать план, составленный при подготовке домашнего задания, которые помогут последовательно изложить материал; упражнения, направленные на отработку плохо усвоенного материала, обсуждение ошибок и их устранение.
тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе; обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8–9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.
Организация вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учётом региональных (географических, социальных, этнических и др.), а также бытовых и других местных особенностей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.