Тема. А.Н.Островский "Свои люди — сочтемся!" Цели. Образовательные: организовать групповую деятельность учащихся по прочтению, осмыслению и перевоплощению в литературного героя с последующим инсценированием отдельных актов произведения Островского "Свои люди -сочтёмся!"; учить проявлять творческую активность и самостоятельность; грамотно строить монологическое высказывание, самостоятельно анализировать художественное произведение и его фрагменты. Развивающие: в процессе представления и анализа художественного произведения показать нравственные основы героев пьесы А.Н.Островского; уметь видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей. Воспитательные: воспитывать эстетические вкусы; оказывать влияние на формирование гражданских и общечеловеческих нравственных качеств личности: честности, порядочности, осуждение стяжательства, лицемерия; взглядов, необходимых современному человеку; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока
"Обман тут - явление нормальное, необходимое,
как убийство на войне".
Н.Добролюбов
Середина Х1Х века. Русская жизнь кипит, нарождается новое в науке, искусстве, в том числе и в театре. Что значил тогда театр для обыкновенного человека? Какую роль в жизни общества он играл ?
Театр - это то место, откуда зритель уходил вдохновлённый, готовый преодолеть в себе всё мелочное и эгоистичное. Молодёжь, стремясь попасть в театр, гримировалась,--иначе не пустят. Критики видели в театре мир страстей и судеб человеческих. Сами зрители говорили: "У нас учат в гимназиях, а воспитывают в театре".
"Театр!... Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Здесь ваше холодное Я исчезает в пламенном эфире любви",- так писал В.Г.Белинский в "Литературных мечтаниях".
Во времена Островского более всего ставились игриво - фривольные шутки-водевили, водевили-фарсы. Островский на смену мелодрам и водевилей представил бытовые пьесы.
В чем же он видел назначение своих пьес?
В сентябре 1853 года Островский в письме к Погодину перечислял причины, из-за которых он отказывался хлопотать о цензурном разрешении "Своих людей". Какие это были причины?
"Во-первых, не хочу нажить себе не только врагов, но даже и неудовольствия; во-вторых, направление моё начинает изменяться; в-третьих, взгляд на жизнь в моей первой комедии кажется мне молодым и слишком жёстким; в -четвёртых, пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим".
Представим себе, что мы в театре времени Островского. Здесь жизнь протекает быстро: за 3 часа зритель видит судьбы людей в развитии, характеры их раскрываются ярко, полно, своеобразно. Всё здесь необычно: зал, зрители, актёры. Всё готово к представлению Зрители знают актёров по именам: часто, восхищённые игрой актёров, кричат: "Катя! Вера! Ира!"- и бросают на сцену кошельки с деньгами: Актёрское мастерство показывает жизнь. И пьесам и жизни стали произведения Островского.
По материалам учебника и дополнительному материалу расскажите об отношении современников к пьесам Островского. Можно представить это в диалоговой форме .
Итак, говорят зрители, современники писателя.
1-ый: Здравствуйте, Иван Иванович! Чем занимаетесь?
2-й: Да вот моцион делаю, никак в себя прийти не могу от статьи нашего критика, этого просветителя, господина Добролюбова.
1-ый. Чем же он тебя так взбудоражил?
2-й. Ты что, не читал его отзыв о пьесах Островского? Помнишь, несколько лет назад в газете "Очерки Замоскворечья" была напечатана одна всего сцена из пьесы "Банкрут", а позже появилась полностью в "Москвитянине", но под другим названием : "Свои люди - сочтёмся!"
1-ый.С чего же он переменил название?
2-й. Да я так думаю: По названию "Банкрут" можно сразу понять, что речь идёт о разорившемся, обанкротившемся человеке. А вышло совсем не так. Тут скорее речь идёт о купце, потерявшем и честь, и совесть, и вообще душу человеческую. Да не только о купце. Другие лица не лучше его.
1-ый.А вот ещё есть статья Добролюбова. Недавно в журнале "Современник" появилась. В ней о тёмном царстве идёт речь. Раскритиковал обывателей и купцов критик Добролюбов.
3-ий вступает в разговор. Да это что! Вот критик Григорьев, говорят, в письме к Ивану Тургеневу знаешь, что написал? Что, дескать, "слово Островского - обличение самодурства в нашей жизни".
1-ый. Ну, вот и дописался Островский. Говорят, теперь свою пьесу "Свои люди - сочтёмся!" он никак поставить не может.. Купцы на него в суд подали. Дескать, опозорил, на посмешище выставил. Чем теперь дело кончится, не знаю.
2-й. Ясно, чем. У нас всегда так: без вины виноватым будешь. А Островский-- прежде всего у нас драматург. Он создаёт знаешь какие характеры и типы--ой-ой-ой. Не для меня, не для тебя, не для кого-нибудь, а для массы, для которой он и друг, и учитель, и поэт народный.
3-ий.: А говорят, царь запретил эту пьесу. Якобы написал на её сценарии: "Напрасно печатано. Играть - запретить". А потом и со службы уволили:
1-ый. И откуда люди всё знают?. Один скажет - другие подхватят.
3-ий. А чего гадать? Вон ценитель литературы В.Ф.Одоевский знаешь, как отнёсся к его пьесе?
У нас, говорит, в театрах -одни пустые водевили. "На Руси, говорит, есть 3 стоящие трагедии: "Недоросль", "Горе от ума" и "Ревизор". На "Банкруте" я ставлю № 4". Так-то: А ты говоришь:
2-й. Да! Сколько толков, споров, разговоров! И откуда он это взял?
1-ый. Как откуда? Да он смолоду в суде служил, да и отец его там же трудился. Вот он и понаблюдал за нашим купечеством. Всю напыщенность, пустоту и чванство теперь и высмеял. Всё это он знает дотошно.
2-й. Вот я и говорю. Теперь все ополчатся против писателя. Нет никого бесправнее в нашем обществе. Недавно генерал Назимов вызвал его к себе и давай внушать ему:"Цель таланта, дескать, должна состоять не в карикатуре, но: в противопоставлении пороку добродетели". А Островский и скажи генералу: "Согласно понятиям моим и пишу. Считаю комедию лучшею формою к достижению нравственных целей: Я должен или написать комедию, или ничего не писать".
3-ий. Да, искромсали его пьесы: А в театрах любят их смотреть. Говорят, и у нас будут ставить. Давай сходим , посмотрим. Ведь его пьесы - это пьесы жизни. Всё истинная правда.
1-й. Да, посмотреть можно. Идём.
Итак, мы в театре. Внимательно смотрите, переживайте с героями, смейтесь. Смотрите и запоминайте. Понаблюдайте за речью героев.
После представления. Перед вами А.Н.Островский. Вы можете задать ему несколько вопросов, которые вас интересуют.
Вопросы из зала.
-Господин Островский, Вас часто называют русским Мольером. Как вы считаете, Ваши пьесы похожи на его?
Островский: Я думаю, мы с ним совершенно разные, характеры нашего купечества я изображаю по особой причине. Это очень большой и деятельный класс, он постоянно находится в столкновении с другими слоями общества. Он живёт по старым законам., в нём вы увидите все русские обычаи, выработанные в России веками, и наружу выходят все его народные черты. Мой театр-это народный.
-А есть ли у вас последователи, ученики?
Островский. К сожалению, господа, я этого сделать не смог:. Не создал своей школы, которая продолжила бы моё дело. Но думаю, найдутся в России имена, которые сделают истинно художественный вклад в театральное искусство. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов; :у нашего драматического искусства есть только один я. Я- всё: и академия, и меценат, и защита.
В Москвитянине писали, что вы создали превосходное творение. В чём вы видите такой успех?
Островский. Мне кажется, всё дело в том, что играли, как вы заметили, самые талантливые актёры: Щепкин, Садовский, Серг. Васильев, Стрепетова, Никулина - Косицкая и др.
-Спасибо Вам, господин Островский, за Ваш талант, мы все считаем Вас новым драматическим светилом в русской литературе. Спасибо за Ваши пьесы жизни.
Островский. Этому я посвятил жизнь.
Итак, побеседуем о прочитанном и увиденном. Подумаем над комедией и образами. -Где же происходит действие?
Сначала в доме Большова, в гостиной.-дейст.1,3. Потом в конторе, в доме Большова-дейст.2. Дейст. 4- в доме Подхалюзина.
-Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)
-Итак, требования классицизма (единство места, времени и действия) не соблюдены. Как вы думаете, почему? Вступление как бы растянуто, кроме основных действующих лиц немало и второстепенных. Зачем?
Вступление несколько затянуто. Это необходимо для того, чтобы ввести зрителя в обстановку событий. Одновременно дать характеристику героям.
-Что вы можете сказать по первому монологу Липы о самой героине? (Дайте ей краткую характеристику)
-Вот появляется мать героини Аграфена Кондратьевна. Какая она? Что в её характере главное?
-Какими предстают главные герои Большов и Подхалюзин? Каков язык персонажей?
-Обратим внимание на Устинью Наумовну. Расскажите о ней, что вы узнали.
-В записке к Островскому А.Ф.Писемский выразил своё мнение: "Про Устинью Наумовну и говорить нечего,--я очень хорошо помню этот глубоко осознанный Вами тип из Ваших рассказов. Её поговорки: серебряный, жемчужный, брильянтовый, как нельзя лучше обрисовывают эту подлянку:"
Итак, что объединяет всех героев комедии? (Жадность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман:) См. эпиграф к уроку. Н.Добролюбов о пьесе. ("Обман тут-явление нормальное, необходимое, как убийство на войне")
"Своеобразие стиля писателя -в длиннотах",--отмечал И.С.Тургенев.
В самом деле, почувствовали ли вы это при постановке спектакля?
-Какие проблемы затрагивает комедия? (Проблему взаимоотношений "отцов и детей", проблему стяжательства, накопительства; чести и достоинства, продажности и бесчестия, верности и предательства.. Это далеко не полный перечень затронутых автором проблем.) -О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский: "Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице:"
У меня на доске - несколько цитат, стихотворений. Какие из них, по-вашему, можно отнести к тому или иному персонажу пьесы? Эти цитаты можно использовать как эпиграф к сочинению. (Задания у каждого из вас на парте)
1.
Себя не уважает тот, кто в понедельник,
вторник, среду,
Без приглашенья, словно кот,
К чужому явится обеду. (Гамзат Цадаса).
2.
Проси, коль надо, но без
лести,
Когда ты сам себе не враг,
И никогда ценою чести
Не обретай житейских благ. (Г.Цадаса)
3.
Но боль и зло тебя
подкараулят.
Непонимание укусит вдруг, как зверь,
И так бывает трудно достучаться,
Когда душа, как запертая дверь. (В.Балакина)
4. "Вся разодета, как игрушка какая:"
5. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. (Л.Н.Толстой)
6. Вор не может быть гражданином.
7. Честь-это внутренняя совесть, а совесть-это внутренняя честь". (А.Шопенгауэр)
Подведём итоги. Сделайте вывод: почему эта комедия Островского не потеряла своей значимости и сегодня?
Домашнее задание Прочтите. Какие у вас возникли вопросы?
Подумаем вместе над произведением. Домашнее задание.
ХII. Оценки за урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.