Приложение 8
к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
3,4 и 4 дополнительный классы
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» адресована обучающимся 3, 4 и 4 дополнительного классов с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «Адамовская ООШ», является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, вариант 7.2.) и разработана на основе:
· Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598);
· авторской программы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой; Т.С Шмагиной, (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение», 2017г.);
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 (ред. от 28.05.2014г) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015н №576, от 28.12.2015г №1529, от 26.01.2016г№38)
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
· На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в 2021- 2022 учебном году организовано обучение детей с ЗПР;
· Адаптированной основной образовательной программы школы для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
· Устава школы
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Цели и задачи курса
Целью музыкального образования является формирование музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
· воспитывать интерес, эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
· воспитывать чувство музыки как основу музыкальной грамотности;
· развивать образно-ассоциативного мышление детей, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
· накапливать тезаурус – багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формировать опыт музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как наряду с другими видами искусства организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственной жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
Формирование музыкальной культуры на основе общения с музыкальными предметами является специфическим путем освоения обучающимися социально-культурного опыта, оказывает влияние и на развитие как эмоционально-чувственной сферы, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это в свою очередь способствует адаптации его в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенная система музыкального воспитания школьников была разработана и внедрена в педагогическую практику АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Школа России» по предмету «Музыка» 1-4 классы составленная и разработанная авторами Е. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, которые в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования, что и являет основой для составления данной рабочей программы.
Место предмета в учебном плане
В 3, 4 и 4 дополнительном классах на предмет «Музыка», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34учебных недель в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Название раздела (главы) |
Количество часов |
Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 |
Россия – Родина моя |
5 |
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата |
2 |
День, полный событий |
4 |
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. |
3 |
О России петь – что стремиться в храм |
4 |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
5 |
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. |
5 |
В музыкальном театре |
5 |
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. |
6 |
В концертном зале |
6 |
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
6 |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. |
Итого |
34 часа |
|
4 и 4 дополнительный класс
№ п/п |
Название раздела (главы) |
Количество часов |
Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 |
Россия – Родина моя |
3 |
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. |
2 |
О России петь – что стремиться в храм |
1 |
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов |
3 |
День, полный событий |
5 |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
2 |
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. |
5 |
В музыкальном театре |
5 |
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальная драматургия сонаты. |
6 |
День, полный событий |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. |
7 |
В музыкальном театре |
6 |
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные музыкальные традиции Отечества. Балет. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
|
8 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
3 |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Музыкальные инструменты. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Произведения композиторов-классиков. |
9 |
О России петь – что стремиться в храм |
3 |
Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. |
10 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
1 |
Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. |
11 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
4 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. |
Итого |
34 часа |
|
Календарно-тематическое планирование
3 класс |
Дата по плану |
Дата по факту |
||||
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
|
||||||
1. |
Мелодия – душа музыки. |
1 |
Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».Соединение изобразительного и выразительного в музыке. |
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.); Определять средства музыкальной выразительности.
|
|
|
2. |
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. |
1 |
Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. |
Выявлять жанровое начало музыки; Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.
|
|
|
3. |
Жанр канта в русской музыке. |
1 |
Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. |
Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов.
|
|
|
4. |
Кантата «Александр Невский». |
1 |
Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол). |
Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов. |
|
|
5. |
Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… |
1 |
Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. |
Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш); Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов; Уметь: Выявлять жанровое начало музыки.
|
|
|
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»
|
|
|
||||
6. |
Образы утренней природы в музыке. |
1 |
Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста. |
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. |
|
|
7. |
Портрет в музыке«В каждой интонации спрятан человек». |
1 |
Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. |
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. |
|
|
8. |
Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. |
1 |
Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. |
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. |
|
|
9. |
Образы вечерней природы. |
1 |
Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. |
Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений. Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу. |
|
|
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»
|
|
|
||||
10. |
Два музыкальных обращения к Богородице. |
1 |
Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. |
Определять характер музыки, выражающий чувства художника. |
|
|
11. |
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. |
1 |
Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки. |
Сравнивать музыку Шуберта и Рахманинова. Уметь характеризовать духовную музыку. |
|
|
12. |
Образ матери в современном искусстве.
|
1 |
Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.
|
Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы. |
|
|
13. |
Праздники православной церкви. Вербное воскресение.
|
1 |
Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания. |
Знакомство с праздниками Православной церкви. Знать историю праздника «Вербное воскресение». |
|
|
14. |
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. |
1 |
Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения. |
Исполнять знакомые песни о праздниках /рождественские песни/. |
|
|
15. |
Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. |
1 |
Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. |
Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. |
|
|
16. |
Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. |
1 |
Тестирование учащихся. |
Демонстрировать навыки, приобретенные на уроках. |
|
|
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
|
|
|
||||
17. |
Былина как древний жанр русского песенного фольклора. |
1 |
Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Имитация игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. |
Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина»/ старина/. |
|
|
18. |
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.
|
1 |
Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. |
Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. |
|
|
19. |
Масленица – праздник русского народа.
|
1 |
Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.
|
Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. |
|
|
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»
|
|
|
||||
20. |
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. |
1 |
Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии. |
Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов. |
|
|
21. |
Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. |
1 |
Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. |
Определение увертюры. Уметь услышать, на каких темах построена музыка увертюры. Исполнять тему заключительного хора. |
|
|
22. |
Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. |
1
|
Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.
|
Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее, выучить темы. Услышать в музыке современность/ написана давно, но созвучна нашим чувствам/. |
|
|
23. |
Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. |
1 |
Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). |
Услышать контраст в музыке пролога и сцены таяния, составить портрет царя Берендея, проследить развитие пляски скоморохов. |
|
|
24. |
Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. |
1 |
Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете. Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.
|
Услышать контраст во вступлении к балету, слушая финал, рассказать о том, как заканчивается действие. |
|
|
25. |
Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова. |
1 |
Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла. |
Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. |
|
|
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»
|
|
|
||||
26. |
Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.
|
1 |
Определение жанра концерта. Вариационное развитие народной темы в жанре концерта. |
Уметь в музыке услышать близость народной песне. |
|
|
27. |
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. |
1 |
Определение жанра сюиты. Особенности вариационного развития. |
Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.
|
|
|
28. |
Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена. |
1 |
Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.
|
Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». Сравнить характер тем финала. Продирижировать оркестром. |
|
|
29. |
Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора. |
1 |
Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.
|
Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. |
|
|
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»
|
|
|
||||
30. |
Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина. |
1
|
Знакомство с разновидностями, особенностями джазовой музыки. |
Определение характерных элементов джазовой музыки. Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». |
|
|
31. |
Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов. |
1 |
Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет». |
Создать воображаемый портрет композиторов, что их объединяет. |
|
|
32.. |
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт. |
1 |
Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера». |
Подчеркнуть значение музыки в жизни человека, великую силу искусства. Найти общее в музыке Моцарта, Бетховена, Глинки. |
|
|
33. |
Прославим радость на земле. |
1 |
Гимн человеческому счастью. |
Слушание гимна. Характерные черты гимна. |
|
|
34. |
Обобщающий урок |
1 |
Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. |
Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии. |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
|
4 и 4 дополнительный класс
|
Дата по плану |
Дата по факту |
||||
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» |
||||||
1. |
Россия – Родина моя. Мелодия. НРК Песни о Родине композиторов Урала. |
1 |
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. |
Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки. |
|
|
2. |
Как сложили песню.
|
1 |
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. |
Знать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные мелодии. В музыке Рахманинова определять мелодическое начало. |
|
|
3. |
«Ты откуда, русская, зародилась музыка». |
1 |
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. |
Уметь исполнять главные темы хора «Вставайте, люди русские», услышать интонацию плача, мольбы, определять характер патриотической музыки. Сравнить хор «Славься» Глинки и «Въезд Александра Невского во Псков». |
|
|
4. |
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
|
1 |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Прокофьев «Александр Невский».
|
Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых /Александр Невский, Сергий Радонежский, Княгиня Ольга, Великий князь Владимир/, знакомство с песней-гимном стихирой, слышать торжественный, праздничный характер. Сравнить музыку Бородина, Мусоргского с картиной Васнецова. |
|
|
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»
|
|
|
||||
5. |
« Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка. |
1 |
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома». Описать чувства ребенка. Сравнить с настроением стихотворения Пушкина. Уметь выразительно читать стихи. Сравнить хор Шебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворением Пушкина. |
|
|
6. |
Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
|
Сравнивать музыку Чайковского и стихи, слышать мечтательный, задумчивый характер. Знать сказки Пушкина, вспомнить героев сказки о царе Салтане, услышать, как в музыке передается сказочность. Назвать знакомые музыкальные инструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны. Знать понятие тембра и регистра. |
|
|
7. |
«Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда». |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. |
Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые. В музыке Мусоргского из «Бориса Годунова» услышать отголоски колокольных звонов, определить характер музыки. |
|
|
8. |
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
|
1 |
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. |
Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знать отличительные особенности жанра романса. |
|
|
9. |
Романсы на стихи Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый». |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. |
Уметь определять на слух музыкальные произведения. |
|
|
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»
|
|
|
||||
10-11. |
Глинка «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств». |
2 |
Дальнейшее знакомство с музыкой оперы. Знакомство с песнопениями русской Православной церкви. |
Услышать интонации народной польской и русской музыки. Определить содержание арии Сусанина, характер музыки. |
|
|
12. |
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
|
1 |
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
|
Слышать интонационное своеобразие музыки других народов. Сравнивать музыку Мусоргского «Пляска персидок » и Глинки «Персидский хор», отличия от русской музыки. |
|
|
13. |
Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна
|
1 |
Народная и профессиональная музыка.
|
Услышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки, сравнить с картиной Сарьяна «Армения». В « Колыбельной Гаяне» обобщить особенности как армянской, так и русской музыки. Определить характер танца с саблями. |
|
|
«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
|
|
|
||||
14. |
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. НРК Песни родной стороны. |
1 |
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. |
Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами России. Исполнять народные песни с движением. |
|
|
15. |
Оркестр русских народных инструментов. нрк. Творческие коллективы Урала.
|
1 |
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. |
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. |
|
|
16. |
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. |
1 |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. |
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. |
|
|
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»
|
|
|
||||
17. |
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Чайковский «Вариации». |
1 |
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
|
Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию хора «Уж как по мосту, мосточку». Выявить интонационное сходство. |
|
|
18. |
Мусоргский «Картинки с выставки» «Старый замок». |
1 |
Различные виды музыки: инструментальная.
|
Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки. |
|
|
19. |
«Счастье в сирени живет». Рахманинов романс «Сирень». |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. |
Найти общие черты в музыке Рахманинова и Шопена, знать особенности полонеза, вальса, мазурки. Определять на слух трехчастную форму музыки. |
|
|
20. |
«Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы Шопена. |
1 |
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. |
Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй, современна ли музыка сонаты. Сравнить музыку Бетховена со стихотворением Заболоцкого. |
|
|
21. |
Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола». |
1 |
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. |
Увидеть интернациональность музыкального языка. Закрепить средства выразительности, свойственные баркароле. Сравнить с ноктюрном Бородина /любование природой/. Составить сравнительную характеристику музыки Глинки и Чайковского. |
|
|
22. |
«Царит гармония оркестра». Концертные залы Челябинска |
1 |
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. |
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. |
|
|
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»
|
|
|
||||
23. |
Театр музыкальной комедии. Мюзикл. |
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. |
Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. |
|
|
24. |
Балет «Петрушка»
|
1 |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
|
Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
|
|
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»
|
|
|
||||
25. |
Святые земли Русской. Илья Муромец. Бородин «Богатырская симфония». Мусоргский «Богатырские ворота». |
1 |
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
|
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
|
|
26. |
Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Урала.
|
1 |
Народные музыкальные традиции Отечества.
|
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
|
|
27. |
Праздников праздник, торжество из торжеств. |
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. |
Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. |
|
|
28. |
Родной обычай старины. Светлый праздник.
|
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
|
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
|
|
|
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
|
|
|
||||
29. |
Народные праздники. Троица.
|
1 |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
|
Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты. |
|
|
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»
|
|
|
||||
30. |
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
|
1 |
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. |
Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. |
|
|
31. |
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
|
1 |
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. |
Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. |
|
|
32. |
В каждой интонации спрятан человек.
|
1 |
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. |
Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. |
|
|
33. |
Музыкальный сказочник. |
1 |
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
|
|
34.. |
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. |
1 |
Выразительность и изобразительность в музыке.
|
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
|
Материально – техническое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение
|
Методическое обеспечение |
3 класс |
|
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 3 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010.
|
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
|
4 класс |
|
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2010.
|
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.